"Части речи"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Части речи"
Автор: Нефёдова Оксана Юрьевна
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: "Части речи"Цель: повторить известные ребятам части речи и их признаки.Задачи:1. Совершенствовать умение распознавать части речи.2. Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление и речь.3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.Методические приемы: беседа, выразительное чтение, выполнение упражнения, лингвистическая игра.Урок ориентирован на работу с учебником Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.Ход урока1.Вступительное слово учителя.Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть на нашем сегодняшнем уроке. Присаживайтесь. Давайте откроем тетради и запишем дату: 25 сентября и слова «классная работа». Вы обратили внимание, что строчку для темы я оставила пустой, поскольку она спрятана в данном кроссворде. Попытаемся отгадать его и посмотреть, какое слово зашифровано.Кроссворд:1. Значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов (приставка).2. Значимая часть слова (морфема)3. Значимая часть слова, которая образует формы слова (окончание)4. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение слов (корень). -Какое слово получилось по вертикали? (речь)-Из чего состоит наша речь? (из слов или из частичек).Запишем тему нашего урока – Части речи.-Ребята, а вы знакомы с этим понятием? (да).Цель сегодняшнего урока-вспомнить все, что вы знаете о частях речи.-Давайте представим, что наша речь-это солнце (обращаю внимание на доску. На ней прикреплено солнце из ватмана, но без лучей).А для чего нужно нам солнце? Оно освещает всю землю и дарит людям тепло и свет. Также и речь наша, добрые слова, которые мы говорим друг другу, дарят нам радость.-Посмотрите на наше солнышко. Чего здесь не хватает? (лучиков)-Давайте представим, что лучики у солнца - это части речи.-Какие части речи вы знаете? (ребята называют части речи, приводят 2-3 примера, доказывают, что данное слово – это имя существительное.) Учитель в это время параллельно прикрепляет лучики к солнцу.-А теперь откроем наш учебник на стр. 30 и прочитаем стихотворение Высотской «Веселая грамматика».-Я вам прочитаю стихотворение, а ваша задача – определить, какие части речи мы с вами еще не назвали.-Давайте же сосчитаем, сколько лучиков у нашего солнышка? (десять)И частей речи в русском языке тоже 10.-Одинаковы ли по длине лучики солнца? (нет). Почему?-В русском языке те слова, которые что-то обозначают, будь то действие, признак или предмет, к которым можно задать вопросы, называются самостоятельными. А такие части речи как предлоги, союзы и частицы называются служебными. – Как вы думаете, почему они носят такое название? (они служат для связи слов в предложении, помогают словам в предложении принять нужную форму или вносят в предложение дополнительный оттенок, то есть они обслуживают самостоятельные части речи.)2. Распределительный диктант.- Но наиболее употребительными являются 3 части речи. Это имя существительное, имя прилагательное и глагол.Поэтому я прошу вас разделить тетрадь на 3 колонки. Первая колонка будет носить название – имя существительное; вторая – имя прилагательное и 3 – глагол. Мы проведем с вами распределительный диктант. Работать будет каждый в своей тетрадочке. Я зачитываю слова, а вы распределяете их в нужную колонку: сверкает, рыжего, птица, радостью, строит, сладкой, училась, нежного, ключи, смотрят, море, вкусные (проверка).Далее провожу физкультминутку:Раз – подняться, потянуться,Два – нагнуться, разогнуться,Три – в ладоши три хлопка,Головою три кивка.На четыре – руки шире,Пять – руками помахать,Шесть – на место тихо сесть.- Зачитайте слова, которые вы отнесли к первой колонке. Докажите, что перед нами имена существительные (далее ученики зачитывают слова из 2 и 3 колонки, доказывая принадлежность слова к той или иной части речи).Ученик называет слова из первой колонки, а учитель вывешивает их на доску. - Сверьте с доской распределение слов по колонкам.Лингвистическая игра «Четвертый лишний»- Как каждый человек обладает отличительными чертами (внешность, характер), так и слово обладает своими отличительными признаками. Я предлагаю поиграть в игру «4 лишний». Посмотрите внимательно на слова в первой колонке и назовите слово, которое по какому-либо признаку не соответствует остальным словам (ребята указывают слова, а учитель записывает признак).Признаки имен существительных:- падеж;- число;- одушевленность и неодушевленность;- род;- склонение.Признаки имен прилагательных:- род (в ед.ч)- падеж;- число.Признаки глагола:- вид;- спряжение;- число;- время;- лицо;- род (в прош. Вр.).- Ребята, а как вы думаете, какая из этих трех частей речи придает нашим словам образность, выразительность и красоту? (имя прилагательное).Работа с предложением, записанным на обороте доски:…(Разноцветные)… (осенние) листья плавно кружатся в воздухе и ложатся на … (темную) землю.- На месте пропусков Вам необходимо вставить имена прилагательные (устная работа). Ребята зачитывают свои предложения.Сверяем с предложением, записанным на доске, переносим его в тетрадь. Определяем части речи.Итог урока: 1. Сколько существует в русском языке частей речи?2. На какие две большие группы они подразделяются?3. Что нам нужно знать, чтобы правильно определить часть речи?Далее выставление оценок.- Спасибо всем за работу на уроке. До новых встреч!