Рабочая программа 2 младшей группы детского сада


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа 2 младшей группы детского сада
Автор: Марийчина Ангелина Андреевна

СОДЕРЖАНИЕПРИЛОЖЕНИЯ
  • Комплексно-тематическое планирование
  • Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности
  • Картотека гимнастики после дневного сна
  • Картотека прогулок
  • Ссылка. Конкретное описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП с учетом возрастных особенностей воспитанников, специфики их возрастных образовательных потребностей и интересов, представлено в подразделе 2.2. ОПДО ДОУ.I.Целевой раздел1.1.Пояснительная записка1.1. Аннотация.Программа составлена педагогами группы младшего дошкольного возраста с 3-4 лет «Сказка» Марийчиной А.А. и Мухаметдиновой Д.С. на период 2018-2019 уч. г. на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и основной образовательной программы МБДОУ детского сада «Василек» Программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: «физическое развитие», «социально–коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие» и «художественно-эстетическое развитие».Цели и задачи реализации Программы 3-4 ГОДАЦель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка раннего и дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.задачи:1)​ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;2)​ обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);3)​ обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);4)​ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;5)​ объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;6)​ формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;7)​обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;8)​формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;9)​ обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, при этом обе части являются взаимодополняющими и необходимыми.Обязательная часть представлена основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Веракса. Программа построена с учетом принципов образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка; Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); Принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала); Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых, формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; Принцип решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; Принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей; Принцип соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Программа базируется на личностно-ориентированном подходе, главным направлением которого являются развитие личностного отношения к миру, деятельности, себе, воспитание гражданина, готового к дальнейшей жизнедеятельности на благо общества. При разработке Программы учитывались: 1) личностная и деятельностная направленность дошкольного образования; 2) необходимость практической направленности образовательного процесса; 3) интегративный подход к отбору и организации содержания образования;4) особенности современных детей дошкольного возраста.Часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена следующими образовательными технологиями:«Истоки» и Воспитание на социокультурном опыте, И.А. Кузьмин«Основы безопасности детей дошкольного возраста», Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р.Б. Стеркина.«Развитие речи дошкольников» О.С. УшаковаИндивидуальные особенности контингента воспитанников группы младшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности «Сказка» (3– 4года)в 2018-2019 учебном периодеКоллектив детей в основном новый (30% детей в одном коллективе в весны 2018 г., остальные – вновь прибывшие) дети только осваиваются в детском саду, знакомятся друг с другом и с воспитателями. В такой период особенно ярко видны дети с особенностями в социально-эмоциональной сфере: 2 детей проявляют агрессию, 4 – тревожность, 3 застенчивых, 3 гиперактивных ребенка. Многие дети имеют нарушения речи (12 человек), в том числе 4 детей речью не владеют вообще и не пытается ею пользоваться. Часть из этих детей проявляют холерический тип темперамента и все свои проблемы решают только с помощью кулаков, а 2 –несколько закрыты и проявляют флегматический тип темперамента. Непростая ситуация с развитием речи в группе осложняется тем, что 5 детей дети-билингвисты (вернее, чаще всего говорят на своем языке, а русский язык только понимают). Детей с ОВЗ не выявлено. На данном этапе дети проходят диагностику у логопеда и педагога-психолога. Выявлены 3 детей с нарушениями речи и нарушениями психического развития, но еще не прошли ТПМПК. Но можно отметить, что атмосфера в детском коллективе в целом доброжелательная, позитивная. Преобладает партнёрские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми возникают, но воспитатели и дети, не участвующие в конфликте, пытаются этот конфликт разрешить. Во время непосредственно-образовательной деятельности дети ведут себя в основном активно, с удовольствием осваивают новые знания, любят отвечать на вопросы и задавать их, рассуждать, находить решения проблемных ситуаций, обосновывать свой ответ. Дети быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. У детей (50%) общий уровень произвольного внимания соответствует возрасту, внимание устойчивое; они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 15 минут вместе со взрослым. У 40 % детей внимание неустойчивое: с трудом сосредотачиваются, быстро устают, отвлекаются. В группе есть ребёнок, требующий особого внимания педагогов. Ребёнок понимает требования воспитателя, но не выполняет их, протестует против всего, часто делает всё по своему, дерется с воспитателями, если что-то не по ее желанию ложится на пол, бьется об пол головой , на контакт с детьми и воспитателями не идет. Возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет. Национально-культурные особенности контингента воспитанников. Демографические особенности контингента воспитанников1.2.Планируемые результаты освоения ПрограммыПланируемые результаты освоения Программы представляют собой целевые ориентиры дошкольного образования – социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.1.2. Целевые ориентирыЦелевые ориентиры программы базируются на ФГОС ДО. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.Критерии достижения целевых ориентиров в группе младшего дошкольного возраста (с 3до 4 лет)
  • Содержательный раздел.
  • 2.1.Описание образовательной деятельности представлено в подразделе 2.1. ОПДО ДОУСодержание Рабочей Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):- социально-коммуникативное развитие;- познавательное развитие;- речевое развитие;- художественно-эстетическое развитие;- физическое развитие.2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации РП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их возрастных образовательных потребностей и интересов представлено в подразделе 2.2. ОПДО ДОУ2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития воспитанников группыЦиклограмма медико-психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в МБДОУ. 2.4. Конкретное описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик, с учётом специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность ДОУ, представлено в подразделе 2.4. ОПДО ДОУ 2.5.Способы и направления поддержки детской инициативыОписание способов и направлений поддержки детской инициативы, с учётом возрастных особенностей воспитанников, представлено в подразделе 2.5. ОПДО ДОУПоддержка индивидуальности и инициативы обучающихся МБДОУ осуществляется через:
  • создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
  • создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
  • оказаниене директивной помощи детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.
  • Средства развития познавательной инициативы детей младшего дошкольного возраста.Для младшего дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию. Практико-познавательная деятельность реализуется в разных формах:
  • самостоятельная деятельность, которая возникает по инициативе самого ребенка - стихийно,
  • непосредственная образовательная деятельность, организованная воспитателем;
  • совместная - ребенка и взрослого на условиях партнерства.
  • В процессе практико-познавательной деятельности (обследования, опыты, эксперименты, наблюдения и др.) воспитанники исследуют окружающую среду. В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Экспериментирование осуществляется во всех сферах детской деятельности.Одно из направлений детской экспериментальной деятельности – опыты. Они проводятся как во время непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. В младшем дошкольном возрасте развитие предметной деятельности связывается с усвоением культурных способов действия с различными предметами. В этом возрасте совершенствуются соотносящие и орудийные действия.
  • планирование, распределение ролей, осуществление игровых действий;
  • создание ситуаций проектирования (метод проектов);
  • само-и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности (прежде всего, при работе в подгруппах).
  • 2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников группы. Модель партнёрского взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, с учётом вариативных форм и методов сотрудничества представлена в подразделе 2.5. ОПДОУПлан работы с семьями воспитанников группы младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Сказка»3.Организационный раздел3.1.Описание материально-технического обеспечения ОПДО ДОУ в группе, обеспеченности группы методическими материалами и средствами обучения по ОПДО ДОУ Перечень технических средств обучения, используемых для реализации рабочей программы Обеспеченность игровым оборудованиемВ группе имеется необходимый игровой и дидактический материал для организации игровой, двигательной, музыкальной, продуктивной и творческой деятельности детей: сюжетные, настольно-печатные, развивающие игры, игры для сенсорного развития и развития тонкой моторики рук, игры и оборудование для развития основных движений и т. д.Обеспеченность методическими материаламиОбеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания3.2. Описание особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды группыРазвивающая предметно-пространственная среда группы «Сказка» отвечает требованиям ФГОС ДО, организована в соответствии с принципами содержательно-насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности. Образовательная среда рассматривается как зона ближайшего развития ребенка и составляет систему условий позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, включая пространственно-временные (вариативность и трансформируемость предметного пространства в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей, в соответствии с тематическим планированием образовательной деятельности), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям старшего дошкольного возраста, задачам развития и социализации) условия.В группе «Сказка» для организации образовательной, игровой деятельности и реализации основной образовательной программы дошкольного образования использует все свободные площади группы, а именно: приёмные, спальные комнаты, групповые – игровые. Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Распорядок образовательной деятельности в группеРежим дня(учебный период с 01.09.2018 по 31.05.2019гг.)Режим дня(в летний период с 01.06.2019по 31.08.2019) График прогулок детей (зимний период)График прогулок детей (летний период)График выдачи пищи на группы (зимний период)График выдачи пищи на группы (летний период)Объем недельной образовательной нагрузки (непрерывной образовательной деятельности)в группе младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет)Модель организации образовательного процесса в группе младшего дошкольного возраста (дети от 3 до 4 лет) 12 часов (720мин.), в том числе время, затраченное на реализацию образовательной программы Согласно рассчитанных нормативов, циклограмме образовательной деятельности из них: обязательная часть- 8 часов 05 минут (485 минут) – 67 %. Часть, формируемая участниками образовательных отношений- 3 часа 55 минут (235 минут)- 33%Традиции ДОУ3.3.Описание оценки индивидуального развития детей.Реализация РП предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:• коммуникативной деятельности (способы установления и поддержания контакта детьми, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);• игровой деятельности; • познавательной деятельности (развитие детских способностей, познавательной активности);• проектной деятельности (детская инициативность, ответственность, умение планировать и организовывать свою деятельность);• художественной деятельности;• физического развития.Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);2) оптимизации работы с группой детей.В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей) проводит педагог-психолог с согласия родителей (законных представителей).Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.В пособии представлен методический аппарат (анкета, диагностические методики и карты развития ребенка), позволяющий определить степень готовности ребенка к обучению в школе: выявить уровень развития умственных, коммуникативных, регуляторных способностей, мелкой и крупной моторики; оценить уровень осведомленности в основных областях знаний (представления об окружающем мире, элементарные математические представления).Результаты мониторинга заносятся в карту индивидуального развития дошкольника. Карта заводится на каждого воспитанника группы при поступлении. Карта индивидуального развития дошкольника (далее - Карта) предусмотрена для аккумулирования информации о процессе освоения ребенком содержания образовательных программ: образовательной программы дошкольного образования (далее - ОПДО) и дополнительных общеразвивающих программ (далее - ДОП). График проведения диагностических процедур 3.4. Описание психолого-педагогических условий реализации Программы.Педагогические и учебно-вспомогательные работники осуществляют непрерывное сопровождение реализации РП: - обеспечивают эмоциональное благополучие детей через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;- обеспечивают поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности; - создают условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также, имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья, для развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, работать в группе сверстников;- выстраивают образовательный маршрут ребенка, ориентируясь на зону его ближайшего развития, через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей, оценку индивидуального развития детей;- осуществляют взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственно вовлекают их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.3.5.Комплексно-тематическое планирование. В основу реализации комплексно-тематического принципа построения РП положены: календарь праздников, социально и личностно (для коллектива МБДОУ № 6 «Василек») значимых событий. Комплексно-тематический план учитывает специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Материалы по программе «Воспитание на социокультурном опыте» используются для развития интересов детей, любознательности, познавательной мотивации и формирования первичных представлений о флоре и фауне родного края, быте, обычаях и традициях русского народа. В продуктивных видах детской деятельности предполагается рисование сюжетов русского быта, родной природы, изготовление сувениров, оберегов на основе русских народных промыслов. В чтении, обсуждении, разучивании художественной литературы используется русский фольклор. Тематический подход позволяет оптимально организовать образовательный процесс для детей с особыми потребностями, вводить региональные и этнокультурные компоненты, учитывать специфику МБДОУ. Одной теме уделяется 1 – 2 недели. Тема отражается в подборе материалов развивающих центров группы. Таблица Список литературы1. Белая, К. Ю. Методика разработки программы развития дошкольного учреждения / К. Ю. Белая // Справочник Старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2007. - № 5 ноябрь. - С.4-16 2. Биличенко, Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.3. Волкова, В. А., Соколова, Н. Б. Воспитательная система ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).4. Волобуева, Л. М. Структура управления дошкольным образовательным учреждением / Л. М. Волобуева // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». - 2004.- №1 (13). – С. 8-155. Крюкова, В. В. Комплексно-тематическое планирование в ДОУ / В. В. Крюкова // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». - 2008.- № 8. – С. 8-24 6. Кузьмин, С. В. Программный подход в управлении качеством дошкольного образования (опыт разработки, реализации и экспертизы образовательной программы ДОУ). – М.: Обруч, 2010. – 128 с.7. Лосев, П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ, - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).8. Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. –128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).9. Маркова, Л. С. Программа развития дошкольного образовательного учреждения: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002. - 80 с.10. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников (методические рекомендации) /М. Д. Маханева // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». – 2005. - № 1. – С. 55-6711. Маханева, М. Д. Управление развитием ДОУ: Проблемы, планирование, перспективы. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).12. Микляева, Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция / Н. В. Микляева. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).13. Микляева, Н. В. Технологии разработки образовательной программы ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.14. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / Колл. Авт. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).15. Нормативные и правовые материалы. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России № 665 от 23.11.2009 г.» / Научно-практический журнал «Управление ДОУ». – 2010. - № 3(61). – С.51-63.16. Паршукова, И. Л. Образовательная программа как условие эффективности деятельности ДОУ/ И. Л. Паршукова // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». - 2008.- №7 (49). – С. 8-13.17. Скоролупова О. А. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 88 с.18. Солодянкина, О. В. Система планирования в дошкольном учреждении; Методическое пособие. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 92 с.19. Туркина, Н. И. Организация методической работы на диагностической основе. – Мурманск, 2001 г.20. Урмина, И. А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ.-метод. обеспечение: пособие для рук. И адм. работников / И. А. Урмина, Т. А. Данилина. – М.: Линка-пресс, 2009. – 320 с.21. Шаховская, Н. Н. Образовательная среда ДОУ: условия повышения качества дошкольного образования / Н. Н. Шаховская // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». – 2006. - № 2 (28). – С. 8-17ПриложениеК РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕгруппы «Сказка»младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет) Воспитатели: А.А. МарийчинаД.С. Мухаметдиноваг. Сургут, 2018-2019 образовательный периодВ основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положена тематика лексических тем. Комплексно-тематическое планирование составлено из «сквозных» тем в различных возрастных группах, что обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста.Комплексно-тематическое планирование 2018-2019 учебный годФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ФЭМППОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАК четырехлетнему возрасту при успешном освоении Программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления – образы предметов, их свойств, отношений.Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счёта, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий аспект.Основная цель рабочей программы – формировать элементарные математические представления у детей 3-4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности.Исходя из основной цели, вытекают следующие задачи:Количество.
  • Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи - круглые, эти - все красные, эти - все большие и т. д.).
  • Формировать умение составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами много, один, ни одного.
  • Формировать умение сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой. Развивать умение понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?»; отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов»
  • Величина. Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный - короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий - узкий, одинаковые (равные) по ширине, высокий - низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой — маленький, одинаковые (равные) по величине.Форма.
  • Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.
  • Ориентировка в пространстве.
  • Развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху — внизу, впереди — сзади (позади), справа — слева; различать правую и левую руки.
  • Ориентировка во времени.
  • Формировать умение ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро ~ вечер.
  • Планируемые результаты освоения программы:
  • Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме (отбирать все красные, все большие, все круглые предметы и т.д.).
  • Может составлять при помощи взрослого группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
  • Умеет находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
  • Правильно определяет количественное соотношение двух групп предметов; понимает конкретный смысл слов: «больше», «меньше», «столько же».
  • Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы и крутую форму.
  • Понимает смысл обозначений: вверху - внизу, впереди - сзади, слева - справа, на, над - под, верхняя - нижняя (полоска).
  • Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь».
  • По Учебному плану МБДОУ №6 «Василёк» в неделю планируется 1 НОД по ФЭМП.Количество НОД в год – 36.Длительность одного НОД – 15 минут.Учебно-тематический план по образовательной области «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Учебно-тематический план по образовательной области «Познавательное развитие»Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; воспитание звуковой культуры речи) в различных формах и видах детской деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.
  • Задачи:Развивающая речевая среда
  • Продолжать помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари и т. п.),
  • Подсказывать детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу («Скажите: „Проходите, пожалуйста"», «Предложите: „Хотите посмотреть...", «Спросите: „Понравились ли наши рисунки?"»).
  • В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом («Посоветуй Мите перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: „Стыдно драться! Ты уже большой"»).
  • Продолжать приучать детей слушать рассказы воспитателя о забавных случаях из жизни.
  • В целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения предоставлять детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги, наборы предметов.
  • Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам.
  • Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речиФормирование словаря1.На основе обогащения представлений о ближайшем окружении продолжать расширять и активизировать словарный запас детей. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.2.Учить различать и называть существенные детали и части предметов (у платья - рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвется и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом).3.Обращать внимание детей на некоторые сходные по назначению предметы (тарелка — блюдце, стул — табурет, шуба — пальто — дубленка).4.Учить понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.); называть части суток (утро, день, вечер, ночь); называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.Звуковая культура речи1.Продолжать учить детей внятно произносить в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки (п6 т — д — к г; ф— в; т с з — ц).2.Развивать моторику речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звуков. 3. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. 4. Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.Грамматический строй речи1.Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). 2. Помогать употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка - утенок - утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив). 3. Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова.4. Помогать детям получать из нераспространенных простых предложений (состоят только из подлежащего и сказуемого) распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами («Мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра).Связная речь1. Развивать диалогическую форму речи.2. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.3. Обучать вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.4. Напоминать детям о необходимости говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе).5. Помогать детям доброжелательно общаться друг с другом.6. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.7. Развивать инициативную речь детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми.Связь с другими образовательными областями: Специфика модели интеграции состоит в том, что решение основных психолого-педагогических задач области «Речевое развитие» осуществляется во всех областях Программы. Программно-методическое обеспечениеПланируемые результаты освоения программы:
  • Рассматривает сюжетные картинки.
  • Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.
  • Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
  • Количество НОД в год – 36Количество НОД в неделю – 1.Длительность одного НОД – 15 минут.Раздел «Приобщение к художественной литературе»Содержание раздела «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении восприятии) книг через решение следующих задач:
  • воспитание интереса и любви к чтению, развитие литературной речи;
  • воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
  • Задачи: Формирование интереса и потребности в чтении
  • Читать знакомые, любимые детьми художественные произведения, рекомендованные Программой для первой младшей группы.
  • Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков.
  • Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
  • Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.
  • Учить детей читать наизусть потешки и небольшие стихотворения.
  • Продолжать формировать интерес к книгам. Регулярно рассматривать с детьми иллюстрации.
  • Планируемые результаты освоения программы:
  • Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя.
  • Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.
  • Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.
  • Задачи раздела решаются в совместной деятельности взрослых и детей. Традиция: ежедневное чтение. А так же интегрируются в разделы Развитие речи, Ознакомление с миром природы, Приобщение к социокультурным ценностям. Учебный календарно-тематический план по образовательной области: «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»Художественно-эстетическое развитие предполагает:
  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.
  • Связь с другими образовательными областями:Программно-методическое обеспечениеРаздел «Рисование»Задачи:1. Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.).2. Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. 3. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку.4. Закреплять названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету.5. Приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезанных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички).6. Учить ритмично наносить линии, штрихи, пятна, мазки (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, белая вся улица», «дождик, дождик, кап, кап, кап...»).7. Учить изображать простые предметы, рисовать прямые линии (короткие, длинные) в разных направлениях, перекрещивать их (полоски, ленточки, дорожки, заборчик, клетчатый платочек и др.). 8. Подводить детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, цыпленок, тележка, вагончик и др.).9. Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуляют) или изображая разнообразные предметы, насекомых и т.п. в траве ползают жучки и червячки; колобок катится по дорожке и др.). 10. Учить располагать изображения по всему листу.Планируемые результаты освоения программы:
  • Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
  • Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам.
  • Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.
  • Количество НОД в год – 36.Количество НОД в неделю – 1.Длительность одного НОД – 15 минут.Учебный календарно-тематический план по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»1. Раздел «Рисование»Раздел «Лепка»Задачи:
  • Формировать интерес к лепке.
  • Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки.
  • Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
  • Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом.
  • Учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
  • Закреплять умение аккуратно пользоваться глиной, класть комочки: вылепленные предметы на дощечку.
  • Учить лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.).
  • Предлагать объединить вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.).
  • Вызывать радость от восприятия результата своей и общей работы.
  • Планируемые результаты освоения программы:
  • Умеет отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
  • Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.
  • Количество НОД в год – 18.Количество НОД в неделю – 1 раз в две недели.Длительность одного НОД – 15 минутУчебно-тематический план по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Раздел «Лепка»3. Раздел «Аппликация»Задачи:1.Приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. 2.Учить предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали разной формы, величины, цвета, составляя изображение (задуманное ребенком или заданное воспитателем), и наклеивать их.3. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры (на специально приготовленной клеенке); прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой.4.Формировать навыки аккуратной работы. 5.Вызывать у детей радость от полученного изображения.6. Учить создавать в аппликации на бумаге разной формы (квадрат, розета и др.) предметные и декоративные композиции из геометрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету. Закреплять знание формы предметов и их цвета. Развивать чувство ритма.Планируемые результаты освоения программы:
  • Создает изображения предметов из готовых фигур.
  • Украшает заготовки из бумаги разной формы.
  • Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию.
  • Умеет аккуратно использовать материалы.
  • Количество НОД в год –18.Количество НОД – 1 раз в две недели.Длительность одного НОД – 15 минут.Учебно-тематический план по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Раздел «Аппликация»ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»НАПРАВЛЕНИЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСодержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: - развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.Целевые ориентиры освоения данной программы:
  • Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление;
  • Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя;
  • Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы;
  • Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
  • Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см;
  • Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстоянии не менее 5 м.
  • Учебно-тематический план по образовательной области «Физическое развитие»Раздел «Физическая культура»ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»НАПРАВЛЕНИЕ « МУЗЫКА»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСодержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»направлено на достижение целей формирования у детей общей культуры личности, развитие музыкально – художественной деятельности. Приобщение ребенка к красоте, добру, формирование интереса и ценностного отношения к занятиям музыкальной деятельностью через решение следующих специфических задач: - развитие интереса к музыке, желание слушать и петь;- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;- различать звучание музыкальных инструментов-различать звуки по высоте, реагирует на динамику (громко-тихо)По Учебному плану МБДОУ №6 «Василёк» в неделю планируется 2 НОД по музыкеКоличество НОД в год – 72.Длительность одного НОД – 15 минут.Учебный календарно-тематический план по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Раздел «Музыкальная деятельность»II младшая группа1 квартал2 квартал3 кварталЧасть Программы, формируемая участниками образовательных отношенийМБДОУ (педагогами, воспитанниками, родителями) - включает в себя:программу «Социокультурные истоки», которая к реализуется в группе младшего возраста и направлена на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. Методологической базой программы является социокультурный системный подход к истокам в образовании профессора РАЕН И.А. Кузьмина, направленный на развитие духовно-нравственного стержня личности, элементов управленческой культуры и эффективного общения. В рамках социокультурного системного подхода применяются методики и педагогические технологии, устраняющие разрыв между обучением и воспитанием, обеспечивающие преемственность всех ступеней образования, создающие условия для гармоничного развития ребенка и воспитателя. Согласно системному подходу воспитание есть непрерывный процесс развития социокультурного опыта индивидуума, группы, общества.Программа духовно-нравственного воспитания «Социокультурные истоки» для дошкольного образования позволяет:* создавать условия для активного приобщения воспитателей, воспитанников и их родителей к базисным социокультурным ценностям российской цивилизации;* развивать социокультурную основу личности, начиная с дошкольного возраста;* обеспечивать единство умственного и эмоционально-нравственного развития дошкольника;* создавать единый социокультурный контекст воспитания и общения в ДОУ и семье, повышать педагогическую культуру родителей;* интегрировать знания о среде, в которой живет и развивается ребенок, формировать опыт ее целостного восприятия;* осуществлять присоединение от дошкольной ступени образования к начальной школе на основе цели, содержания и педагогических технологий;* обеспечивать воспитателя социокультурным инструментарием, эффективно развивающим внутренние ресурсы ребенка.ТАБЛИЦА АКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙМЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 года) Слово. Образ. Книга. Целевые ориентиры программы «Воспитание на социокультурном опыте»:
  • Первоначальное освоение воспитателями, дошкольниками и их родителями системы социокультурных категорий и ценностей.
  • Развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д.).
  • Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
  • Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества и объема высказываний).
  • Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов).
  • Создание предпосылок для успешной адаптации ребенка в начальной школе, что обусловлено единой системой социокультурных ценностей и универсальностью используемых педагогических технологий.
  • Перспективное планированиепо основам безопасности жизнедеятельностив младшей группе   Список литературы:1. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры/ авт.-сост. Н. В. Коломеец. – Волгоград: Учитель, 2011.2. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.3. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации/ авт.-сост. О. В. Чермашенцева. – Волгоград: Учитель, 2010.4. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в д/с. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2008.5. Поддубная Л. Б. ОБЖ. Средняя группа. Занимательные материалыост. Л. Б. Поддубная – Волгоград: ИДТ «Корифей», 2008.6. ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Авдеева Н.Н., Князева О.Л, Стеркина Р.Б.. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. - 144Гимнастика после снадля детей второй младшей группыСЕНТЯБРЬI комплекс
  • 1. «Потягивание»
  • И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед;И.п. – выдох (4-6 раз)2. «Поймай комарика»И.п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собойвернуться в и.п.(4-6 раз)3.«Велосипед»И.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)Ехали медведи на велосипеде,А за ними кот, задом наперед.
  • «Музыканты»
  • Мы играем на гармошке,Громко хлопаем в ладошки.Наши ножки: топ, топ.Наши ручки: хлоп, хлоп!Вниз ладошки опускаем,Отдыхаем, отдыхаем.СЕНТЯБРЬII комплексI. 1. Разминка в постели, самомассажДети просыпаются под звуки мелодичной музыки, затем лёжа в постели на спине поверх одеяла выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия.
  • Поворот головы вправо, влево.
  • Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток.
  • Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.
  • II. «Веселые ножки»Выше ножки! Топ, топ!Веселее! Гоп, гоп!Колокольчик, дон, дон!Громче, громче, звон, звон!Гоп, лошадка, гоп, гоп!Тпру – ру – у, лошадка:Стоп, стоп!ОКТЯБРЬКомплекс №1  «В гостях у солнышка»(с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения и самомассажа)Играет спокойная музыка. В окна заглядывает солнышко.Воспитатель подходит к каждому ребенку, гладит его по голове.Воспитатель: Ребята, посмотрите, как светло и тепло у нас в спальне.А знаете ли вы, почему? К нам в гости заглянул солнечный зайчик, он заглянул вам в глазки.Закрывайте их.  Он побежал дальше по лицу, вы нежно погладьте ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнуть. Теперь погладьте его на голове, шее, затем животике, руках, Он забрался за шиворот — погладьте его и там. Он не озорник — он просто любит ласкать вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.Вставайте, и давайте поиграем с солнечным зайчиком.(Дети встают на коврик рядом с с кроваткой)1.«Улыбнись солнышку». И. п. — стоя, ноги слегка расставив, руки на плечах. Правую ногу и правую руку вперед, ладошка вверх, улыбнуться. Вернуться в и. п. То же самое выполнить другой рукой и ногой. Вернуться в и. п. Повторить три раза; темп умеренный.Указание: быть внимательным, четко выполнять задание: одновременно действовать правой рукой и правой ногой. 2.«Играем с солнышком». И. п. — сидя, ноги согнуты в коленях, колени обхвачены руками. Поворот на ягодицах, переступая ногами, на 360°. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.Указание: при повороте руками не помогать. 3.«Играем с солнечными лучами». И. п. — сидя, ноги вместе, и опущены. Ноги развести в стороны, ладошками хлопнуть по коленям. Вернуться в и. п. Повторить шесть раз;темп быстрый.Указание: ноги в коленях не сгибать.      4. «Отдыхаем на солнышке».  И. п. — лежа на спине, ноги согнуты в коленях и прижаты к груди. Перекатиться на правый бок. Вернуться в и. п. Перекатиться на левый бок. Вернуться в и. п. Выполнить по три раза в каждую сторону, темп умеренный. (переходят в группу, проводятся закаливающие процедуры)ОКТЯБРЬКомплекс №2  «Просыпающиеся котята»(с элементами самомассажа)Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка», муз. Витлина, ел. Н. Найденовой.Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто к вам приходил, когда вы спали? Отгадайте загадку:Мохнатенькая, усатенькая,Лапки мягоньки, а коготки востры. (Киска)Воспитатель.   Правильно,   киска.  Давайте  поиграем, сегодня с вами — маленькие пушистые котята.Кот решил котят учить,          Как же нужно лапки мыть,Мы недалеко сидели,Все движенья подглядели.                      Выполняют движения по текстуЛапку правую потрем,А потом ее встряхнем.Вот и левой лапке тожеПравой лапкой мы поможем.Ушко левое своеЛевой лапкой достаем,Правое не забываем,Лапкой правой умываем.Проведем по шерстке лапкой, Будет лобик чистый, гладкий.Дальше глазки закрываем,Каждый гладим, умываем.Чистим носик осторожно.Грудку нам разгладить можно.Вот и чистые котята,Вот и выспались ребята!(Звучит колыбельная песенка «Серенькая кошечка». Ребята «котята» ложатся на живот и «точат» свои «коготки», Тихо «мяукают». Отдыхают. Воспитатель подходит к каждому ребенку и гладит его. Дети встают, выполняют закаливающие процедуры.)НОЯБРЬКомплекс №1  «Веселый зоопарк»(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)В-ль:  Дети,    за    вами    было    интересно смотреть, когда вы спали. Кто-то сопел, как маленький котенок, кто-то во сне потягивался, как лисенок, кто-то уткнулся в подушку, как маленький медвежонок . Давайте сейчас своими упражнениями изобразим некоторых животных.1.«Звери проснулись».  И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Зевнуть и хорошо потянуться.  Повторить несколько раз; темп медленный.Воспитатель. Отгадайте загадку:В лесу зимой холоднойХодит злой, голодный.Он зубами щелк! Это серый... (волк) 2.«Приветствие волчат». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Руки поднести к груди, затем вытянуть вперед. Вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. 3.«Филин». И. п. — лежа на спине, одна рука лежит на животе, другая — на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф». Повторить четыре раза; темп медленный.4.«Ловкие обезьянки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. По команде воспитателя «Животик» повернуться на живот. По команде «Спинка» повернуться на спину. Повторить пять раз; сначала умеренно, затем быстро. 5. Рычание медвежат». Сделать вдох носом. На выдохе пробно тянуть  «м-м-м-м-м»,   одновременно   постукивая  пальчиками обеих рук по крыльям носа.В-ль: Какой замечательный у нас получился зоопарк. Вы не только красиво и правильно показали предложенных животных, но и все уже проснулись (дети выполняют закаливающие процедуры) НОЯБРЬКомплекс №2  «Прятки»(с элементами дыхательной гимнастики)Воспитатель:Птичка села на окошко,Во дворе мяукает кошка —Разбудить решили нас.Все! Окончен тихий час!Просыпайтесь, дети, я хочу предложить вам поиграть в прятки.(Дети ложатся поверх одеял. Звучит спокойная музыка.)Наши сонные ладошкиПросыпались понемножку,В прятки весело играли —Пальцы в кулачок сжимали.Пальчики на наших ножках                                       выполняют движения по текстуЗнают в парке все дорожки.Проверяют — где там пятки,И играют с нами в прятки.Мы почти уже проснулись,Наши ручки потянулись,Помахали над простынкой,Дружно спрятались за спинку.Сцепим ручки мы в «замочек»У себя над головой.Правый, левый локотокМы сведем перед собой.Не хотят коленки спать,Им давно пора вставать.Мы коленки выставляли,Быстро ножки выпрямляли.Наши ротики — молчок,Тренируем язычок:Его спрячем и покажем.«Добрый день!» — мы звонко скажем.Будем глубоко дышать,С шумом воздух выдувать.Наши носики проснулись,Мы друг другу улыбнулись!     (встают на коврики рядом с кроваткой)«Вырастем большими». И. п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, хорошо прогнуться, подняться на носки — вдох. Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х». Повторить четыре-пять раз. (идут выполнять закаливающие процедуры)ДЕКАБРЬI комплекс
  • Разминка в постели
  • «Вы проснулись?» - «Да»«Улыбнулись?» - «Да»
  • Потянулись?» - «Да»
  • «С боку на бок повернулись» - повороты
  • «Ножками подвигаем»
  • вдох – поднять правую ногу, выдох – согнуться;
  • то же с левой ноги;
  • то же – две ноги вместе.
  • II. «Лисичка» - руки перед грудью, мягко переступать на носочках, поворачивая голову вправо, влево, оглядывая хвост.«Мячики» - И. п. стоя. Прыжки возле кровати.«Большие – маленькие» - приседания (упражнения на восстановление дыхания).ДЕКАБРЬII комплексI. Элементы самомассажаИ. п. – сесть, ноги скрестить.
  • – «Умывание» лица руками;
  • – руки скрестно на груди, ладоши на плечах, растирание;
  • руки на коленях – растирание;
  • II. «Часики» - стоять прямо, ноги слегка расставить (машина между ног проедет) руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так» (6 – 7 раз)III. «Цыплёнок» -  мелкие шажки на прямых ногах, локти прижаты к бокам, хлопать по бокам кистями рук.IV. «Воробушек» - скакать на двух ногах, потом бежать, размахивая руками, сесть на корточки.ЯНВАРЬКомплекс №1  «Любимые игрушки»(с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики)Звучит музыкаВоспитатель:  Дети, я знаю, что вы люби играть с игрушками. И у каждого из вас есть своя любимая игрушка. Сегодня мы покажем своими упражнениями разные игрушки. Но сначала отгадайте загадку про игрушку, которая очень нравится девочкам.Может, хочешь поиграть И меня на руки взять,На прогулку отвести И косички заплести?Уложи меня в коляску,Я тогда закрою глазки. (кукла) 1. «Кукла». И. п. — лежа на спине.Любим мы играть и дажеКукол вам сейчас покажем.Ровно улеглись в постелиИ направо посмотрели, Тут же глубоко вздохнулиИ головки повернули.А теперь мы выдыхаем,Смотрим вверх и отдыхаем,Дышим ровно, не спешим,То же влево повторим.Указание: не выполнять резких движений головой.Воспитатель: Совсем не нужен ей водитель,Ключом ее вы заведите —Колесики начнут крутиться.Поставьте, и она помчится (машина)2. «Заводная машина». И. п. — лежа на спине. 1 — вращательные движения руками перед грудью («завелся мотор»). 1—3 — вращательные движения ногами. 4 — вернуться и. п. Повторить три раза; темп сначала умеренный, заем быстрый, в конце медленный.Воспитатель: Перед волком не дрожал,От медведя убежал.А лисице на зубокВсе ж попался... (колобок) 3. «Колобок». И. п. — сидя, ноги вместе, упор руки сзади. 1—2 — согнуть ноги в коленях, притянуть к груди, обхватить их руками. 3—4 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный.Воспитатель: Зверь смешной в огромной клеткеС ветки прыгает на ветку.Ест бананы, сладостиК общей детской радости (обезьяна) 4.«Забавная обезьянка». И. п.— лежа на животе. 1 — поворот на спину,  2 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп умеренный. 5.  «Надуем воздушный шарик».  И. п. — сидя на кровати. Через нос с шумом набрать воздух, задерживая дыхание  на 1—2 с. С шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные   трубочкой,   произнося  звук   [у].  Указание. Учить детей делать вдох, продолжительностью 3 с, выдох — 6 с (закаливающие процедуры)ЯНВАРЬКомплекс №2  «Жучки-паучки»(с элементами корригирующей гимнастики)Звучит спокойная музыка.Воспитатель: Наступила весна, теплое время года. Просыпается все — природа, насекомые. Давайте представим, что мы с вами — жучки-паучки. Нам хорошо от теплого солнца.    1.«Потянулись жучки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Хорошо потянуться — руки в стороны. Повторить три раза; темп медленный.    2. «Проснулись глазки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.  Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно (10 с); темп умеренный.    3. «Проснулись ушки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Растирать уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла (10 с); темп умеренный.   4. «Проснулись лапки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Поднять перед собой вытянутые вперед руки, потрясти ими. Затем поднять ноги и тоже потрясти ими (10 с); темп быстрый.   5. «Жучки греются на солнышке». И. п. — лежа на спине, :и вдоль туловища. 1 — поворот на живот. 2 — поворот на спину. Повторить пять раз; темп умеренный.   6. «Жучки  готовятся к прогулке».  И. п. — лежа на спине, руки за головой.  Поднять правую  ногу,  согнутую в колене.  Опустить.  Поднять левую ногу,  согнутую в колене. Опустить.   Повторить  четыре  раза;  темп  умеренный.   7. «Веселые жучки». И. п. — лежа на спине, руки вдоль туловища.  1—3 — хлопки руками перед собой. 4 — вернуться в и. п. Повторить пять раз; темп быстрый. (закаливающие процедуры)ФЕВРАЛЬI комплексI. Разминка в постели. Самомассаж.
  • Повороты головы, вправо, влево.
  • Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.
  • Разведение и сгибание рук.
  • II. «Мишка» - руки опущены, тело наклонено вперед, переваливаться с ноги на ногу.Мишка косолапый по лесу идётШишки собирает и в карман кладётВдруг упала шишкаПрямо мишке в лобМишка рассердился и ногою топБольше я не буду шишки собиратьСяду на машину и поеду спать.«Лягушка» присесть, прыгнуть вперед, встать.IV. «Петушок» - шагать, высоко поднимая ноги, хлопая руками по бокам, высоко поднять голову – Ку – ка – ре – ку.На болоте нет дорог,Я по кочкам скок да скок.ФЕВРАЛЬII комплексI. 1. «Насос»И.п. лёжа на спине, руки согнуты в локтях у груди.выпрямить руки вперед, вернуться в И.п. (5 – 6 раз)2. «Ванька – встанька»И.п. – лежа, вдоль туловища
  • постепенное поднятие туловища, вслед за руками (4 – 6 раз).
  • 3. «Греем ножки»И. п. – лежа на спине, попеременно сгибаем ноги к груди.(5 – 6 раз)II. «Ножки»По ровненькой дорожке,По ровненькой дорожке,Шагали наши ножки (ходьба).По кочкам, по кочкам (прыжки)В ямку бух (присели).Воспитатель: Где мои детки?(детки встают) – Вот они.МАРТI комплексI.         Петушок у нас горластый           По утрам кричит он «здравствуй»На ногах его сапожкиНа ушах висят сережкиНа головке гребешокВот какой наш петушок.(движения, в соответствии с текстом)II. Три веселых братцаГуляли по дворуТри веселых братцаЗатеяли игруДелали головками: ник – ник – ник.Пальчиками ловкими: чик – чик – чик.Делали ладошками: хлоп – хлоп – хлопТопали ножками: топ – топ, топ.МАРТII комплексI.         1. «Потягивание»
  • И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед; И. п. – выдох (4-6 раз)
  • 2. «Поймай комарика»И. п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собойВернуться в И. п. (4-6 раз)3. «Велосипед»И.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)Ехали медведи на велосипеде,А за ними кот, задом наперед.II. «Пингвин» - семенить мелкими шажками, чуть – чуть похлопывая по бокам прямыми руками, опущенных вдоль туловища.III. «Зайчик» - руки согнуты перед грудью, кисти опущены, скачет, передвигаясь на двух ногах вперед, назад, вбок.IV. «Дудочка» - сесть на кровати, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п – ф – ф – ф» (4 раза).АПРЕЛЬI комплексI. 1. «Колобок»(лёжа на спине, руки вдоль туловища, повороты туловища влево – вправо)        2. И. п. – лёжа на спине, поднимание ног.        Вдох – поднять правую ногу, выдох – опустить.        То же с левой ноги.        То же две ноги вместе. Ноги поднять под прямым углом к туловищу (4 – 6 раз)3. «Кошечка»И. п. – на четвереньках
  • «Кошечка веселая» - прогнуть спинку вниз, голову поднять;
  • «Кошечка сердитая» - прогнуть спинку вверх, голову опустить.
  • II. «Зарядка»Солнце глянуло в кроватку1,2,3,4,5,Все мы делаем зарядкуНадо нам присесть и встать.Руки вытянуть пошире1,2,3,4,5,Наклониться, 3,4,И на месте поскакать.На носок, потом на пяткуВсе мы делаем зарядку.(движения в соответствии с текстом)АПРЕЛЬII комплексI.1. «Мотаем нитки»И. п. – руки перед грудью, согнуты в локтях, круговые движения руками (3 раза)2. «Похлопаем коленки»И. п. – сидя, упор руками сзади, ноги прямые. Наклон туловища вперед, хлопнуть по коленкам руками, сказать «хлоп», вернуться в И.п.(4 раза)3. «Велосипед»Еду, едуК бабе, к деду (2 раза)II. «Лягушки»На болоте две подружки, две зеленые лягушкиУтром рано умывались, полотенцем растирались.Ножками топали, ручками хлопали,Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.Вот здоровья в чём секрет,Всем друзьям физкульт – привет!МАЙI комплексI. Разминка в постели. Самомассаж.
  • Повороты головы, вправо, влево.
  • Легкое поглаживание рук, ног, живота, пяток.
  • 3.  «Насос». И .п. лёжа на спине, руки согнуты в локтях у груди.- выпрямить руки вперед, вернуться в И. п. (5 – 6 раз)II. «Яблоко»Вот так яблоко!Оно соку сладкого полно.Руки протяните,Яблоко сорвите.Стал ветер веточку качатьИ трудно яблоко достать.Подпрыгну, руки протяну,И быстро яблоко сорву.Вот так яблоко!Оно соку сладкого полно.(Дети сопровождают текст движениями)МАЙII комплексI. 1. «Обезьянки рвут бананы»И. п. – лёжа на спине, руки согнуты в локтях перед грудью.Поочередное выпрямление рук вперед (3 – 4 раза)2. «Бегемотики греют животики»И.п. - лёжа на спине, руки вытянуты вдоль туловища (греем животик)Перевернуться на живот – греем спинку, вернуться в И.п.(3 – 4 р)3. «Жуки»И.п. – лёжа на спине.Жук упал и встать не может,Ждёт он кто ему поможет(Активные движения руками и ногами)II. «Птичка»На березу птичка села (приседание, руки к коленям)Головою повертела (поворот головы вправо – влево)Для Федота песню спелаИ обратно улетела (встают, машут руками)На кровати спит Федот (приседание, руки под щеку)Просыпается, встаёт (потягиваются, выпрямляются)Встав с утра в своей кроватке,Приступает он к зарядке1.2,3.4,5,Ноги шире, руки выше, влево, вправо поворотНаклон назад, наклон вперед.Картотека прогулок