«Будь здоров, малыш!»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Будь здоров, малыш!»
Автор: Петрова Елена Валерьевна
Проект «Будь здоров, малыш!» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Без здоровья невозможно и счастье» В.Г. БелинскийАвтор: заведующий МБДОУ – детским садом «Радуга» р.п. Лысые ГорыСоавторство: педагоги детского сада.Участники: педагоги, дошкольники, родители, общественные организации.Срок проекта: с октября 2018 года по апрель 2019 года.Актуальность проекта. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, являющейся важной основой творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. Следовательно, на одном из первых мест в педагогике должны стоять вопросы сохранения и укрепления подрастающего поколения. В силу особой актуальности проблемы в процессе педагогической деятельности стал вопрос творческого поиска подходов к укреплению здоровья детей и осуществления эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни. Поиск инноваций привел к решению проблемы посредством метода проектирования. педагогический (творческий) проект "Здоровый дошкольник" послужил базой для целенаправленного педагогического экспериментирования. Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном , сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни. Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в . Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в , воспитании и развитии дошкольников. Вместе с тем по прежнему наблюдается "перекос" образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.Цель проекта: приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через формирование осознанного отношения к своему здоровью; совершенствовать двигательные навыки; добиться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих повысить стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи проекта:Образовательные*дать знания о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.*научить элементарным приемам сохранения здоровья.Воспитательные*формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста*формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.Профилактические*развивать у детей потребность в активной деятельности*развивать потребность в выполнении физических упражнениях и игр на занятиях и в повседневной жизни.Решение этих задач осуществляется во всех видах детской деятельности: на занятиях, играх, в быту – так как предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром.Отбор содержания программы основывается на современных тенденциях личностно – ориентированного образования и на следующих главных педагогических принципах.1. Доступность:- учет возрастных особенностей детей- адаптированность материала к возрасту2. Систематичность и последовательность:- постепенная подача материала от простого к сложному- частое повторение усвоенных правил и норм.3. Наглядность:- учет особенностей мышления4. Динамичность:- интеграция программы в разные виды деятельности5. Дифференциация:- создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенкомОжидаемые результаты:Для детей:1) Сформированные навыки здорового образа жизни.2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.4) сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.Для родителей:1) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.2) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.Для педагогов:1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий здоровьясбережения детей.2) Улучшение качества работы по физическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.3) Личностный и профессиональный рост, самореализация, моральное удовлетворение.Продуктом педагогического проекта "Будь здоров, малыш!" являются:совместная спортивная деятельность (старшие группы);фото-выставка "Папа, мама, я - спортивная семья" (подготовительная группы);альбом кроссвордов "Здоровье" (педагогический коллектив);книга рецептов "Кулинарные посиделки" (пищеблок, младшие воспитатели);сборник частушек о ЗОЖ и загадок о частях тела (средняя группа);оформление газеты "Будь здоров, малыш!" (методический коллектив); итоги общесадовый праздник совместно с родителями "Здоровая семья – залог здоровья "(музыкальные руководители);Деловая игра для педагогов «Что вы знаете о здоровье»Этапы проекта1 подготовительный:поиск и сбор информации.2 реализация проекта:создание условий для реализации проекта;условия для формирования здорового образа жизни;работа с родителями, педагогами, детьми.3 итог:повышение уровня знаний о ЗОЖ;оптимальный уровень физического развития детей.Участники реализации проекта: дошкольники, педагоги детского сада, родители, инструктор по физической культуре.Срок реализации проекта: с октября 2018 года по апрель 2019 года, итоги май 2019 года.Проект органически вписывается в базовую образовательно-воспитательную программу детского сада, акцентирует внимание на знания, умения и навыки дошкольников с учетом возрастных особенностей;Характерной особенностью является повторное обращение в разных этапах программы к одним и тем же объектам: таким образом, ребенок получает возможность дополнить и углубить свои знания, умения, навыки.Для реализации данной проекта в детском саду созданы следующие условия:• оборудованный музыкально-физкультурный зал;• физкультурные уголки в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим.• спортивная площадка (на участке детского сада).• уголок релаксации в групповой комнате.Оздоровительная деятельность включает в себя:1. Создание системы двигательной активности в течение дня:• утренняя гимнастика (ежедневно);• физкультурные занятия (3 раза в неделю);• прогулки с включением подвижных игр;• оздоровительный бег (ежедневно);• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов);• зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)• оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);• эмоциональные разрядки, релаксация;• ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение) ;• спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз в месяц)2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.Предполагаемые результаты: Для детей:1) Сформированные навыки здорового образа жизни.2) Правильное физическое развитие детского организма, повышение его сопротивляемости инфекциям.3) Улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности.4) Сформированность гигиенической культуры, наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.Для родителей:1) Сформированная активная родительская позиция.2) Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.3) Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.Нормативное обеспечение проекта:1. Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ".2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.3. Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении4. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка5. Чупаха И. В. "Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе6. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье. 7. Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М., 2001 г.8. Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.9. Кудрявцев В. Т., Нестерюк Т. В., «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет», М., 1997 г.10. Маханева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», АРКТИ, 1999 г11. Чупаха И. В. "Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе, Илекса, 2005 г12. интернет ресурсы В помощь педагогам детского садаПроекты групповые могут быть на такие темы: I блок – "Я" Продолжить идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки) ; ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающем мире.II блок – «Физкульт-ура» Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, как найти свою тропинку к здоровью) ; познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.III блок – "Мой-до-дыр". Рассказать о культуре еды, правилах поведения за столом, о последовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана. Провести беседу о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком, если заболел, не ходить в садик.IV блок – "Мама, папа, я – дружная семья"С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду заниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый день правильно чищу зубы, как мама, значит, они у меня не будут болеть». Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, оздоровительной деятельности.