"Радужное детство"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Радужное детство"
Автор: Кирик Анастасия Сергеевна

  • Название работы: «Радужное детство»
  • Руководители: воспитатель 2 младшей «Б» группы: Кирик Анастасия Сергеевна
  • Воспитатель 1 младшей «А» группы: Ульянчева Татьяна Васильевна
  • База проведения: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 105» Лесозаводского городского округа
  • «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» О. УайльдЛозунг:Мы ребята удалые, хоть совсем и небольшие.Любим вместе мы играть, и друг другу помогать!Настроение поднимать, никогда не унывать!В общем, весело живем: и рисуем, и поём!
  • Аннотация:
  • На протяжении младшего дошкольного возраста у ребенка формируется определенный поведенческий репертуар. Один из факторов, влияющий на поведение ребенка - это эмоции, которые он переживает. Если у ребенка хорошее настроение, то и к окружающим он будет относиться доброжелательно, но если у ребенка настроение испорчено, то и отмечаются нарушения во взаимодействии. В настоящее время важная роль в концепции модернизации образования отводится здоровьесберегающим технологиям. Одним из методов, позволяющих сохранить психологическое здоровье дошкольников, является цветотерапия. Поэтому возникла идея реализации проекта «Радужное детство». Главной целью которого, является создать условия для бесконфликтного социального взаимодействия детей младшего дошкольного возраста. Цветотерапия – естественный метод коррекции поведения для младших дошкольников. Во-первых, цветотерапия основана на принципе проникновения фотонов света в мозг и воздействие на определенные светозависимых гормонов независимо от установок. Во-вторых, дети любят рисовать, отражая свои эмоции и чувства с помощью красок. Работа по проекту проводилась в двух группах одновременно: 1 младшей «А» (3 года) и 2 младшая «Б» (3,5 года) группах. После наблюдения за детьми младшего дошкольного возраста была определена группа воспитанников, у которых возникают проблемы в общении со сверстниками. Данная работа направлена на накопление опыта доброжелательных взаимоотношений, воспитание эмоциональной отзывчивости у малышей. Работа над проектом реализовывалась в тесной связи с родителями, так как формирование доброжелательного отношения друг к другу, умение делиться с товарищем, правильно оценивать хорошие и плохие поступки происходит только на основе семейных ценностей. Поэтому большое значение мы уделили работе с родителями: был проведен круглый стол с родителями, в котором они могли не только получить новые знания, но и поделится собственным опытом. Проводилась и просветительская работа в форме консультаций, тематических бесед, информационных листков. Огромное удовольствие родителям приносит совместная работа с детьми. При создании атрибутов для «Уголка цвета» родители установили доверительные отношения с воспитателями. Конечно же, основная работа была направлена на работу с детьми. С помощью «Уголка цвета», дети самостоятельно в непринуждённой обстановке учились договариваться друг с другом. Помогали в подборе коррекционных игр. При проведении коллективной работы, рисования ладошками, ребята принимали активное участие в выборе красок и советовали друг другу, какую краску лучше использовать. Одним из любимых занятий детей было заполнение «Календаря эмоций». Они с удовольствием наклеивали цветные стикеры. Если в начале проекта дети с трудом могли определить свое настроение, то уже к концу дети с легкостью соотносили свое настроение с цветом, и у большей выборки детей преобладало радостное настроение. В заключение проектной деятельности был проведен «Праздник цвета», в ходе которого, дети и родители получили массу положительных эмоций. Материал проекта «Радужное детство» будет интересен воспитателям дошкольных учреждений и взрослыми, работающими с детьми младшего дошкольного возраста.
  • Проблема: неумение детей конструктивно взаимодействовать со сверстниками.
  • Основополагающий вопрос:
  • Как научить детей ладить друг с другом?
  • Проблемные вопросы:
  • Можно ли с помощью цвета поднять свое настроение?
  • Что такое «держать себя в руках»?
  • Влияет ли наше настроение на наше поведение?
  • Практико-ориентированный проект для детей 2-4 лет по направлению социально-коммуникативного развития, а именно - развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
  • Направления близкие к проекту: художественно-эстетическое развитие, физическое, речевое и познавательное развитие.
  • Заказчики проекта: дети младших групп, их родители, воспитатели 2 младшей «Б» и 1 младше «Б»
  • Состав проектной группы: группа детей 2 младшей «Б» и 1 младшей «А» в возрасте от 3-х до 4 –х лет.
  • Ситуация, в которой проходил проект, следующая:
  • Проект был реализован в течение месяца, посредством интеграции социально-коммуникативной, художественно-эстетической, речевой и познавательной областей развития. В основу системы работы легли следующие принципы: позитивности, взаимодействия, индивидуального подхода, психологической комфортности, развития и саморазвития личности, здоровьесберегающий принцип.Вся работа была направлена на создание развивающей предметно-пространственной среды для организации коррекционно – развивающей работы: тесто, цветной песок, «безопасная гуашь», «Цветной дождь». Цветной уголок был создан воспитателями самостоятельно с помощью подручных материалов. Так, как коррекционно-развивающая работа проходила с помощью элементов арт-терапии (терапия цветом), малыши не просто с удовольствием включались в процесс совместной деятельности с педагогом, но и самостоятельно организовывали свой досуг в «Уголке цвета». «Радужный дождь» позволил создать в группе уголок уединения, что очень позитивно было воспринято детьми. Нужно отметить, что создав творческую нестандартную среду и научив детей соотносить свои эмоцию с определенным цветом, ребята стараются словами выражать свое настроение, что привело к снижению количества конфликтов в группе.
  • Цели проекта:
  • педагогическаясоздание условий для развития конструктивного социального взаимодействия среди младших дошкольников;практическая проведение праздника «День цвета».Задачи проекта: - формировать готовность детей к совместной деятельности с помощью умения договариваться и решать конфликты со сверстниками;- развивать эмоциональный интеллект;- воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, доброжелательное отношение к окружающим.
  • Предполагаемые продукты проекта:
  • Выставка работ «Цветные ладошки»
  • Выставка работ «Угощение мишке»
  • Создание «Календарь эмоций»
  • Создание «Цветной дождь»
  • Создание «Солнце игр»
  • Создание дидактической игры «Подбери настроение»
  • Создание фигур из соленого цвета для самостоятельной деятельности детей «Раскрась фигуру»
  • Результаты проекта:
  • - дети научились контролировать и выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; - стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; - узнали конструктивные способы выражения своих эмоций. - родители глубже осознали свою роль в создании эмоционального благополучия ребенка
  • Срок реализации проекта: с 9 января 2018 года по 2 марта 2018 года.
  • Необходимое оборудование:
  • Цветная бумага, цветной картон, ножницы, краски, кисточки, баночки, салфетки, досточки, клей, ватман, цветное соленое тесто (желтое, розовое, голубое, зеленое), соленое тесто, цветные атласные ленты, обруч, манка, пищевые красители, иллюстрации с цветами, самоклеящееся бумага, usb-флэшка, usb-колонка, воздушные разноцветные шары, магнитная лента.
  • Ориентировочный бюджет проекта: 5000 (пять тысяч рублей)
  • Способы и технологии: игровая, творческая деятельность, чтение художественной литературы, релаксация, визуализация.
  • Возможные трудности и риски: В связи с тем, что цветотерапия является очень интересной формой работы для детей младшего дошкольного возраста, трудностей и рисков в проектной деятельности не возникло.
  • Формы взаимодействия организаторов с участниками: в рамках проектной деятельности преобладали субъект - субъектные отношения между взрослыми и детьми, а также между сверстниками, так как детям была предоставлена полная свобода выбора для конструктивного проявления своих эмоций. В процессе формирования социальных эталонов, дети были активными участниками в их разработке. Также педагоги учли пожелания родителей в вопросе формирования социально-нравственных устоев. Это помогло определить единые требования к воспитанию младших дошкольников.
  • Этапы проведения проекта:
  • Анализ результатов выполнения проектной работыI этап: ОрганизационныйЦель: Постановка проблемы. Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Планирование работыАнализ работы первого этапа:Подготовительный этап включал в себя проведение первоначальной диагностики (выявление сформированных представлений о социальных нормах и правилах); анкетирование родителей (анкета, косвенно выявляющая информацию о способах воспитания в семье), наблюдение; подбор и анализ методической литературы, наглядного. По итогам анкетирования, было выявлено, что у детей в 1 младшей группе преобладает плаксивое настроение, дети 2 младшей группы недружелюбны, предпочитают играть по одиночке. Так же дети обеих групп охотней общаются с родными.Была проведена беседа, о понятиях «хорошо» и «плохо», что бы выявить отношения детей к конфликтным ситуациям. На вводном занятии «Путешествие по цветам», котором дети узнали, что эмоцию и настроение можно выразить цветом, при этом ни кого не обидев.Результат:
  • Выявлена проблема: неумение детей решать конфликтные ситуации, проявляют агрессивное отношение к сверстникам.
  • Разработали пути решения проблемы.
  • Составили план работы:
  • Сбор информации
  • Проведение бесед
  • Работа с родителями
  • Создание календаря эмоций
  • Рисование с детьми
  • Лепка из цветного теста
  • Создание уголка цвета
  • II этап: ОсновнойЦель: Сбор информации. Структурирование информации. Практическая деятельность по решению проблемы. Изготовление, оформление продукта.В ходе основного этапа дети с интересом включались в работу. Дети с удовольствием, приходя в детский сад, заполняли календарь эмоций. И если в начале проекта преобладали синий цвет, который обозначал грусть, то уже к середине месяца у детей преобладало радостное настроение, обозначаемое красным цветом. Благодаря совместной деятельности, в изготовлении рисунков и подделок из цветного теста, дети активно общались друг с другом. Советовались в подборе цвета, друг другу помогали. А так же участвовали в оформлении выставки, выполняя небольшие поручения. Одним из интересных форм работы является создание «Солнца игр», которое применялось в непосредственной образовательной деятельности. Дети договаривались, кто будет выбирать лучик с игрой, приводя аргументы, почему именно он. ( например: «Маша сегодня грустит, поднимем ей настроение, пусть она выберет лучик» или «Ваня выполнил задание первым, пусть выбирает лучик»)Но колоссальную пользу в формировании у детей умения договариваться, принесло создание «Уголка цвета». Это специально оборудованное место в группе, в котором дети самостоятельно выбирали себе занятие. В уголке располагалось: «Цветной дождь»(обруч обклеенный атласными разноцветными лентами свисающий с потолка), «Подбери настроение»(панно, на котором изображены цветочки с различными видами настроений, необходимо подобрать бабочку с таким же настроением и «посадить» на цветок при помощи кнопки), «Раскрась фигурку» (фигуры из соленного теста дети по желанию могут раскрашивать красками в свободное время), «Цветной песок» (дети совместно рисуют цветным песком). Результат:1. Собрана информация о влияние различных цветов на настроение ребенка, составлен паспорт
  • Оформили выставку рисунков «Цветные ладошки»
  • Оформили выставку подделок «Угощение мишки»
  • Создали «Календарь эмоций»
  • Создали «Цветной дождь»
  • Создали «Солнце игр»
  • Создали дидактическую игру «Подбери настроение»
  • Создание фигур из соленого цвета для самостоятельной деятельности детей «Раскрась фигуру»
  • III этап: заключительныйЦель: презентация проекта.В завершающей части создано у каждого участника проекта чувство принадлежности к группе и закреплено умение положительно выражать свои эмоции, что ярко и выразительно продемонстрировали дети на празднике «День цвета», проведенном совместно с родителями. Результат:
  • Сформировали умение договариваться детей друг с другом, доброжелательно относиться к окружающим.
  • Презентовали проект через проведение праздника
  • Критерии оценивания работ участников и проекта:
  • По окончанию проекта дети могут:- проявлять чувство симпатии к собеседнику;- осуждают грубость, жадность; - умеют играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.- обращаются с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». - проявляют внимательное отношение к родителям и близким людям. - стараются не перебивать говорящего взрослого.
  • Список используемых информационных ресурсов:
  • Е. Ю. Кукушкина, Л.В. Самсонова «Играем и учимся дружить» ISBN 978-5-9949-0696-5
  • Журнал «Воспитатель» №10\2008
  • М.Э. Вайнер «Игровые технологии коррекции поведения дошкольников» ISBN 5-93134-239-7
  • Л. В. Кузнецова, М.А. Панфилова «Формирование нравственного здоровья дошкольников ISBN 5-89144-284-1
  • Г. Э. Бреслав «Цветопсихология и цветолечение» ISBN 5-93414-019-1
  • С. И. Семенака «Уроки добра» ISBN 5-89415-204-6
  • К. Ю. Белая, В. М. Сотникова «Разноцветные игры» ISBN 978-5-8252-0054-5
  • М. Морозов, И. М. Вёрстка «Школа хороших манер» ISBN 5-85044-822-5