Самореализация личности учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самореализация личности учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий
Автор: Тупикина Юлия Евгеньевна, Камалеева Наталья Валериевна

Самореализация личности учащихся через использование информационно – коммуникационных технологийН.В. Камалеева,Ю.Е.Тупикинагиселёвск, Кемеровская обл.Федеральный образовательный стандарт дополнительного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357, выдвигает определённые требования к содержанию дополнительных образовательных программ и к результатам их освоения: преимущество отдаётся не столько получению предметных знаний, сколько формированию универсальных учебных действий, которые в последствии будут способствовать более успешной социализации и самореализации учащихся.Это даёт простор для использования разнообразных педагогических форм и методов с применением новых и новейших информационно – коммуникационных технологий. Одной из таких нововведений – внеурочный сетевой проект, который мы успешно использовали в своих творческих объединениях «Юннаты» и «Муравей» при изучении основ экологии.В ходе данного проекта учащиеся совершенствовали свои универсальные учебные действия: учились наблюдать за объектами живой природы, следить за сезонными изменениями в жизни птиц, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы и т.д. Реализация проекта способствовала воспитанию в детях любви к природе, заботливого отношения к птицам, трудолюбия и милосердия. Проект "Голуби в нашем городе" направлен на изучение голубей, встречающихся в городе Киселевске и на определение их численности в осенне-зимний период. Размещение материалов проекта в сети интернет позволило привлечь к участию в нём не только детей из разных творческих объединений разных школ города, но и их родителей. Использование сети интернет дало преимущество и в количестве участников проекта: 58 учащихся из трех общеобразовательных школ и 12 родителей, в то время как работая над другими экологическими проектами нам удавалось привлечь к проекту 12-15 учащихся и 2-3 родителя.Проект направлен на развитие активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося. Это стало возможным в связи с интеграцией различных учебных предметов: окружающий мир, история, экология, технология и изобразительное искусство и вовлечением каждого учащегося в активный познавательный процесс, где каждый смог проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Данный проект позволил расширить знания учащихся по программному материалу, изучить вопросы, связанные с ролью голубей в истории человечества.Целью нашего проекта была подготовка и проведение внеклассного познавательного мероприятия для учащихся ДДЮТЭ "Голуби в нашем городе", которое включало выставку рисунков, поделок о голубях, выступления с докладами, презентацию книжки - раскладушки "Голубь с веточкой оливы", сборника стихов о голубях и буклета, выставку кормушек, представление созданных презентаций.Для привлечения внимания к нашему проекту, в качестве рекламы мы использовали стартовую презентацию, где учащимся предложили обсудить ответы на основополагающий, проблемные и учебные вопросы. Вопросы сформулированы таким образом, чтобы развивать у учащихся мышление, умение анализировать, обозначить для себя проблему и определить пути ее решения. Для детей и их родителей также был разработан информационный буклет, который помог организовать их совместную деятельность через интернет-сайт.Проведенная вводная диагностика позволила разделить детей на 2 группы: исследовательскую и творческую. Совместно разработанные с участниками проекта маршрутные листы существенно упростили работу групп, стали их путеводителем по проекту.Корректировать свой план работы и планировать дальнейшие действия детям помогала таблица мониторинга, где определенный цвет показывал выполнение пунктов плана проекта. Постоянное изменение цвета в таблице было для групп своеобразным стимулом к дальнейшим действиям, рождало дух здоровой конкуренции. Результатом работы творческой группы стали созданные материалы: презентации, рисунки, открытки, видеоролик, книжка-раскладушка, кормушки, фотографии, сборник стихотворений о голубях - все это было представлено на выставке на итоговом мероприятии.Результатом работы исследовательской группы стали презентации. Наибольший интерес у детей вызвала презентация о посещении одной из участниц проекта голубятни, где она рассказала о своих наблюдениях за жизнью домашних голубей, о том, как из маленького яйца появляется птенец и вырастает во взрослого голубя. Об удивительных фактах их жизни голубей дети рассказывали в своих сообщениях. Корме этого, они провели исследование по определению численности голубей в центре города Киселёвска. Наблюдения проходили в зимний и весенний периоды. Группа юных исследователей один раз в неделю в течение месяца проходили по кольцевому маршруту и подсчитывали всех встреченных голубей. Подсчёт вёлся по методике Боголюбова А.С. «Методы учётов численности птиц: маршрутные учёты». Эта методика довольно сложная для учащихся начальных классов, поэтому мы им помогали. В ходе обсуждения результатов исследования, дети пришли к выводу, что весной численность голубей намного больше, чем в зимний период. В рамках данного проекта учащиеся знакомились с правилами оформления презентаций и критериями их оценки. Опираясь на оценочные листы, дети самостоятельно отобрали лучшие презентации для представления на итоговом мероприятии. Оно было построено так, что каждый учащийся смог продемонстрировать приобретённые в ходе проекта навыки ораторского искусства, умение аргументировано выступать перед аудиторией, представлять результаты визуальными способами, участвовать в обсуждении, задавать вопросы.В ходе работы над проектом мы с ребятами не просто изучили роль голубей и их значение для нашего города, а организовали деятельность учащихся так, чтобы они научились наблюдать за объектами живой природы, следить за сезонными изменениями в жизни птиц, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию, делать выводы, слушать и понимать других, работать в парах, группах и коллективно. Реализация проекта также способствовала воспитанию в детях любви к природе, заботливого отношения к птицам, трудолюбия и милосердия.Наш проект завершен, но каждый раз встречаясь с детьми, мы видим, что он оставил неизгладимый след в их сердцах. Они продолжают увлеченно рассказывать нам о встречах с голубями, новые интересные факты из их жизни. Познакомиться с нашим проектом ближе вы можете в сети интернет: .Литература