Русский народный танец как фундамент нравственно – эстетических ориентиров в воспитании детей


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Русский народный танец как фундамент нравственно – эстетических ориентиров в воспитании детей
Автор: Оксана Остапчук

ДОКЛАД«Русский народный танец как фундамент нравственно – эстетических ориентиров в воспитании детей»Выполнил:Педагог дополнительного образованияМБОУ ДО «ДДТ «Новое поколение»Остапчук Оксана Вячеславовнагп Приобье2017 год "Плясал Иван удивительно - особенно "Рыбку". Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь - да и представляет движения рыбки, которую выкинули из воды на сушь: и так изгибается и этак, даже каблуки к затылку подводит...".И.С.Тургенев Нравственно - эстетическое воспитание было актуально во все времена. Танцевальная культура детей формируется путем воспитания ценностного восприятия ими этического и эстетического начала танца.В современной ситуации широко вовлечены в танцевальную среду дети самых разных возрастов. Среда, в которой зачастую сегодня находится ребенок, с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией, цинизмом, бездуховностью влияет на формирование подрастающего поколения. Над этим "воспитательным опустошением" доминирует феномен танца. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия учителей общеобразовательных школ, педагогов учреждений дополнительного образования детей, а также специалистов средств массовой информации.Народные танцы обладают необходимым потенциалом для развития нравственно-эстетического воспитания детей школьного возраста. На сегодняшний день естественна значимость народного танца в духовной жизни подрастающего поколения, расширился диапазон его эмоционального воздействия на ребенка. Ребенок всеобъемлюще воспринимает искусство и окружающий мир, в этом заключается значимость народного танца в духовной жизни ребенка.Танец имеет огромное значение, в том числе, и как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.Русский народный танец получил наибольшее распространение и развитие. Он разнообразен. Его название может складывается по одноименной народной песне ("Камаринская", "Сени"), по количеству танцоров ("Парная", "Четверка"), название может определять рисунок танца ("Плетень", "Воротца"). Однако всем русским народным танцам свойственны общие черты: это жизнерадостность, скромность и простота, поэтичность, удаль и широта движений в сочетании с немалым чувством собственного достоинства в танце.Сегодня проблемами хореографии разных народов России занимаются такие ученые, как О.Б. Буксикова, А.Г. Бурнаев, Е.И. Григорьева, О.Л. Ефимова-Соколова, О.В. Ромах, Л.К. Сальманова.Однако, данные работы в итоге не были направлены на освещение проблемы нравственно-эстетического воспитания детей средствами русского народного танца. Таким образом, в сложившейся на данный момент системе нравственно-эстетического воспитания детей наблюдаются противоречия. Это противоречие между:- потребностью общества в воспитании высоконравственного гражданина и образовательным процессом в хореографических коллективах в учреждениях дополнительного образования детей, где преимущественно изучают не народные танцы, а современные эстрадные танцы, например модерн;- правом ребенка на нравственно-эстетическое воспитание и отсутствием целенаправленной, систематической работы в контексте изучения народного танца;- нравственно-воспитательными возможностями художественного образования и отсутствием содержания, форм и методов развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца.Таким образом, актуально и своевременно было принято решение теоретически обосновать формы и методы развития нравственно-эстетического воспитания детей в процессе освоения русского народного танца и разнообразить репертуар хореографического коллектива «Ассорти» народно-сценическими постановками. (Приложение 1)Эстетическое воспитание нельзя рассматривать отдельно от нравственного воспитания, потому что этические и эстетические представления связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями человека. Кроме этого, нравственное и эстетическое есть ценностные отношения, т. е. предполагают восприятие и оценку предметов и явлений с позиций основных нравственно-эстетических ценностей добра и красоты.Нравственно-эстетическое воспитание лучше всего осуществляется в процессе художественного образования, поскольку оно представляет собой процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.Таким образом, нравственно-эстетическое развитие детей в первую очередь должно осуществляется в процессе художественного образования, позволяющем решать двуединую задачу: создание условий для самостоятельного приобретения прочных научных знаний детьми и формирование творческой, активной, инициативной, нестандартно мыслящей личности.Танец - один из самых древних и массовых видов искусства. Чтобы иметь представление о художественных особенностях русского народного танца, понять какую роль он играет в жизни народа, каковы его источники содержания и выразительные средства, надо обратиться к истории развития русской народной хореографии. В танце всегда находили отражение социальные и эстетические идеалы русского народа, его история, трудовая деятельность на протяжении веков, жизненный уклад, нравы, обычаи, обряды, характер. Народ создавал в танце идеальный образ, к которому он стремился и который утверждал в эмоциональной художественной форме.Художественно отражая действительность, русский танец передает миропонимание народа, его представление о прекрасном - это одна из главных художественных особенностей народного танца. В нем отражается современное понимание действительности средствами издавна сложившегося танцевального языка, доступного, понятного народу, любимого им. Содержание и выразительные средства народного танца все время развиваются в соответствии с изменениями, происходящими в жизни. Эти особенности имеют большое значение. Основываясь на них, можно использовать вековой опыт русского народа для создания сюжетных номеров. Для этого они должны хорошо изучить и знать источники содержания и выразительных средств русской народной хореографии. Прежде всего, они возникают в окружающей действительности, рождаются идеями, потребностями и интересами, которыми живет народ. Создания сюжетных номеров в русском народном танце рассматривается в единстве следующих структурно-композиционных составляющих: этнографические (обычаи, обряды, верования), поэтические (текст песен), музыкальные (мелодия) компоненты, а также художественно-прикладные (народные промыслы, костюмы). Важным моментом в постановочной работе является определение основных общенациональных черт русского народного танца, откуда можно черпать его многообразие. Прежде всего, это содержательность танца в самом широком смысле слова. Любой хоровод, кадриль, перепляс содержат ярко выраженную мысль, которая пронизывает весь танец.Другой существенной общенациональной чертой русского народного танца является его реализм, отражающий единство формы и содержания. Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состоянием и отношением. Необходимо добиваться того, чтобы в сюжетных танцах раскрывались характерные черты русского народа: его ум, трудолюбие, героизм, смелость, скромность, душевная открытость и щедрость.Содержание нравственно-эстетического воспитания должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России. Народный танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственно-эстетического воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.При помощи народного танца детям предоставляется возможность почувствовать целостность мира культуры народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений. Русский народный танец и народное творчество в целом это квинтэссенция менталитета нации, характера, чаяний и надежд народа. Через народную песню и танец можно узнать историю и мечты народа, его надежды на будущее.Литература:1. Мирный В.И. Хореографическая композиция: Учебное пособие. – Самара: изд-во Са-марской государственной академии культуры и искусств, 2003. – 81 с.2. Настюков Г.А.Нродный танец на самодеятельной сцене. (Советы балетмейстера). М., Профиздат, 1976, 64 с.3. Захаров В.М. Поэтика русского танца. – М.: «Издательский дом «Святогор», 2004. – том 1. – 400 с. 4. Русский народный танец. История и современность: Материалы II Всероссийской науч-но-практической конференции по русскому народному танцу. /Сост. Пуртова Т.В.; М.: ГРДНТ, 2003. – 112 с.; ил.Приложение 1