Художественного-эстетического направления
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Художественного-эстетического направления
Автор: Нигматзянова Айниза Накифовна
Рабочая программа внеурочной деятельностихудожественно – эстетического направленияАктуальность и перспективность курса:Программа «Волшебный карандаш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.Основными видами художественной деятельности учащихся являются:- художественное восприятие,- информационное ознакомление,- изобразительная деятельность,- художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.Принцип построения программы:На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников. Этапы программы:ознакомительный – 1 год обучения для обучающихся 6–7лет;развивающий – 2 года обучения для обучающихся 8–10 лет;исследовательский – 1 год обучения для обучающихся 10–11 лет.Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:занятия в свободное время;обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту). Возрастная группа учащихся:Программа ориентирована на учащихся 1-4 классов. Количество часовПрограмма рассчитана на 135 часов: 1 кл – 33 ч., 2 – 4 кл. – по 34 ч. и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю.Продолжительность одного занятия:в 1 классе - 30 - 35 минут, 2 – 4 классы – 35 – 45 минут Цели и задачи реализации программы:Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.Задачи:воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;техническая – осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).Формы и методы работы:Формы:Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.Основные методы и технологии:Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный(объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.Личностные результаты:осознавать роль художественного искусства в жизни людей;эмоционально «проживать» красоту художественных произведений, выражать свои эмоции;понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству.Метапредметне результатыРегулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;учиться работать по предложенному учителем плануПознавательные УУД:находить ответы на вопросы в иллюстрациях;делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне рассказа, художественного изображения);понимать художественную речь других, понимать то, что хочет сказать художник своим произведением;учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).2-й классЛичностные результаты:осознавать роль художественной культуры в жизни людей;эмоционально «проживать» художественные произведения, выражать свои эмоции;понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей о произведениях искусства, о собственных работах , работах своих товарищей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов, художественные сравнения, применение художественных терминов)Метапредметные результатыРегулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;учиться работать по предложенному учителем плануПознавательные УУД:находить ответы на вопросы в иллюстрациях, в работах художников;делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;преобразовывать информацию из одной формы в другую: с помощью художественных образов передавать различные эмоции.Коммуникативные УУД:оформлять свои мысли в устной и художественной форме (на уровне предложения, небольшого текста, рисунка);слушать и понимать речь других; пользоваться приёмамипередачи эмоций с помощью художественных образов , перенесенных на бумагу;договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).3.Содержание программы. Тематическое планирование. «Радужный мир»Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 6 – 7 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.Программа состоит из теоретической и практической частей.Теоретическая часть:Знакомство с различными художественными материалами, приёмами работы с ними.Основы цветоведения. Основные цвета. Смешение цветов. Холодные цвета.Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок.Беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной формеЗаочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира.Знакомство с творчеством лучших художников нашей страны и мира.Календарно-тематический план