Рабочая Программа


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая Программа
Автор: Кочёкова Марина Михайловна

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Чемальский Дом детского творчества»Принято на заседание Утверждаю: Педагогического совета Директор МУ ДО «Чемальский ДДТ» Протокол №____ от __________ _________________С.Г. Власова Приказ №____ от ________________Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа художественной направленности«Флора». Возраст обучающихся: 4-15 лет.Срок реализации: 1 год.Автор- составитель: Кочёкова Марина Михайловна,педагог дополнительного образования.семал 2016г.Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
  • - пояснительная записка;
  • − цель и задачи программы;
  • − содержание программы;
  • − планируемые результаты;
  • Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
  • − календарный учебный график;
  • − условия реализации программы;
  • − формы аттестации;
  • - оценочные материалы;
  • − методические материалы;
  • − список литературы.
  • Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка.«Дополнительное образование детей –мощный фактор социализации юного россиянина».В.В.Путин, Президент Российской Федерации.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования реализуется через урочную и внеурочную деятельность.Внеурочная деятельность (в рамках реализации ФГОС) – образовательная деятельность, осуществляемая в форме, отличных от классно - урочной, направлена на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.Внеурочной деятельность позволяет решить задачу:-улучшить условия для развития личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных способностей. Данная программа имеет художественно - эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предлагает развития у детей художественного вкуса и творческих способностей.Со многими видами творчества учащиеся знакомятся на уроках трудового обучения. Многие задачи, определяемые программой, на внеклассных занятиях по рукоделию значительно расширяются. Занятие рукоделием развиваетмелкую моторику рук, глазомер. Так же формируется культура труда, дети учатся экономно расходовать бумагу, клей, правильно пользоваться ножницами использую инструктажу по технике безопасности и бережно относиться к рабочим инструментам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни.Программа разработана с учетом современных технологий, возрастных и психофизиологических особенностей детей, обеспечивает развитие и активизацию познавательных интересов, формирует творчески растущую личность, а также предусматривает дифференцированный подход в работе с детьми различной подготовленности и одаренности.Ведущая цель данной программы – создание комфортной среды общения, развитие творческих способностей и активной адаптации в жизни.Актуальность создания данной программы была вызвана:
  • - изменением современного социального заказа, отразившим новые социально-экономические условия России, связанного с требованием подготовки творчески активных специалистов, хорошо ориентированных в социуме и в ремесле, креативных, конкурентоспособных.
  • - возможности дополнительного образования как особого образовательного пространства, способствующего развитию и раскрытию природного и творческого потенциала личности ребёнка на основе его интересов, способностей.
  • -недостаточно высокий уровень развития творческой активности личности в прикладной деятельности.
  • Отличительные особенности программы.Содержание программы позволяет вести обучение детей не только разного возраста, но и разных по уровню подготовки. Обучение через коллективные творческие дела повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счет усиленного развития коммуникативной стороны, что позволяет обеспечить активную позицию каждому участнику процесса, так как общение и стремление к самостоятельности являются естественными потребностями. Настоящая программа отличается от аналогичных по профилю программ тем, что в ней имеются два различных направления деятельности: бумагокручение, лепка, аппликация. Такой подход позволяет детям в достаточной мере попробовать свои силы в различных видах рукоделия, удовлетворить потребности ребёнка в приобретении новых знаний, умений, навыков, так как процесс усвоения программного материала происходит не только по принципу «от простого к сложному», но и путём смены занятий, их разнообразия. Характерной особенностью программы является то, что преподаватель сам меняет соотношение пропорций блоков, как для всего коллектива, так и для каждого его участника, в зависимости от возраста детей, их развития, навыков, интереса к конкретному разделу занятий, степени его усвоения.Психолого-педагогическая характеристика возрастных особенностей детей.Дошкольный возраст - интенсивное развитие речи. Для этого возраста характерны доверчивость, впечатлительность и эмоциональность. Правильная организация учебно-воспитательного процесса позволяет приобщить к посильному труду. В этом возрасте важно развить творческую инициативу, ответственность и навыки общения и культуры поведения.Начальные классы, дети посещающие школу, не умеют лепить из пластилина элементарные вещи. Это говорит о том, что ребенок пришел в школу со слабо развитой моторикой рук. На занятиях ребята вновь открывают для себя мир лепки.Принципы, лежащие в основе программы:
  • - доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям) -наглядности (наличие дидактических материалов);
  • - демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • - научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • - « от простого к сложному » (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
  • В процессе реализации программы используются разнообразные методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, ситуационный, экскурсии.Учитывая психологические особенности детей, цели и задачи, содержание учебного материала, занятия необходимо проводить, применяя разнообразные методы и приёмы обучения: словесные, наглядные и практические. Почти каждое занятие по темам включает практическую и теоретическую части. Практическая занимает большую часть занятия. Кульминацией работы являются конкурсы и выставки. Тематика занятий строиться с учётом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная работа, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребёнка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Овладение учащимися содержанием программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты учащихся входящих в мир новых социально- экономических условий.Программа «Флора» рассчитана на 1год. Возраст детей от 4 -15 лет. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе составляет от 7 до 15 человек. Количество групп: 2 (старшая и младшая). Программа рассчитана на 9 учебных часов в неделю 36ч, в год 324ч.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
  • - проведение выставок и конкурсныхработ учащихся.
  • -участие в районных и республиканских, международных, всероссийских выставках.
  • Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:наглядный; практический; объяснительно-иллюстративный; проектно-конструкторский.Формы занятий:Традиционные: занятия по изучению нового материала, комбинированные.Нетрадиционные: интегрированные занятия, занятия-конкурсы, занятия-фантазии, занятия-путешествия, творческие отчеты.Нетрадиционные занятия повышают интерес к знаниям, активизируют всех детей, обеспечивают запоминание и усвоение нового материала. Методическое обеспечение программы.В организации продуктивного обучения декоративно-прикладного характера одинаково важны и процесс, и результат. Особенностью программы является развитие творческой активности личности, основанное на коллективном творческом деле. Обучение творческой деятельности предполагает сотрудничество участников образовательного процесса в продуктивной деятельности в направлении к общей цели. При такой организации все участники дополняют друг друга, образуют систему отношений, в которой каждый реализуют себя. Сотрудничество в разновозрастных группах еще более эффектно, поскольку позволяет развиваться всем от маленьких до больших, включая педагога, снимая психологические барьеры, предполагая проявление терпения, внимательности, ответственности. Программа осуществляет личностно-деятельный подход, учитываются возрастные особенности каждого ребёнка. Характер организации образовательной деятельности через коллективную творческую деятельность предполагает выдвижение на первый план творческих и продуктивных заданий. Методы и приёмы продуктивного обучения как исследовательский метод или метод проектов пробуждает детей к самообучению, развитию творческой активности, самореализации в деятельности. В соответствии с этим образуется цепочка в непрерывности образования личности, основными этапами которой являются этапы освоения репродуктивной и творческой деятельности.Цель и задачи программы.Цели: нравственно-эстетическое воспитания детей, активизация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире, и дальнейшему профессиональному самоопределению.Задачи:Личностные-привитие интереса к истокам народного творчества; любовь к родной природе, своему народу, Родине, уважение к её традициям, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономического отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.Метопредметные -укрепление зрительно-двигательной памяти через работу со схемами, развитие моторных навыков, внимания, памяти, логического и пространственного воображения, образного мышления, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.Образовательные (предметные)-обучение элементарным умениям и навыкам, способами художественной деятельности; обучение первичным знаниям о мире декоративно-прикладного искусства и развития ремесел; формирование знаний по основам композиции, дизайна; освоение техники ремесла.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:В результате обучения по данной программе учащиеся:Изготовление поделок из бумаги, а именно бумагокручение, аппликация, лепка детям не только интересно, но и полезно. Оно развивает мелкую моторику. Для того чтобы ребенок не уставал писать, творчески мыслил, бумагокручениепросто необходимо! Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память, внимание и связанная речь. Программа является альтернативой чрезмерному детскому компьютерному времяпровождению, побуждает интерес к созданию прекрасного вокруг себя. Приобретённые в процессе творчества умение и навыки оказывают огромный терапевтическийэффект - ребёнок становится спокойнее. Также занятия квиллингом, аппликацией лепкой оказывает положительное влияние на гиперактивных детей, они становятся более спокойными и усидчивыми, им становится очень важен, конечный результат. Подарки,созданные своими рукамиповышают самооценку ребёнка.Учащиеся должны уметь:
  • подбирать материал в соответствии с заданной тематикой;
  • копировать образцы;
  • составлять детали несложных форм из завитков;
  • анализировать характерные особенности рисунков основных техник квиллинга;
  • владеть комплексом специальных приёмов и навыков в самостоятельной художественной разработке эскизов и реализации их в материале;
  • грамотно применять знания, полученные на уроках;
  • соблюдать технику безопасности при работе сножницами, инструментом для скручивания роллов.
  • навыки самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;
  • навыки копирования лучших образцов творческих работ.
  • Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»Календарный учебный графикСодержание программы.Учебный план.Содержание программы I РАЗДЕЛ: КВИЛЛИНГ1. История квиллинга 1.1. История возникновения квиллинга. Теория: Знакомство с историей возникновения квиллинга. Использование этого вида искусства в жизни человека.Волшебные свойства бумаги.Разновидности бумаги компьютерная цветная, тонированная, цветная.1.2.Техника безопасности. Теория Инструктаж1.3.МатериаловедениеТеория: Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: инструмент для скручивания бумажных полос,зубочистки, ножницы, карандаш простой, форма для заготовок, клей ПВА.Практическая работа: Показ инструментов для работы1.4.Знакомство с материалами. Теория: Знакомство с материалами, применяемыми в квиллинге, их основными свойствами и качествами: компьютерная цветная бумага, цветная. Знакомство с различными дополнительными приспособлениями.Теория: Знакомство с различными дополнительными приспособлениями: зубочистки, ножницы, проволока, карандаш простой, клей ПВА, калька для зарисовки схем.1.5. Конструирование. 1.6.Вырезание полосок для квиллинга.Теория: Демонстрация лист бумаги, разлинованный на полоски 1.5ммПрактика: Самостоятельно нарезаем полоски с помощью ножницТехника выполнения квиллингаТеория: Знакомство с техникой кручения роллов из лент.Практика: выполнение простых элементов из бумажных полос.1.7.Основные элементы квиллинга: Теория:плотная катушкаАжурные элементы:Теория:Эскиз листья, выполнение по шаблонуПрактическая работа:Самостоятельное изготовление заготовок лепестков цветов, стеблей и листьевII.РАЗДЕЛ: АППЛИКАЦИЯ2.1 История Аппликации Теория: Показ презентации об истории аппликации. 2.2 Теория: Виды аппликации 2.3 Цветовой круг. Основные и составные цвета.Теория: Знакомство с цветовым кругом. Знакомство с основными и составными цветами. Дополнительные цвета.Практическая работа: зарисовка цветового круга.2.4 Теплые и холодные цвета. Теория: Знакомство с теплыми и холодными цветами Насыщенность цвета и его светлость. Цветовой контраст.Практика: выполнение тренировочных зарисовок. 2.5. Практика:Выбор красивых композиционных картинок для работы.Самостоятельное выполнение аппликации.2.6.Практика: методика выполнения аппликации «мозаика», по шаблону и самостоятельно.2.7.Практика: Эскизы аппликации, демонстрация готовой работы.III.РАЗДЕЛ: ЛЕПКА3.1Теория:История Лепки Лепка: Холодный фарфор. Соленое тесто. Теория: Приготовление Холодного фарфора, Соленого теста. Практика: Окрашивания теста по цветовому кругу (смппликацию).3.2 Лепка: « Брошь для Мамы». Теория: История возникновения 8Марта.Практика: Лепка по шаблону и самостоятельно по желанию детей. Брошь для мамы.
  • Практика: Лепка
  • По сказочным дорожкам. Лепка по шаблону. Грибочки Бабы Яги.Практика: «Смешанное панно» (природный материал)3.4.Практика: Лепка По сказочным дорожкам. Лепка по шаблону. Зверушки.Практика: «Смешанное панно» (природный материал) 3.5. Практика: ЛепкаДомик бабы Яги «Смешанное панно». Лепка по шаблону (природный материал).3.6. Практика: Лепка по шаблону Баба - Яга. 3.7. Практика:Создание проекта «Сказочный городок».Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».Календарный учебный график.КВИЛЛИНГ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ.
  • Условия реализации образовательной программы.
  • материально-техническое обеспечение – столы
  • стулья
  • интерактивная доска
  • инструмент для закручивания бумаги
  • клей ПВА, «Момент – кристалл»
  • ножницы
  • пинцет
  • зубочистки
  • шаблон-линейка с круглыми отверстиями
  • линейка
  • карандаши простые
  • цветная двухсторонняя офисная бумага
  • картон белый и цветной
  • гофрированная бумага и картон
  • салфетки
  • 12 обучающихся
  • информационное обеспечение есть: аудио, видео, фото.
  • интернет источники; – квиллинг-сообщество в Ж.Ж
  • www.paperquillingart.com – сайт корейскойквиллер-мастерицы Клер Сан Шуа
  • – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества
  • – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров»
  • - галерея работ в технике бумагокручения.
  • www.qillingshop.ru/master-class-01.htm
  • .uaЭнциклопедия самоделок - Код доступа
  • Квиллинг, бумагокручение - мастер классы, уроки, обучение, открытки, поделки, схемыДетское творчество, поделки, стихи для детей – Код доступа
  • Квиллинг - искусство бумагокручения/хбби // Мой компас2007-2010 , - Код доступаhttp://moikompas.ru/compas/quilling
  • Кочёкова Марина Михайловна, педагог дополнительного образования, соответствие занимаемой должности.
  • 1.Психолого-педагогическиеусловия: -разработка предметного содержания и технологии его использования (вариация вида и формы распределения материала);- субъективное взаимодействие педагога и ребёнка, построенного на сотворчестве, оптимизме и т.д.;- организация педагогом ситуации успеха, авансирование успеха, особенно для детей, не уверенных в себе, с низким уровнем мотивации;-организация занятия на создании условий для самостоятельности и самореализации каждого учащегося, на раскрытие его субъективного опыта;- взаимодействие со школой и семьёй.2.Материально-техническое обеспечение:-наличие стационарного кабинета, освещенного, в соответствии с нормами СанПиНа, всем необходимым оборудованием.-материально-техническая база: бумага, клей,ножницы, иглы, 3.Условия безопасной жизнедеятельности: - соблюдение правил охраны труда и правил противопожарной безопасности, с которыми педагог знакомит детей в соответствии с инструкцией.Формы аттестации.Формы отслеживания и фиксации образовательныхрезультатов:
  • готовая работа, грамота, диплом.
  • журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования,
  • портфолио, перечень готовых работ.
  • фото, отзыв детей и родителей.
  • Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
  • аналитический материал по итогам проведения психологической диагностики, выставка, готовое изделие, конкурс, портфолио.
  • Оценочные материалы.Перечень (пакет) диагностических методик, позволяющихопределить достижение учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9; ст. 47, п.5)Методические материалы.Материалы по теории предмета:
  • Методические рекомендации преподавателям
  • В ходе обучения развиваются индивидуальные творческие способности детей, активизируется их желание активно участвовать в художественном преобразовании окружающей жизни.
  • Процесс обучения учащихся искусству бумагокручения строится на основе его взаимосвязи с процессами общего развития детей и их воспитания.
  • Овладение ремеслом кручения начинается с простых технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии учащихся необходимо для создания самостоятельных художественных композиций.
  • Изучение техники квиллинга начинается с ознакомления учеников с необходимыми для работы приспособлениями и материалами (инструменты для квиллинга, трафарет, иголки, плотные подушки с подставками, бумага). При оценке изделия учитываются технологические и художественные достоинства работ.
  • Технологические:
  • сложность;
  • качество материала;
  • качество исполнения;
  • сроки исполнения (размер, объём работы).
  • Художественные:
  • общее художественное впечатление;
  • особенности изобразительных средств (характер линий, пятен, цвета);
  • композиция (ритм, пропорции, масштаб, статика, динамика орнаментов).
  • Для развития навыков творческой работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности учащегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей.
  • Полный набор учебно-методического комплекта включает следующие материалы:
  • пособия по квиллингу;
  • энциклопедии, справочники по рукоделию;
  • видеоматериал, наглядные пособия и образцы работ.
  • Самостоятельная работа
  • Самостоятельная работа - это специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся. С одной стороны - это учебные задания, т.е. то, что должен выполнить ученик, это объект его деятельности. С другой стороны - это форма проявления соответствующей деятельности мышления, памяти, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к расширению и углублению сферы действий уже полученных знаний. И в том, и в другом случае самостоятельная работа способствует развитию творческих способностей, умственных сил ребенка и закреплению практических навыков, знаний учащегося.
  • Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний, активизировать познавательную активность, разнообразить работу с учащимися, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.
  • Примеры использования самостоятельной работы: воспроизводящие работы, тренировочные работы
  • К формам самостоятельной работы относятся: домашние задания (сбор информации по теме, изготовление завитков);
  • Методическая литература по профилю.
  • Описание основных технологических процессов.
  • Инструменты и материалы, необходимые для работы.
  • Методические разработки:
  • Разработка тем занятий на год обучения.
  • Конспекты открытых занятий
  • Разработка программы
  • Учебно-иллюстративный материал:
  • Презентации
  • Методическая папка с иллюстрациями и схемами.
  • Образцы работ в технике квиллинг.
  • Материалы для проверки уровня освоения программы.
  • Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
  • Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.
  • Промежуточный контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании первого полугодия. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).
  • Итоговый контроль проводится по итогам аттестации в конце учебного года. Формой контроля усвоения учебного материала является участие детей в отчетных выставках и участие в выставках, конкурсах и фестивалях по декоративно-прикладному искусству различного уровня. При оценке качества выполняемых заданий осуществляется дифференцированный подход. Сложность заданий и уровень их исполнения зависит как от возраста, так и от индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка.
  • Тематика заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно - выставочной деятельностью образовательного учреждения.
  • Материалы по результативности освоения программы:
  • Портфолио объединения с творческими достижениями и результатом участия в конкурсах детского творчества.
  • Портфолио педагога.
  • Работы детей.
  • Разработки детских творческих проектов.
  • Краткое описание методики работы по программе:
  • особенности организации образовательного процесса очно.
  • методы обучения
  • словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой,дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение,поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
  • формы организации учебного занятия
  • Проведение выставок работ учащихся презентация, мастер-класс (в творческом объединении «Флора», Школе искусств, дошкольных учреждениях.
  • Участие в конкурсах детского прикладного творчества различных уровней (учрежденческих, районных, республиканских, российских, международных)
  • Литература (для педагога)
  • А.И. Быстрицкая. “Бумажная филигрань” 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008 
  • Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.
  • Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.Изд Мой мир 2008. 
  • Хелен Уолтер «Узоры из бумажных лент», изд. «Ниола-Пресс», Москва 2008г
  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
  •   Зайцева, А. Искусство квиллинга. – Изд.: Эксмо – Пресс, 2009. 
  • Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”. Изд.: Мир книги, 2008.
  • Никологорская О.А. «Волшебные краски», Москва «АСТ-ПРЕСС»1997 г.
  • Соколова Н.М. «Основы композиции 5-8 класс», Обнинск «ТИТУЛ» 1996 г.
  • Интернет-ресурсы: 
  •  – квиллинг-сообщество в Ж.Ж 
  •  – сайт корейскойквиллер-мастерицы Клер Сан Шуа 
  •  – галерея работ в технике бумагокручения студии бумажного творчества 
  •  – раздел «квиллинг» на сайте «Страна мастеров» 
  •  - галерея работ в технике бумагокручения.
  • Энциклопедия самоделок  - Код доступа
  •  – Код доступа  
  • Квиллинг - искусство бумагокручения/хбби // Мой компас2007-2010  , - Код доступа
  • 1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов», «Просвещение», Москва, 1988 г.2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акадазвития», Ярославль, 20013. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 19924. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 19905. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение», Москва, 19856. Узоры из бумажных лент./ Перанг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.7. Интернет ресурсы («Страна Мастеров», «Квиллинг»).Литература (для детей).1. ,«Страна Мастеров», «Квиллинг»2. Забавные фигурки делаем из гофрокартона, Л. Курочкина3.  Квилинг или бумажная филигрань Автор: Бойко Е.А. 3. Журнал «Коллекция идей»4.О.Маракаев. «Первый букет»,- Ярославль: Академия развития», 1999г.с.194.5.А. Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.6. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.7. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.8. Д. Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.