Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ФГОС.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ФГОС.
Автор: Болотова Лариса Анатольевна

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ФГОС. При реализации ФГОС значение проектной и исследовательской деятельности в биологическом образовании намного выше по сравнении с обучением по программам предыдущих лет. Прежде всего это связано с условиями новой информационной действительности, в которой все меньше места остается для человека, не способного к постоянному самостоятельному развитию профессиональных и социальных компетентностей. Современный работник любой сферы производства вынужден постоянно перерабатывать совершенно новую для себя информацию, принимать нестандартные решения, уметь эти решения обосновать и защитить. Взаимопроникновение технологий и теоретических знаний достигло такой степени, что становится необходимым по – новому строить процесс обучения школьников, готовя их к профессиональной деятельности. Биология, являясь наукой о живых организмах и всем, что с ними связано, как никакая другая располагает к использованию практической направленности. Каждая лабораторная работа не что иное, как практикоориентированная деятельность. Кроме того, лабораторные и практические работы увеличивают степень самостоятельности ученического труда, развивают умения работать с источником знаний, развивают коммуникационные способности подростков. Дети очень любят такой род деятельности. Однако, увеличивать число практических работ с учётом малого количества часов в учебном плане невозможно, поэтому для себя я сделала вывод, что необходимо внедрение новых педагогических технологий в систему преподавания . Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Практика показывает, что элементы проектной деятельности можно эффективно применять на каждом уроке, однако полноценную проектную деятельность проще организовать в условиях внеурочной или самостоятельной досуговой деятельности обучающихся, а вот результат/продукт работы может быть презентован на уроке. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика зачастую привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Однако возможно проведение метапредметных проектов. В своей практике я проводила метапредметные проекты по биологии и технологии, а так же по биологии и информатике. К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся
  • Типы проектовИсследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Примеры: эссе, исследовательские рефератыТворческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника. Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Примеры: газета, видеофильм, подготовка выставкиИгровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Примеры: кроссворды, сценарий праздника, фрагмент урока.Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Примеры: доклады, сообщенияПроекты бывают:Краткосрочные (это могут быть проекты, предусмотренные для проведения на уроке или во внеурочное время).Долгосрочные (требующие длительного наблюдения, постановки эксперимента, сбор информации, данных, их обработки). В заключение хочу отметить, что выполнить учебный проект под силу любому обучающемуся, вне зависимости от его способностей. Важной задачей для учителя, на начальной стадии организации проектной деятельности, является умение привлечь обучающегося к этому, заинтересовать и объяснить, что простые действия могут привести его к успешности.