Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми
Автор: Мухардимова Римма Ядгаровна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 10»Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьмиКоррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста с нарушениями развития речи имеет основные направления коррекционной работы: младенческий возраст - эмоциональное общение ребёнка с взрослым. Родители очень часто задают вопрос: «Почему ребёнок поздно начинает говорить?» Одна из причин заключается именно в том, что ребёнок лишён этого эмоционального общения с матерью. Место матери заменяют различные гаджеты, телевизор. ранний возраст - предметная деятельность.Основные направления коррекционно-педагогической работы с неговорящими детьми второго и третьего года жизни: Развитие познавательной деятельности: развитие различных форм общения ребёнка с взрослым; формирование познавательной активности; развитие знаний об окружающем и понимание обращённой речи; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия); формирование предметной деятельности.Стимуляция развития голосовых реакций, звукоподражания и собственной речевой активности.Стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики).Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми включает следующие направления.1. Развитие психических функцийЗанятия с неговорящим ребёнком нужно начинать с развития его высших психических функций: внимания, памяти и мышления. Для детей раннего возраста характерно неравномерное развитие отдельных психических функций, восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательных реакций, эмоционального и звукового общения с окружающими. В силу недостаточности слухового восприятия и недоразвития моторики имеет место слабость деятельности слухового анализатора. Эти дети с трудом локализуют направление звуков или - хорошо реагируя на обычные звуки, не обращают внимания на речь. У группы неговорящих детей не сформировано первичное понимание речи - они не смотрят на обращающегося к ним взрослого, не прислушиваются к его голосу, не реагируют на своё имя, на смену интонации, голоса.Развитие мышления идёт двумя путями - от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и к логическому. При проведении упражнений, направленных на развитие мышления ребёнка, необходимо соблюдать принцип постепенного перехода от сравнения по внешним признакам (цвет, размер) к сравнению по существенным признакам.2. Развитие двигательных функцийНеобходимо обеспечить и полноценное моторное развитие малыша.Моторное развитие способствует формированию у детей раннего возраста разнообразных двигательных навыков. Чем лучше сформированы движения у ребёнка, тем лучше развивается речь. При выполнении движений широко используются звуковые и речевые стимулы. Многие упражнения на развитие общей моторики полезно проводить под музыку. Чёткая речевая инструкция и сопровождение движений стихами развивает целенаправленность действий, создаёт положительный эмоциональный фон, улучшает понимание речи, обогащает словарь - движения становятся точными, координированными. Одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста является стимуляция двигательного развития и коррекция его нарушений (речедвигательных расстройств, нарушений функциональных возможностей кистей и пальцев рук и общей моторики). Для реализации этого направления используют серию упражнений, обеспечивающих формирование зрительно-моторной координации, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, а также стимуляцию общей двигательной активности, коррекцию нарушений общей моторики. Одновременно у ребенка формируется умение точно и ловко выполнять те или иные движения.В развитии ручной моторики используют: действия с предметами. Пальчиковые игры оказывают благоприятное воздействие на развитие речи детей (речевые области формируются под влиянием импульсов от пальцев рук), подготавливают ребёнка к рисованию, письму.3. Сенсорное развитиеВ тесной взаимосвязи с развитием движений осуществляется сенсорное воспитание, направленное на совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности. Решение двух вышеназванных задач осуществляется на базе предметной деятельности как ведущей деятельности раннего возраста (от 1 года до 3-х лет).Важно не только совершенствовать зрительно-моторную координацию, необходимо побуждать детей к решению наглядных задач в дидактических играх и в быту, развивая наглядные формы мышления. Сенсорное воспитание предусматривает развитие способности воспринимать окружающий мир с помощью пяти органов чувств и предусматривает занятия с развивающими игрушками. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Развитие понимания речи у ребёнка с сенсорными нарушениями в значительной степени зависят от взрослого, от того объёма информации о предметах и их свойствах, которые получает ребёнок. У детей с задержкой психофизического развития имеет место отставание в развитии: речи, мышления, памяти, представления, восприятия. Процессы восприятия у них замедлены, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Рассогласованность в работе зрительной и моторной систем нарушает формирование активного устойчивого внимания. Внимание малышей привлекает всё яркое, необычное, поэтому в процессе обучения используются игрушки и игровые приёмы, пробуждающие активность детского мышления. При организации процесса обучения придерживаются системности. Особое внимание уделяют вопросу повторности занятия (не бывает полностью идентичным основному занятию). Это обеспечивает познавательную активность детей на занятиях. В результате систематической работы по сенсорному воспитанию дети учатся выделять и учитывать цвет, форму, величину; при выполнении практических действий, учатся группировать в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине; при выборе из четырёх разновидностей, соотносить разнородные предметы по цвету, форме, величине; активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец).4. Логопедический массажЛогопедический массаж необходим ребёнку с задержкой речевого развития. Используя методику О.А.Новиковской, проводят упражнения: «Смешная песенка». Перебирая пальцами по губам, произносить звук похожий на «Б-Б-Б». Движения пальцев вправо, влево.«Расчёска» Слегка прикусить нижнюю губу и несколько раз поскоблить её верхними зубами, как бы причёсывая. Затем прикусить верхнюю губу и несколько раз поскоблить её нижними зубами.Упражнения для языка«Любопытный язычок». Улыбнуться, сомкнув зубы, но не плотно. Протискивать язык наружу между зубами так, чтобы верхние резцы скоблили по верхней поверхности языка. «Накажем язычок». Высунуть изо рта язык и слегка покусывать его. При выполнении этих движений произносить звуки ... та-та-та ...Логопедический массаж нормализует тонус мышц и моторику артикуляционного аппарата. В раннем возрасте, а именно, шести, семи месяцев нужно начинать делать массаж руки ребёнка.5. Артикуляционная гимнастикаПравильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. У многих детей при обследовании выявляются нарушения в строении артикуляционного аппарата: короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое нёбо и многие другие недостатки. Имеются у детей несовершенства движения артикуляционного аппарата - малоподвижный, толстый язык. Это тоже служит причиной неправильного произношения звуков. Речь у таких детей вялая, нечёткая, смазанная.6. Занятия по развитию речи с детьми раннего возраста с задержкой речевого развитияС детьми, страдающими задержкой речевого развития, проводятся специальные занятия по развитию речи.Коррекционно-педагогическая работа планируются по следующим основным разделам: развитие понимания речи; развитие фразовой речи; расширение словарного запаса (активный и пассивный словарь); совершенствование грамматического строя речи (понимание ребёнком грамматических конструкций); развитие общих речевых навыков (развитие речевого дыхания, интонационной выразительности речи). Вызывание речевой активности у неговорящего ребёнка должно проходить постепенно и ненавязчиво. Развитие речи во многом зависит от того, насколько хорошо ребёнок понимает взрослого. Первоочередная цель, которая стоит перед педагогом, занимающимся с неговорящим ребёнком, понимающим обращённую к нему речь - сформировать потребность в общении, вызывать звукоподражания, лепетные и упрощённые слова по речевому образцу, данному взрослым. Первоначально общение взрослого с ребёнком носит односторонний и эмоциональный характер, вызывает желание ребёнка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослого переходит на приобщение ребёнка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребёнок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи, с использованием понятных слов, связанных с определённой, конкретной ситуацией.Подражание - непременное условие овладения речью. Но чтобы ребёнок сам, по собственной инициативе, начал говорить, у него должна сформироваться потребность в этом. Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, мимику в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится.Формирование собственной активной речи ребёнка предполагает овладение им лексико-грамматической стороной речи и развитие форм и функций речи. Расширение словаря детей осуществляется за счёт слов, обозначающих предметы, действия, признаки. Необходимо учитывать, что в пассивной речи ребёнка существительных больше, чем глаголов, в активной речи они реже употребляют существительные, чем глаголы. Глаголы имеют особое значение при переходе ребёнка к фразовой речи, поэтому при ознакомлении с окружающим миром необходимо одновременно работать над обогащением словаря различными категориями слов Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи направлена не только на активизацию словаря ребёнка, но и на овладение им фразовой речью. При появлении первых слов во время лепета необходимо постоянно побуждать детей к произнесению отдельных, доступных им слов, звукоподражаний, т.е. вызывать у них активную речевую реакцию. По мере овладения действиями растёт речевая активность ребёнка, развивается способность подражать речи взрослого.Для развития речевого общения необходимо:На первом этапе обучения - научить ребёнка пользоваться побудительной формой общения (дай, помоги, надень, пойдём). Научить ребёнка выражать свою просьбу одним словом.На втором этапе обучения - научить ребёнка выражать свою просьбу предложением, словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была?)Вывод: Система специального обучения детей раннего возраста строится на основе психолого-педагогического подхода.Только комплексное воздействие даёт оптимальные результаты при устранении любого недуга. От своевременно оказанной коррекционно-педагогической помощи во многом зависит развитие ребёнка в целом, раскрытие его потенциальных возможностей, а значит, и выбор образовательного учреждения.