Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС.
Автор: Мурзина Светлана Викторовна, Евстегнеева Галина Николаевна, Перушкина Людмила Александровна
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению1«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. По ФГОС одним из приоритетных направлений деятельности детского сада является проведение физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и путем использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ.Суть здоровьесберегающих технологийЗдоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;организация образовательного процесса в детском садике без негативного влияния на здоровье детей.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач: закладывание фундамента хорошего физического здоровья;повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;проведение профилактической оздоровительной работы;ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;мотивация детей на здоровый образ жизни;формирование полезных привычек;формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;воспитание ценностного отношения к своему здоровью.Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, организация специализированных коррекционных групп, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);физкультурно-оздоровительные (, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, и т.д.)валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников. Картотека здоровьесберегающих технологийСуществует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке педагога детского сада.ФизкультминуткиОдним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.Цель таких физкультминуток заключается в:смене вида деятельности;предупреждении утомляемости;снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;активизации кровообращения;активизации мышления;повышении интереса детей к ходу занятия;создании положительного эмоционального фона. Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.Дыхательная гимнастикаИзучение опыта работы многих педагогов дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.Использование дыхательной гимнастики помогает:улучшить работу внутренних органов;активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;тренировать дыхательный аппарата;осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;повысить защитные механизмы организма;восстановить душевное равновесие, успокоиться;развивать речевое дыхание.На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.Пальчиковая гимнастикаПальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:осязательных ощущений;координации движений пальцев и рук;творческих способностей дошкольников.Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:массаж;действия с предметами или материалами;пальчиковые игры.Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.Гимнастика для глазОна подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:снятия напряжения;предупреждения утомления;тренировки глазных мышц;укрепления глазного аппарата.Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.Обычно образец выполнения каждого действия показывает педагог, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.Психогимнастика Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:проведение психофизической разрядки;развитие познавательных психических процессов;нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;коррекция отклонений в поведении или характере.Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:этюдов с использованием мимики и пантомимы;этюдов на изображение эмоций или качеств характера;этюдов с психотерапевтической направленностью.Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.РитмопластикаРитмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:восполнение «двигательного дефицита»;развитие двигательной сферы детей;укрепление мышечного корсета;совершенствование познавательных процессов;формирование эстетических понятий.Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.ИгротерапияУ дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Игротерапия подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:проявить эмоции, переживания, фантазию;самовыразиться;снять психоэмоциональное напряжение;избавиться от страхов;стать увереннее в себе.Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.АроматерапияАроматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:улучшение самочувствия и настроения детей;профилактика простудных заболеваний;решение проблем со сном.Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:фитотерапию;цветотерапию;музыкотерапию;витаминотерапию;физиотерапию;песочную терапию.Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.Десять золотых правил здоровьесбережения:Соблюдение режим дня!Обращать больше внимания на питание!Больше двигаться!Спать в прохладной комнате!Не гасить в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!Постоянно заниматься интеллектуальной деятельностью!Гоните прочь уныние и хандру!Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!Желайте себе и окружающим только добра!