"Волшебная бумага"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Волшебная бумага"
Автор: Саманова Лариса Робертовна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №7 «Колокольчик» г.Янаулмуниципального района Янаульский районРеспублики БашкортостанАдрес: 452800, город Янаул, ул. Некрасова, д. 11.Телефон: 8 (34760) 5-68-17, 5-43-08E-mail: Сайт: detsad7yanaul.edu-rb.ruПринята Утверждаю:на заседании Заведующий МАДОУ Педагогического совета ДС № 7 «Колокольчик» г.Янаулпротокол от 31.08.2018 г. № 1 ___________ А.И.Саляхова Приказ от 31.08.2018 г. № 113ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Волшебная бумага»(срок реализации:1 год, возраст детей: 3-4 года) Автор-составитель программы: Саманова Лариса Робертовна воспитатель МАДОУ ДС № 7 «Колокольчик» г.Янаул МР Янаульский район РБЯнаул, 2018Содержание
  • Пояснительная записка.........................................................................3 стр.
  • Учебно-тематический план..................................................................6 стр.
  • Содержание программы......................................................................11 стр.
  • Методы и приемы................................................................................15 стр.
  • Список литературы..............................................................................16 стр.
  • I. Пояснительная запискаВ настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально – положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рванная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышамиАппликация (техника бумажная пластика) – это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству. А также организовывает увлекательный и содержательный досуг.Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов. Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в аппликации, осваивать новые технологии и материалы и применять их в своём творчестве, но и пробудить интерес к творческой деятельности, которые в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.Задачи:1) Образовательные:
  • формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации;
  • учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
  • учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции)
  • обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги);
  • 2) Развивающие:
  • развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
  • развитие речевых навыков;
  • развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
  • 3) Воспитательные:
  • воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
  • воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
  • Возраст детей: 3-4 годаРежим работы: 1 раз в неделюДлительность кружка: 15 минОжидаемый результат:- Овладение  основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои усилия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. -Освоение навыков работы с клеем.-Дети научатся различным видам аппликации.-Разовьют мелкую моторику рук, глазомер.-Разовьют художественный и эстетический вкус.-Фантазию и творческие способности.-Активность и самостоятельность.-Сформируется умение взаимодействия друг с другом.ll. Учебно- тематический планIII. Содержание программыТема №1 (60 мин.)«Знакомство с творческим искусством»Основные вопросы: -Знакомство с приемами работы.-Развивать устойчивый интерес к аппликации.-Учить различать и правильно называть круг, квадрат и треугольник.-Различать формы по величине (большие и маленькие).-Учить красиво располагать аппликацию на листе бумагиПрактическая работа: Игры на основе плоскостной мозаики. Ознакомление детей с различными формами и приемами наклеивания. Коллективная работа «Вот какие у нас листочки!». Наклеивание готовых форм, различать красный и зелёный цвета.Материал: силуэтные картинки, цветная бумага, клей ПВА, картон.Знать: Значение материала, общую классификацию материала с которым работают.Тема №2 (60 мин.)«Щедрые дары осени»Основные вопросы:-Беседа, рассматривание картин.-Научить видеть конечный результат задуманной работы.-Повторение осенних месяцев и их примет.Практическая работа: Учить мять бумагу, скатывать из неё комочки, обмакивая в клей приклеивать их к картону.Материал: Двусторонняя бумага ярких цветов(жёлтый, оранжевый, красный), 1/2 альбомного листа, клей, кисти, салфетки, ¼ тонированного листа ватмана, засушливые листья рябины,Знать: Значение правил безопасности труда и поведения в природе, на рабочем месте, общую классификацию материалов.Уметь: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу.Тема №3 (60 мин.)«В мире прекрасного»Основные вопросы: -Знакомство с живой природой и ее обитателями.-Чтение худ. литературы «О ёжике и медвежонке»- Просмотр мультфильма про тучку.Практическая работа: Коллективная работа «Корзина для ёжика». Разрывать бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт большой тучки.Материал: 1/2 альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого красного, зеленого цветов, клей ПВА.Знать: Правила безопасного поведения в природе и поведения на рабочем месте.Уметь: Эстетично оформить работу, соблюдать личную гигиену.Тема №4 (60 мин.)«Здравствуй, гостья Зима»Основные вопросы: -Беседа о зиме, чтение произведений о зиме, динамические паузы под музыку, пальчиковые гимнастики, рассматривание слайдов с зимними сюжетами.Практическая работа: Сминать бумагу в комочки. Составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников)Материал: Картинка с изображением снеговика, ватные диски разной величины, кусочки цветного картона, фломастеры, клей, кисти, салфетки. Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза или Снегурочки. ¼ тонированного листа ватмана с изображением деревьев.Знать: Значение инструментов, используемых в работе, правила поведения на рабочем месте.Уметь: Работать с коллективом, подготавливать рабочее место, эстетично оформлять изделия, владеть безопасными приемами работы с инструментами.Тема №5 (45 мин.)«Ура, каникулы»Основные вопросы: -Знакомство с зимним видом спорта, играми, беседы.-Чтение худ. литературыПрактическая работа: Создавать образ шарфа с узором из геометрических фигур.Материал: Кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфеткиЗнать: Назначение инструментов, используемых в работе, правила безопасного поведения в природе и на рабочем месте.Уметь: Владеть техникой изготовления поделки.Тема №6 (60 мин.)«День защитников Отечества»Основные вопросы: -Закрепление знаний о праздниках «День защитников Отечества», «День святого Валентина»; о традициях дарить подарки.-Изготовление подарков для близких людей.-Классификация видов войск.-Изготовление заготовок, раскрашивание поделок, сушка материала.Практическая работа: Изготовление открыток к 23 февраля «Подарок папе». Материал: ¼ тонированного листа ватмана, (в виде российского флага), заготовки для самолетов.(прямоугольники, полоски), цветная бумагаклей, кисти, салфетки.Знать: Назначение предметов, используемых в работе. Общую классификацию материалов, правила безопасности.Уметь: Закреплять умение составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера (прямоугольников, полосок).Тема №7 (60 мин.)«Весна идет, весне дорогу»Основные вопросы: -Обобщение весенних признаков, закрепление названий и примет весны.-Чтение стихов о весне, пальчиковые гимнастики по теме, просматривание иллюстраций о домашних цветах.-Слушание и пение песен о маме.Практическая работа: Располагать элементы узора на листе бумаги. Работа в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага.Материал: ¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей ПВА, кисти, салфетки.Знать: Назначение инструментов, правила поведения за рабочим столом и в природе.Уметь: Умение выполнить поделку следя за показом воспитателя и слушая устные пояснения, четко следовать инструкциям.Тема №8 (60 мин.)«Мир вокруг нас»Основные вопросы: -Знакомство с природными явлениями, рассматривание картинок о природе.-Чтение худ.литературы. Беседа о весне. Рассматривание иллюстраций «Летний луг». Пальчиковая гимнастика «Жук».Практическая работа: Коллективная работа. Изготовление панно «Ромашковый луг».Материал: ¼ тонированного листа ватмана с контурным изображением веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей ПВА, кисти, салфетки.Знать: Значение инструментов, используемых в работе, общую классификацию материалов, правила безопасного поведения в природе и на рабочем месте.Уметь: Умение выполнить поделку следя за показом воспитателя и слушая устные пояснения, четко следовать инструкциям.Тема №9 (60 мин.)«Летнее настроение»Основные вопросы:-Подведение итогов о проделанной работе за год.-Выставка работ.-Родительское собрание «Чему мы научились за год».- Проведение выставок детских работ.Практическая работа: Создание выразительных образов луговых цветов – желтых и белых одуванчиков – в технике обрывной аппликации.Материалы: ½ альбомного листа с контурным изображением листочка, бумажные салфетки зеленого цвета, бумага желтого цвета, кусочки цветной бумаги, клей, кисточки, салфетки.Знать: Правила работы в коллективе, общую классификацию материалов.Уметь: Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги по контуру, наклеивать заготовку частично, чтобы она получилась объемной (листики).IV. Методы и приемыПрограмма рассчитана на художественно-эстетическое направление, которое тесно взаимодействует с познанием, что положительно влияет на развитие внутреннего мира ребенка.Методы, используемые на занятиях кружка:- беседа, рассказ, сказка; пальчиковая гимнастика;- рассматривание иллюстраций; - использование игровой деятельности; - воспроизведение музыкальных композиций;- чтение художественной литературы; - воплощение задуманного в окончательный результат со стимулированием положительного настроя; - побуждение к эмоциональной отзывчивости (удивление, восхищение, проявление интереса, увлечение);- показ образца выполнения последовательности работы. Для средства самовыражения и развития эстетической направленности ребенка осуществляется посредством:- создания благоприятной эмоциональной сферы;- внедрения активных методов работы с детьми;- предпочтения и интереса детей;- проявления собственного самовыражения детей «средствами» воображения, образного мышления;- создания рабочего места, решающего потребности ребенка в творчестве.Форма занятий – тематическая совместная деятельность.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: - составление альбома работ; -проведение выставок детских работ;- презентации и отчет для родителей на родительских собраниях;- отчёт на итоговом педагогическом совете №5;- конкурсы внутри группы;V. Список литературы1. Корнева Г.М. Бумага: Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2001.2. Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет-М: Стрекоза,2010.4. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно – методическое пособие.- СПб.: «Детство – пресс»; 2008.5.  Грушина Л.В. Игрушки в интерьере. Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999..6. Грушина Л.В.Что имеем, то храним. Мастерилка.- Москва: «Карапуз»; 1999.7. Гришина Н.Н, Анистратова А.А.Поделки из кусочков бумаги – М.,Оникс, 2009 г.8. Корнева Г.М. Поделки из бумаги.- Изд. дом «Кристалл»-2002.9.НевилькоН. Волшебные салфетки - Обруч,2003,№110.Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика. Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.11.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст.- М.: «Карапуз», 2010.-144с.12.Янушко Е.А. Аппликация с детьми раннего возраста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.13.Малышева А,Н. Аппликация: подарки, открытки, сувениры.- Ярославль: ООО «Академия развития», 2011.- 128с., ил.14.Зайцев В,Б. Поделки из листочков.- М., 2011 (Новогодние игрушки. Поделки из бумаги. Аппликация)15.Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт.-сост.Е.В. Полозова. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов.- ИП Лакоценин С.С., Воронеж.- 2009.