«Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.
Автор: Крутовская Надежда Владимировна
«Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические задачи с математическим содержанием, сравнение двух чисел.Программное содержание.1.Обучающие задачи: - упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном счете;- закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;- продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, на наглядном материале;- записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;- совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20;- упражнять в счете в пределах 20;- закрепить умение сравнивания 2-х рядом стоящих чисел, используя знаки >,<,=.- продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.2. Развивающие задачи:- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;- развивать смекалку, воображение;- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;- воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.3. Методические приемы:- игровой (использование сюрпризных моментов);- наглядный (использование иллюстрации);- словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);- поощрение, анализ занятия.4. Дидактический наглядный материал.Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами и арифметическими знаками и знаками для сравнения: «>», «<», «=»; две карточки с изображением моделей для составления задач, модель многоэтажного дома под №10 (состав числа 10), карточка образец для сравнения второго десятка, письмо от Незнайки.Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметическими знаками, карточки с зайчиками и морковками, тетради в клетку, карточки для сравнения чисел второго десятка, счетные палочки.Ход учебного занятия.Воспитатель: - Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг.Собрались все дети в круг,Я твой друг, и ты мой друг,Крепко за руки возьмемсяИ друг другу улыбнемся.Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!Воспитатель: - Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот это письмо. Его написал Незнайка. Он уже ходит в школу. Вот, что он пишет: «Дорогие ребята! Для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. А также решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. Вот и мне задали такие задания, а я затрудняюсь их выполнить. Помогите, мне, пожалуйста».Воспитатель: - Поможем Незнайке?Дети: Да!(Дети встают полукругом. Игровое упражнение «Круглый год». Воспитатель бросает мяч ребенку и дает задание, а ребенок отвечает и возвращает мяч).Игра «Круглый год».- Какое сейчас время года? (Весна)- Назови соседей весны. (Зима, лето)- Назови весенние месяцы по порядку. (март, апрель, май)- Назови пропущенный месяц: декабрь, …, февраль. (Январь) - Назови пропущенный месяц: октябрь, …, декабрь. (Ноябрь) - Назови соседей зимы. (Осень, весна)- Назови осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).- Назови зимние месяцы по порядку. (Декабрь, январь, февраль).- Назови соседей лета. (Весна, осень).- Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).- Назови все месяцы по порядку: сентябрь...(Дети передают мяч друг другу).- Скажите, с какого месяца начинается календарный год? (С января).- А каким месяцем год заканчивается? (Декабрём).- Сколько всего месяцев в году? (12)- Сколько всего времён года? (4)- Молодцы, вспомнили последовательно времена и месяцы года.Воспитатель: - Ребята, а сейчас тихонечко займите свои рабочие места.Работа с раздаточным материалом.Воспитатель:- Выложите в ряд столько зайчиков, сколько показывает цифра на моей карточке.(У воспитателя карточка с цифрой 5).- Сколько взяли зайчиков? (5)- Какую цифру поставим рядом с числом 5? (Цифру 5)- Что любят кушать зайчики? (Морковку).- Сколько надо взять морковок, чтобы хватило каждому зайчику? (5 морковок).- Поставьте цифру, которая показывает 5 морковок. (Цифра 5).- Сколько всего мы взяли зайчиков и морковок? (10).- Как получили число 10?Дети: - Из двух меньших чисел: 5 и 5.Воспитатель: - Запишите у себя на столе равенство.(5+5=10).- Что можно сказать про количество зайчиков и морковок?Дети: - Их поровну, одинаково, по пять.Воспитатель: - Молодцы.- Ребята, сейчас мы с вами узнаем из каких еще двух меньших чисел можно составить число 10.- Обратите внимание на дом.- Скажите, как он называется? (многоэтажный).- Молодцы. Правильно. А какие еще есть дома? (одноэтажные). Молодцы.- Назовите № дома. (№10).- Ребята, помогите мне заселить цифры в квартиры так, чтобы вместе они составили число 10.- Сначала посчитаем, сколько этажей в доме? (5)- На каждом этаже сколько квартир? (Две).- Молодцы. Ребята, заселять цифры мы будем снизу вверх.- Вика, засели цифры в квартиры на первый этаж.(1 и 9, а вместе 10).(Дети заселяют цифры в квартиры, а в конце проверяем все варианты состава числа 10).1 и 9, а вместе 102 и 8, а вместе 103 и 7, а вместе 104 и 6, а вместе 105 и 5, а вместе 10- Ребята, а какие еще варианты состава числа 10 существуют? (называют наоборот 9 и 1, 8 и 2, 7 и 3, 6 и 4).- Давайте вспомним стихотворение С. Я. Маршака «Веселый счет».Ноль катился по страницеИ не значил ничего.Рядом встала единица,Сделав Десять из него!- Молодцы, ребята. Справились с заданием, и Незнайка благодарит Вас.Воспитатель: - А сейчас, ребята, проявите находчивость, смекалку и юмор. Послушайте задачи-шутки:Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах? (2 кг).У животного 2 правые ноги, 2 левые ноги, 2 ноги спереди, 2 ноги сзади. Сколько ног у животного? (4).Сколько лап и двух медвежат? (8).Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. А теперь немножко отдохнем. (Тихо встают возле столов).Физкультминутка.Раз – согнуться, разогнуться.Два – нагнуться, потянуться.Три – в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре – руки шире.Пять, шесть – тихо сесть.Семь, восемь – лень отбросим!Воспитатель: - А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи по картинкам.- Давайте вспомним, из чего состоит задача.Дети: задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.(На доске появляется таблица).УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).ВОПРОС (то, что нужно найти).РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать,чтобы ответить на вопрос).ОТВЕТ (результат от ответана поставленный вопрос).Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить? («+»).- А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить? («-»).- Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи? (2).- Обратите внимание на картинку. Посчитайте, сколько птичек сидит на ветке? (8), а сколько летит птичек? (2). Попробуйте составить задачу по этой картинке.Дети: На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички. Сколько стало птичек на ветке?Воспитатель: - Назовите условие задачи. (На ветке сидели 8 птичек. К ним прилетели еще 2 птички).- Назовите вопрос. (Сколько стало птичек на ветке?).- Эта задача на сложение или вычитание? (Сложение).- Нужно записать решение задачи.- …, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (8+2= )- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.- …, сколько надо взять палочек? (8)- …, сколько надо добавить палочек к 8? (2)- Сколько стало палочек? (10)- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.(8+2=10)- Какой же ответ? (На ветке стало 10 птичек).- Посмотрите на следующую картинку и составьте задачу.Дети: У девочки было 9 шаров. Один шар улетел. Сколько шаров осталось у девочки?Воспитатель: - Назовите условие задачи. (У девочки было 9 шаров, один шар улетел).- Назовите вопрос. (Сколько шаров осталось у девочки?).- Эта задача на сложение или вычитание? (Вычитание).- Нужно записать решение задачи.- Максим, запиши на доске, а вы ребята выложите решение у себя на столе. (9-1= )- Чему равно узнаем с помощью счетных палочек.- Света, сколько надо взять палочек? (9)- Ваня, сколько надо отложить палочек от 9? (1)- Сколько осталось палочек? (8)- Запишите ответ и прочитайте решение задачи.(9-1=8)- Какой же ответ? (У мальчика осталось 8 шаров).- Ребята, мы видим, что действие «сложение» приводит к увеличению числа, а действие «вычитание» - к его уменьшению.Работа со вторым десятком.(Дети встают перед фланелеграфом полукругом).Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами продолжаем учиться считать до 20.- Саша, выложи цифры от 11 до 20. Прочитайте эти числа по порядку.- Соня, посчитай обратно от 20 до 11.- Миша, найди число 15 и покажи сколько в нём десятков и единиц. (ребенок обводит указкой десятки и единицы).- Один десяток, это сколько счетных палочек? (10 палочек).- Даша, найди число 20 и расскажи про него.(2 десятка и 0 единиц).- 2 десятка, это сколько счетных палочек? (20 счетных палочек).- Молодцы.- А сейчас поиграем в игру «Найди ошибку».- Ребята, обратите внимание на счетный ряд. Все числа идут по порядку. По моей команде, вы закрываете глаза, а теперь откройте и найдите ошибку. Исправьте её.(Ребенок находит ошибку и исправляет ее. Теперь этот ребенок становится ведущим).Воспитатель: - А сейчас тихонечко займите свои места.- Перед вами у каждого карточка с двухзначными числами. Сравните эти числа с помощью арифметических знаков.(Дети выполняют задание).(По окончании дети с воспитателем проверяют по образцу правильность выполнения задания. Образец на доске). 17=17Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием и помогли Незнайке.- А теперь Незнайка приготовил вам графический диктант.- Перед вами листок в клетку и простой карандаш. Послушайте задание. Отступи 5 клеток слева, поставь маленькую точку, 3 клетки сверху, ставь точку и начинай рисовать:1 – вправо3 – вниз2 – вправо2 – вниз1 – влево2 – вниз3 – вправо3 – вниз1 – влево1 – вверх1 – влево2 – вниз1 – вправо2 – вниз2 – вправо1 – вниз6 – влево1 – вверх1 – влево1 – вверх1 – вправо12 – вверх- Что получилось? Как ты догадался, что это заяц? (У зайца длинные уши и маленький хвостик.)- Дорисуйте зайчику глазик.Воспитатель: - Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в зайчиков. Наденьте шапочки. (У воспитателя на столе маски зайчат).Воспитатель: - Были ребятки, а стали зайчатки. Встаньте вкруг и проговаривайте вместе со мной.- К нам сегодня в детский садПрискакали зайчики.Полюбили очень ихДевочки и мальчики.Пригласили их плясать,Дружно ножки выставлять,Присядь вправо, присядь влево,А затем кружись ты смело.И ладошки у ребятСловно листики шуршат.Воспитатель: - Молодцы. Снимите шапочки. Были зайчатки, стали ребятки.Итог занятия.Воспитатель: - Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли Незнайке.- Что же мы сегодня нового узнали?- Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)- Незнайка благодарит вас за помощь и дарит вам вот такое улыбающееся солнышко.- А сейчас покажите, какое у вас настроение.- У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!