Мастер-класс «Декодирование правил на уроках русского языка как одно из средств понимания информации (из техник смыслового чтения)»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мастер-класс «Декодирование правил на уроках русского языка как одно из средств понимания информации (из техник смыслового чтения)»
Автор: Омельченко Ульяна Александровна
Мастер-класс «Декодирование правил на уроках русского языка как одно из средств понимания информации (из техник смыслового чтения)»Ведущая: Омельченко У.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №1» г.Ноябрьск.Цель мастер-класса: познакомить педагогов с приемами смыслового чтения. Представить прием «декодирования текста» на уроках русского языка как одно из условий формирования универсальных учебных действий, направленное на понимание усваиваемой информации. Ход мастер-класса.Стадия «Вызов». Наша учительская практика, наблюдение за учениками, к сожалению, констатирует факт перегруженности внимания у наших учащихся, а ведь наука объясняет, чем оно вызвано: мы живем во время, которое требует одновременного выполнения целого комплекса задач. Тем временем мозг наш ничем не отличается от мозга человека каменного века, и наукой доказано, что чем больше задач старается выполнить человек одновременно, тем хуже он с ними справляется, возникает поверхностность восприятия. «Многозадачники не делают различий между важной и неважной информацией, потому что вообще не в курсе, что делают в текущий момент». Мы с вами работаем с многозадачниками, это веяние времени, но должны обеспечить качественное образование, соответствующее сложным задачам, обозначенным во ФГОС, а это сделать практически невозможно без глубокого понимания информации. Поэтому совершенно логично, что внимание науки приковано к чтению, факторы внимания к чтению совершенно обоснованы: Письменная коммуникация преобладает над устной: например, общение в формате переписки в социальных сетях, а это значит, что значит источник познания реализуется через чтение;Расширилась «роль» чтения в образовании: появилось обучение в дистанционном режиме;Компактность, мобильность, доступность электронной информации сделали переход на электронный носитель текста доступным, многие предпочитают именно электронный формат книги;Все эти объективные реалии выявили глубокую проблему качества чтения, учителя особенно волнует глубина понимания текста, обилие сокращенной информации, бренды, слоганы.В результате мы получили смену модели чтения, что потребовало смены методик обучения чтению и приобщения к чтению, для учителя это стало обязательным требованием к его компетентности.После каждого объяснения материала, мы хотим от ученика ПОНИМАНИЯ. Дайте, пожалуйста, толкование этому понятию. (выслушиваю варианты ответов). Если обратиться к различным словарным справкам, то получим следующие варианты (показ таблицы на слайде):Теперь я обращаю ваше внимание на высказывание Л.Н. Толстого - «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью». Свяжите смысл этих слов с понятием «понимание». (комментарии представителей групп). Ключевой термин мы с вами разобрали – понимание, именно этого смыслового навыка мы хотим от своих учеников. Методический комментарий: сейчас вы отработали в стратегии – работа с понятием, задействовали мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения и закрепили термин «понятие», используя стратегию «собственная точка зрения», которая Н.Н. Сметанниковой названа как отдельная стратегия обучения, формирующая познавательные УУД.2. Стадия «Осмысление».Каждый из нас в работе опирается на учебные тексты. Выделяются 2 вида информации в учебном и научном текстах. Сплошные и несплошные тексты. Предложите ассоциации, которые вызывают у вас эти понятия - «сплошной» текст и «несплошной» текст. Я буду фиксировать ваши ассоциации. А теперь предлагаю точное объяснение этих понятий и примеры форм сплошных и несплошных текстов. Сравните ваши предположения. Методический комментарий: проведенная сейчас работа - это тоже одна из смысловых стратегий – Ассоциативный куст. Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. В обычной урочной работе это может выглядеть так: дается ключевое слово или заголовок параграфа, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом. Какие же типы информационных текстов мы встречаем в учебниках? (универсальные), сочетание сплошных и несплошных текстов в зависимости от специфики содержания предмета какой-то тип текста преобладает. В обычной жизни мы ведь чаще сталкиваемся с несплошными текстами, и уметь их декодировать, осмысленно понимать информацию - очень необходимое, актуальное умение. Так вот, наши отечественные ученые, лингвистам их фамилии более известны - Г.Г.Граник, С.М. Бондаренко, Л.А.Концевая, утверждают, что «важным средством понимания является самостоятельное составление схем, чертежей или таблиц, отражающих содержание текста». Попробуем с вами привести в структурированную схему одно из проблемных правил, сложных для усвоения учащихся: правописание суффиксов причастий. В учебно–методических комплексах из-за сложности материала, он изложен в пошаговом усвоении ( залог- время- выбор суффикса). Применение приема декодирования текста и изложение его в структурированной матрице позволяет мне объяснить логику конструирования причастий в течение одного урока, и большую часть уделить практической отработке навыка.Построение матрицы , с опорой на имеющиеся знания:- почему только у глаголов окончания носят название «личных»? ( изменяется по лицам и числа, а значит – спрягается; при столкновении с термином «спряжение» идет повторение распределения на спряжение I или II)$- имеют ли гласные четкое закрепление в спряжениях, можем ли мы зарисовать это в схеме?- вспомните, что обозначает причастие, как часть речи? Его общее грамматическое значение? Можем ли мы это записать в формате математической формулы? Причастие = который (ая, ое, ые) + глагол- попробуйте разложить по этой формуле причастия: бегущий= который+бежит; лаявшая= которая+ лаяла; посылаемое = которое +посылают, прочитанное=которое+ прочитали. - вспомните, какие постоянные морфологические признаки имеет причастие: залог и время?- у предложенных причастий мы восстановили глагольные формы, по которым можем точно определить время, спряжение и выделить личное окончание.- предлагаю сравнить выделенные суффиксы причастий и гласные, которые пишутся в окончаниях глаголов.Методический комментарий: очень важно показать совпадение гласных, что будет являться опорой к пониманию «конструктора» суффиксов причастий с точки зрения понимания их происхождения.В ходе совместной работы составляется матрица «Правописание суффиксов причастий», которую в ходе работы можно делать с пробелами для учащихся, с целью проверки знаний.Методический комментарий: работа над пониманием правил русского языка с помощью декодирования текстов приносит результаты при обязательной системности, постепенном и обязательном введении графических знаков, работой над их пониманием, привлечении знаковой системы математических символов, символики информационной, привычной для учащихся3.Стадия рефлексииВ заключении я прошу закончить предложение:Применение приема декодирования текстов позволяет ….._____________________________________________________________Представляю свой вариант: организовать практикум текстовой деятельности, получить продукты, что называется образовательным проектом. Как видим этого вполне можно достичь в рамках одного занятия.Предлагаю также использовать для уроков обобщения материала, после прохождения крупных модулей метод кластера, с предварительным знакомством их видов и логики их считывания в виде таблицы. Продуктивно предлагать это при организации работы в группах в формате образовательных проектов, т.к. кластеры красочно и наглядно показывают систему изложения и логику упорядочивания материала.Рисунок 1Структурные модели кластеров