Формирование предпосылок учебной деятельности посредством использования метода проблемного обучения в ДОУ
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование предпосылок учебной деятельности посредством использования метода проблемного обучения в ДОУ
Автор: Хаустова Светлана Викторовна
«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством использования метода проблемного обучения в ДОУ»Хаустова С.В., воспитетль.Целевые ориентиры ФГОСТ ДО на этапе завершения дошкольного детства предполагают формирование у воспитанников предпосылок учебной деятельности. Каким же образом сформировать эти предпосылки? От природы в каждом человеке заложены разные способности. Они могут быть более выраженными, чем другие, но их надо развивать. Развитие потенциала личности – важнейшая задача, которая стоит перед современным педагогом. И решить ее помогает концепция проблемного обучения, которая знаменует собой новый этап в развитии дидактики и психологии.Познавательная активность детей дошкольного возраста очень высокая. С самого рождения ребенок – первооткрыватель, исследователь окружающего мира. Познавательная потребность формируется в процессе проблемного обучения, которое является главным источником развития. Данная потребность обеспечивает открытие новых знаний и творческое развитие личности дошкольника.Используя метод проблемного обучения, учу детей видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При этом обучении деятельность ребенка приобретает поисково – исследовательски характер. Применяя этот метод, ставлю ребенка в условия, которые позволят стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблемы. Одно из таких условий – создание проблемных ситуаций. Ход разрешения проблемных ситуаций: ситуация – исследование – решение. Исходя из этого, можно предположить алгоритм исследовательской деятельности: проблема – гипотеза – исследование – решение. Не все вопросы, заставляющие ребенка думать, можно назвать проблемными. В качестве основного звена проблемно ситуации хочу выделить противоречие. Важно помочь детям увидеть это противоречие и включить малышей в активную познавательную деятельность. Несоответствие, доходящее до противоречий, возникает между: одними и теми же знаниями, но более низкого и более высокого уровня; житейским опытом и научными знаниями. Если возникло противоречие: дошкольник не принял знание, не надо стремиться его переубеждать. В этом принципиальное отличие проблемного обучения. Действия воспитателя, на мой взгляд складываются из следующих шагов: выслушать все предположения детей (гипотезы); дать знания (опыт, эксперимент, исследование); сделать сравнения; вывод. На основе этого исследования дети примут те знания, которые ранее отвергли. После решения проблемы учу детей делать выводы, выделять главное и второстепенное. Наиболее простой методически прием, позволяющий мне это делать – использование простых графических схем. Это дает возможность, например, выявить логическую структуру текста. Таким образом, проблемное обучение, поисково – исследовательская деятельность детей предполагает решение следующих задач:Формирование у дошкольников диалектического мышления.Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств – эталонов, условных заменителей, моделей.Расширение перспектив поисково – познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности. Все это способствует формированию предпосылок учебной деятельности.Литература: Журнал «Дошкольная педагогика» №6 2010 год.Г.П. Тугушева, А.Е. Глебова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт – Петербург, 2007 год.А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». Москва 2004 годО.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом». Москва 2002 год.