учебно-методическое обеспечение предметов естественнонаучного цикла
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: учебно-методическое обеспечение предметов естественнонаучного цикла
Автор: Чужина Ольга Юрьевна
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Добрый день, коллеги! Я Чужина Ольга Юрьевна учитель химии МБОУ Гимназии №36 г. Ростова-на-Дону . Я хочу поговорить об учебно-методическом обеспечении предметов естественнонаучного цикла. Вектор деятельности учителей этого цикла (химия, физика, биология, география) совпадает с приоритетными направлениями развития образования. Это:
- качественное образование, в котором ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия, соответствующее современным образовательным стандартам и формирующее системы естественнонаучных знаний, как компонента целостной научной картины мира;
- подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути, прогнозируемые социокультурные последствия – социальная адаптация выпускников, выбравших естественно-научное направление своей профессиональной деятельностью;
- целенаправленная работа с одаренными детьми, развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование: формирование умения формулировать гипотезы, генерировать идеи, систематизировать знания, анализировать информацию, делать обобщения;
- практическая направленность работы – умение учащимися на практике применять полученные знания, использовать их в продуктивных видах деятельности, работать с различными источниками информации, выражать и обосновывать свою точку зрения, сформировать у себя необходимость экологически целесообразного поведения в жизни.
За последнее время в обществе произошли серьезные изменения – оно стало информационным. Серьезно увеличился поток информации, возросла частота изменения технологий и возникает необходимость формирование личности с определенными заданными качествами.
Парадигма
Инновационная (гуманистически-деятельностная)
Модель обучения
Развивающая
Личностная
Цели
Развитие в процессе
Создание условий для саморазвития личности ребенка (упор на личность)
Критерии оценивания
Участие в процессе решения задач (только с положительной оценкой)
Усилие личности, которые приводят к положительным изменениям
Мотивация
Интерес (экспериментальные игры, дискуссии)
Личностная заинтересованность (состояние, где не надо прикладывать усилий)
Характер познавательной деятельности
Совместная творческая деятельность учителя и ученика
Активная самостоятельная познавательность деятельность
Позиция ученика
Учитель и ученик - партнеры
Субъект (основной способ мотивации – стимулирование по типу кнут-пряник)
Позиция учителя
Партнеры
Субъект (организатор, стимулирование – оценка)
Стиль управления
Демократичный (равенство позиций, учет интересов)
Либеральный (приоритет интересов ученика)
Роль учителя
Ведет за собой
Создает условия для развития личности
Определенная последовательность педагогических действий, приемов, форм, средств обучения, которые приводят к определенному результату, называется педагогической технологией. Учитель должен знать не только технологии, но и методы для их осуществления, он может адаптировать технологии на свой выбор.
Наиболее интересной педагогической технологией для предметов естественнонаучного цикла является технология Проектирования урока на образно-эмоциональной основе.
При ответе на вопрос Чему учить? учитель чаще всего предъявляет текст учебника, основанный на передаче безличностных знаний. В этих случаях знания, полученные учащимися, являются мертвыми, которые нужно просто запомнить. Живое знание, отличается от мертвого тем, что оно не может быть усвоено; оно должно быть построено, как строится живой образ, живое действие.
Изучение смысловых образований у детей позволило ученым сделать вывод о
2-х формах отражения действительности: понятийно-рассудочной и эмоциональной. Именно эмоциональное восприятие соответствует мотивационно-смысловой схеме. В эмоциональных образах объективная действительность отображается пристрастно с позиций заинтересованной личности, поэтому эмоциональный образ, в отличие от чисто рационального, обладает большой побудительной и оптимизирующей силой.
Главные цели технологии обучения на образно-эмоциональной основе.
Образно-эмоциональное развитие личности школьника. Отсюда – раскрытие личностных смыслов учебной деятельности.
Побуждение учащихся к выполнению успешной учебной деятельности (т.е. мотивация).
Компоненты технологии.
Предъявление учащимся ОБРАЗА (художественного, литературного, музыкального, фактического, знаниевого, опытного), посредством создания образно-эмоциональной психолого-дидактической ситуации.
Введение теоретических знаний, представленных в образах.
Создание проблемной ситуации с использованием предъявленных образов и постановка проблемы.
Организация исследовательской деятельности учащихся, направленной на анализ и взаимодействие этих образов.
Обсуждение результатов деятельности учащихся и создание ими собственных образов.
Эти компоненты можно располагать вариативно в зависимости от конкретных задач урока.
Освоение учащимися основных видов деятельности:
Личностные УУД:
- формирование эмоционального образа и интереса к изучаемой теме;
- формирование интереса к окружающему миру;
- формирование желания выполнять учебные действия (личный интерес) – целеполагания.
2. Познавательные УУД:
- знакомство с новыми понятиями;
- самостоятельное осмысление новой информации;
- осуществление познавательной деятельности и соответствующих ей познавательных учебных действий;
- соотнесение теоретических знаний с практической жизнью.
3. Коммуникативные УУД:
- умение общаться в группе одноклассников;
- работа на общий результат;
-формирование вербальных способов коммуникации (слушаю, спрашиваю, отвечаю).
4. Регулятивные УУД:
- планирование и прогнозирование результатов;
- коррекция ответов одноклассников;
- оценка своей индивидуальной работы и работы группы в целом.
Технология очень эффективная и прогрессивная! Воспользуйтесь этой технологией!