Информатика
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Информатика
Автор: Швыркунова Ольга Павловна
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины
14
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
16
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования 09.01.01 Наладчик аппаратного и программного обеспечения
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профильный цикл общеобразовательной подготовки
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
уметь:
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
знать:
различные подходы к определению понятия информация;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 225 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 150 часов;
самостоятельной работы обучающегося 75 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная на
грузка (всего)
225
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
150
в том числе:
лабораторные работы
-
практические занятия
60
контрольная работа
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
75
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Информатика и информационно-коммуникационные технологии
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
Раздел 1. Информационная деятельность человека
10
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества
Содержание учебного материала
2
Этапы становления информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов
1
Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека
Содержание учебного материала
2
2
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов: создание информации, поиск информации, передача информации, преобразование информации.
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения.
Практические занятия
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
2
Самостоятельная работа
Составление опорного конспекта на тему: История развития информационного общества
Подготовка доклада Информационная безопасность.
Подготовка к практической работе. Составление отчета
4
Раздел 2. Информация и информационный процессы
76
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации
Содержание учебного материала
14
Основные подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.
Представление информации в двоичной системе счисления. Количество информации. Единицы измерения количества информации. Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую. Смешанные системы счисления. Арифметика в позиционных системах счисления. Числа с фиксированной и плавающей запятой. Кодирование информации. Кодовые таблицы
2
Практические занятия
Измерение информации
Представление информации в различных системах счисления.
Выполнение арифметических операций при помощи систем счисления
Кодирование информации. Кодовые таблицы.
8
Самостоятельная работа
Решение задач по теме Измерение информации, Перевод чисел в позиционных системах счисления составление опорного конспекта по теме Кодирование текстовой, графической и звуковой информации
9
Тема 2.2 Программное обеспечение ПК.
Содержание учебного материала
10
2
Файловая система. Операционные системы и оболочки. Служебные программы Windows. Защита информации. Антивирусные программы.
Практические занятия
Знакомство со стандартными программами Windows
Файловая система. Операционные системы и оболочки
4
Самостоятельная работа
Подготовка презентаций на темы: Антивирусные программы и Компьютерные вирусы.
Подготовка к практической работе. Составление отчета по практической
3
Тема 2.3. Основные информационные процессы их реализация с помощью компьютера
Содержание учебного материала
2
2
Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера.
Алгоритмы и способы их описания.
Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Системы и технологии программирования
Практические занятия
1. Среда программирования. Тестирование готовой программы линейной программы.
2. Тестирование готовых программ с разветвляющей структурой
3. Тестирование готовых программ с циклической структурой
4.Проведение исследования на основе использования готовой компьютерной модели
8
Содержание учебного материала
2
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
2
Практические занятия
1. Создание архива данных и работа с ним.
2
Самостоятельная работа
Практическое задание Разработка алгоритмов и их программная реализация
Составление кластера по теме Цифровые носители информации
6
Тема 2.4 Управление процессами
Содержание учебного материала
2
2
Представление об автоматических и автоматизированных системах управления. Примеры оборудования с числовым программным управлением.
Практические занятия
2
1. АСУ различного назначения, примеры их использования. Демонстрация использования различных видов АСУ.
Самостоятельная работа:
Создание презентации теме Автоматизированные системы управления (по профессиональной направленности).
4
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
28
Тема 3.1Архитектура персонального компьютера.
Содержание учебного материала
6
Архитектура компьютера. Внешняя и внутренняя архитектура. Магистрально-модульный принцип устройства ПК. Основные характеристики компьютеров.
Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру.
Виды программного обеспечения компьютеров.
Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для технической профессиональной деятельности.
2
Практические занятия
История компьютера. Работа с программным обеспечением.
Операционная система. Графический интерфейс пользователя.
Подключение внешних устройств к компьютеру, их настройка и использование.
6
Самостоятельная работа:
Составление кроссворда по теме Основные и дополнительные устройства компьютера
Практическое задание Работа с клавиатурным тренажером
Подготовка к проверочной работе. Составление опорного конспекта по теме Разновидности компьютеров
8
Тема 3.2 Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения. Защита информации.
Содержание учебного материала
2
Правила безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения.
Защита информации.
2
Практические работы
2
Сервисное программное обеспечение компьютера. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту.
Самостоятельная работа:
Разработка теста по теме Вирусы и антивирусные программы
Разработка и оформление памятки по правилам безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения.
4
Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов
85
Тема 4.1 Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.
Содержание учебного материала
4
2
Информационные системы и автоматизация информационных процессов.
Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования текста. Создание документов в редакторе MS Word .
Практические занятия:
Использование систем проверки орфографии.
Форматирование документов.
Создание компьютерных публикаций на основе использования готовых шаблонов. Вставка графических объектов.
Работа с большими документами в MS Word.
Создание шаблонов и макросов в MS Word.
Комплексное использование возможностей MS Word.
14
Самостоятельная работа:
Подготовка к практической работе. Подготовка доклада Информационные системы и автоматизация информационных процессов. Выполнение индивидуального задания по теме Комплексное использование возможностей MS Word. Подготовка к практической работе. Составление отчета
8
Содержание учебного материала
6
2
Представление о программных средах компьютерной графики и мультимедийных средах. Разработка презентаций в MS Power Point. Использование мультимедийных эффектов в MS Power Point.
Практические занятия:
Создание и редактирование растровых графических изображение
Создание и редактирование векторных графических изображений.
Создание презентации и демонстрация ее с помощью презентационного оборудования.
Задание эффектов в Microsoft PowerPoint.
Настройка анимации в Microsoft PowerPoint
Демонстрация презентации в Microsoft PowerPoint
12
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическому занятию. Создание рекламы по профессиональной направленности
Разработка презентации по теме Моя профессия. Подготовка презентации на тему Мультимедийные технологии. Подготовка к практической работе. Составление отчета
8
Содержание учебного материала
4
Организация расчетов в табличном процессоре MS Exсel. Табличные расчеты и электронные таблицы. Типы данных. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
2
Практические занятия:
Технология обработки числовой информации.
Использование стандартных функций. Адресация.
Решение прикладных задач с помощью табличного процессора. Построение диаграмм и графиков.
Использование функций в расчетах MS Excel.
Построение графиков и диаграмм в MS Excel.
Фильтрация данных и условное форматирование в MS Excel.
12
Самостоятельная работа:
Практическое задание. Составление электронной таблицы (по профессиональной направленности). Выполнение индивидуального задания по теме Комплексное использование возможностей MS Excel. Подготовка к практической работе. Составление отчета
6
Содержание учебного материала
2
Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей.
2
Практические занятия:
Создание однотабличной базы данных.
Создание формы, форматирование запросов и отчетов для однотабличной базы данных
4
Самостоятельная работа:
Подготовка к практическому занятию. Составление отчета
Работа с базой данных. Выполнение индивидуального задания по теме Комплексное использование возможностей MS Access.
5
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
24
Тема 5.1 Представления о технических и программных средствах компьютерных сетях.
Содержание учебного материала
2
Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации.
Объединение компьютеров в локальную сеть. Понятие системное администрирование. Разграничение прав доступа в сети.
2
Практические занятия
Локальная компьютерная сеть
2
Самостоятельная работа:
Кроссворд по теме Программное и аппаратное обеспечение сетей
2
Содержание учебного материала
2
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Методы и средства создания и сопровождения сайта.
2
Практические занятия:
Браузер. Примеры работы с Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр.
Работа с электронной почты, создание и скорость передачи данных.
Методы и средства создания и сопровождения сайта.
Организация форумов, общие ресурсы в сети Интернет.
8
Самостоятельная работа:
Подготовиться к практическому занятию
Составление памятки Технология общения в Интернете
Подготовка сообщения Электронная коммерция в Интернете
Создать и настроить электронную почту. Подготовка к контрольной работе
8
Контрольная работа
2
Всего
225
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Информатики и ИКТ:
3.1.1. Оборудование учебного кабинета:
комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом в Интернет;
аудиторная доска для письма;
компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
3.1.2. Технические средства обучения:
мультимедиа проектор с экраном;
персональный компьютер – рабочее место преподавателя;
персональный компьютер – рабочее место обучающегося;
лазерный принтер;
сканер;
устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники
3.1.3. Программные средства.
Операционная система Windows ХР.
Операционная система Linux.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 2010, NOD32
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер Соло.
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2010.
Пакет программ OpenOffice.org.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
Система тестирования
Программа для записи на CD-диск
Обучающие программы Информатика (TeachPro)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 213 с. : ил.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 187 с. : ил.
Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования- М.: Издательский центр Академия, 2011.
Михеева Е.В. Информатика: учебник для студентов учрежд. сред.проф. образования /Е.В. Михеева, О.И. Титова – 10-е изд. М.: Издательский центр Академия, 2014-352с.
Дополнительные источники
Культин Н.Б. Turbo Pascal в задачах и примерах.-СПб.: БХВ-Петербург, 2007.-256с.
Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
Шафрин Ю.А. Информатика. Информационные технологии. Том 1-2. – М., 2004.
Электронный журнал Информатика и информационные технологии в образовании. Форма доступа:
Экономическая информатика. Форма доступа:
Информатика и ИКТ. Форма доступа:
Мир информатики. Форма доступа:
Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ. Форма доступа:
Методическая копилка учителя информатики. Форма доступа: http:// www.metod-kopilka.ru/page-2-1-4-4.html
Азбука компьютера и ноутбука. Форма доступа:
тесты по информатике и ИКТ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоение умений:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники
Входной контроль:
Тестирование.
Текущий контроль:
практические работы, тестирование, письменный опрос
Итоговый контроль:
Контрольная работа
- распознавать информационные процессы в различных системах
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ
Усвоение знаний:
- различные подходы к определению понятия информация
Входной контроль:
Тестирование.
Текущий контроль:
самостоятельные работы, тестирование, устный опрос, письменный опрос,
практические работы.
Итоговый контроль:
Контрольная работа
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей)
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы
- использование алгоритма как способа автоматизации деятельности
- назначение и функции операционных систем
Число рабочих мест должно соответствовать числу студентов при проведении практических занятий.
По числу рабочих мест обучающихся
HYPER13PAGE HYPER15
6