"Использование деятельности разного вида для становления осознанного отношения детей к природе"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование деятельности разного вида для становления осознанного отношения детей к природе"
Автор: Петрова Евгения Олеговна

Использование деятельности разного вида для становления осознанного отношения детей к природеПредопределяющим в отношении детей к природе, в соответствии с данными экологической психопедагогики (С. Дерябо, В. Ясвин), стал когнитивный компонент – это стремление и готовность ребенка к получению, поиску и обработке информации по объектам природы.Психологами экспериментально исследовано, что уровнем воспитания познавательной области определяется характер согласованности с объектами природы и отношением к ним. Таким образом, чем выше становится уровень знаний дошкольников о природе, тем чаще они обнаруживают познавательный интерес к окружающей среде, при этом они ориентируются на благополучие и состояние самих объектов, а не на оценку их взрослыми. Важно своевременно использовать эту возрастную особенность дошкольников для организации процесса их взаимодействия с миром природы. Знакомство с миром природы должно предусматривать соблюдение такого принципа, как гетерогенность экологической деятельности. Он состоит в педагогической целесообразности предоставления ребенку возможности осуществлять разнообразную познавательную деятельность, которая связана с природной средой. Психологическими особенностями дошкольников предопределяется употребление активных форм познавательной деятельности. Преимуществом при этом обладают непосредственные наблюдения, игры, опыт, уход за животными и растениями, но целесообразным будет и использование других видов деятельности.О большой роли наблюдений и его воспитательном значении в жизни ребенка говорил еще И.Г. Песталоцци: «Я хочу, чтобы наблюдение всегда предшествовало слову и, чтобы точные знания всегда предшествовали суждению». «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнение в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!».В изучении естественных знаний, как и знаний о человеке приоритет отдается поисково-исследовательской деятельности. Ею гармонично интегрируется все разнообразие как теоретических знаний, так и различных навыков и умений по отношению к их приобретению и переносу в различные области жизнедеятельности дошкольника. При помощи исследовательской работы развиваются познавательные интересы ребенка, умение обобщать, его мышление.«Зеленым царством» растений привлекается интерес ребенка и вызывается его заинтересованность. Систематически взаимодействуя с растениями, ребенок начинает понимать, что внешние признаки (цветом, формой, размером и т.п.) служат, прежде всего, показателями уровня благополучия растений, наличием необходимых условий для жизни. Поэтому, понимая состояние растения, ребенок «сочувствует» ему и помогает. Поливать, пересаживать, очищать от пыли разные растения, дошкольник будет сначала под руководством взрослых, а потом уже самостоятельно, ребенок будет опекать зеленых друзей. Дошкольник, воспитывающийся в условиях «зеленой» школы, может видеть красоту клумбы, букета в вазе, пейзажа. В парке, лесу, на лугу он станет любознательным и наблюдательным.Животные, так же как и растения, могут приносить большую радость. Дошкольники активно контактируют с ними, потому что мир меньших наших братьев очень привлекателен. В отличие от растений, животным присуще определенное поведение. Ребенок замечает частичное внешнее сходство человека и животных, и уже с ранних лет понимает, что они - живые существа. Животные могут быть неповторимыми и своеобразными как внешне, так и по своему поведению. Например, многие из них имеют органы, которых нет у людей - хвост, рога, копыта, плавники, клюв и тому подобное. Умелая организация работы с детьми по уходу за живыми существами позволяет педагогу решить задачу воспитания у детей заботливого отношения к животным и бережного отношения к природе. В развитии экологического сознания главное место отдается игровой деятельности. В ней вырабатываются у детей основные нравственные нормы и правила по поведению в природе. Педагогически правильным является при организации игровой деятельности добиваться самого глубокого самовыражения детей, их активных действий, которые не будут идти в разрез с установленными правилами и нормами постижения окружающей природы.Лучше всего задачам развития экологического сознания отвечают дидактические игры. Учеба, активизация познания часто происходит в форме игры. Экологизация дидактических игр может быть усилена принципом парности. Его реализация может быть достигнута отбором тех заданий, которые могут привести ребенка по пути самостоятельных решений, через поиск ответов на те вопросы, которые могут подаваться в картинках, иллюстрациях, или даже в сокрытом виде.В разработке игр экологической направленности также нужно уметь максимально использовать возможности творческих игр детей. Воспитательным и познавательным эффектом эти игры могут обладать, если предельно приблизятся своим сюжетом к проблемам экологического воспитания, реальному существованию объектов и явлений природы, образцам поведения, которые характеризует ребенка не только в играх, но и в своей роли в такой игре. Бесспорное значение таких творческих игр заключено в том, что дошкольники на практике овладевают стандартами взаимоотношений между людьми, их гуманным и заботливым отношением к природе.Существуют еще множество различных видов деятельности, которым и могут формироваться экологические знания, которые служат обязательным компонентом в формировании экологической культуры. К ним относятся экскурсии в природу; путешествия, музыкальная, изобразительная, театральная деятельность; разрешение социальных и моральных задач, различных проблемных вопросов; чтение литературы, знакомство с народными традициями в природоведении, опытом приумножения, сохранения и применения природных богатств, которые передавались поколениями русского народа: Это освещено в разных видах народного творчества: пословицах, загадках, легендах, поговорках, играх.Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок - активный субъект. Путем общения, наблюдения, экспериментирования, игры, природоохранной и других видов деятельности дошкольники приобретают полезный персональный опыт. Они должны ощутить собственные возможности в познании мира и взаимодействии с ним, постигать то, что наблюдают, верно выражать своё личное мнение, озвучивать чувства. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности.