Кто научит, как играть?
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Кто научит, как играть?
Автор: Колесниченко Светлана Викторовна
(Консультация для родителей) Что знают родители?В одном из московских дошкольных учреждений на собрании родителям были заданы вопросы: «Знаете ли вы, во что и как играют ваши дети? И какое значение имеет игра для будущей жизни и развития ребенка?» Папы и мамы вначале вяло и неохотно отвечали на заданные вопросы. Односложные ответы звучали так: «Петя играет в машины и роботов. Он сам играет, нам не мешает», «Я покупаю своему много игрушек: что он просит, то и покупаю. Пусть играет, а как — я не знаю, мне не до его игр», «Мы Леночке купили набор «Барби», она одна или с подружками как-то играет…», «А мой внук посмотрел фильм и теперь твердит, что он — человек-паук». На вопрос «О чем дети разговаривают с куклами? Как себя ведут в игре?» родители примерно одинаково ответили: «Ну, что-то говорят… Нас копируют в диалоге с куклами… Когда играют в машинки, устраивают гонки, аварии как на настоящей трассе…» Интересной, содержательной беседы не получалось. И тогда воспитатель старшей группы Надежда Владимировна решила сама рассказать родителям о таинствах детской игры. Многие молодые родители впервые узнали о том, что игра — ведущая деятельность ребенка-дошкольника. В игре малыш постигает основы жизни, тренирует память, учится общаться со сверстниками, со взрослыми, у него развивается воображение. Он выступает то в роли доктора (продавца, тренера…), то тут же становится пациентом (покупателем, игроком…). Ухаживая за игрушечными животными, дошкольник учится гуманно обращаться с «братьями меньшими»: он «водит» их на прогулку, «кормит» разной едой, «бинтует» пораненные лапки, учит их «говорить» (издает характерные для разных видов животных звуки). Ребенок в игре самостоятельно руководит ситуацией. Он приобретает первый социальный опыт, осваивает азбуку нравственных норм, у него развивается ряд ценнейших психических качеств и свойств личности, которые крайне нужны будущему школьнику. И здесь важна помощь взрослых, именно мягкая, неназойливая помощь, а не жесткое, требовательное руководство. Папа может отвлечься на десять минут от своих повседневных дел и превратиться в гонщика-напарника своему сыну. Имитируя гонки, папа доставит радость малышу от совместной с ним деятельности и одновременно научит маленького водителя (да и пешехода) элементарным правилам дорожного движения. А мама окунется в детство и поможет дочке одеть куклу не только в готовые купленные в магазине наряды, но и в связанную своими руками шапочку или кофточку; научит девочку бережно относиться к вещам, пришивать оторвавшиеся пуговицы и хлястики. В жизни это пригодится. Старший брат может показать кукольный спектакль, который они ставили в школе. Малыш, посмотрев спектакль как зритель, наверняка захочет поучаствовать в нем как актер. Ему понравится играть разные роли, и он сам в дальнейшем будет придумывать варианты окончания спектакля и разыгрывать сценки. А бабушка хотя бы раз в месяц поможет внучке стать домашним поваром: испечь вкусный пирог для всей семьи, приготовить фруктовый салат для встречи подружек, сварить суп для кукол. На этом слове вдруг Виктор Иванович, дедушка Артема, перебив воспитателя и извинившись, стал живо вспоминать и рассказывать, в какие интересные игры они играли в детстве («Жмурки», «Краски», «Казаки-разбойники», «Петушиный бой» и др.), и как было бы хорошо приобщить молодое поколение к народным подвижным играм. Родительская аудитория оживилась, каждый стал вспоминать свои детские увлечения. Кто-то из родителей предложил научить детей и внуков наиболее интересным играм, в которые когда-то играли сами, и устроить «недели игровых предпочтений». Решили взять задание на дом: каждый опишет хотя бы одну игру и научит всю группу детей играть в нее. Родители внесли предложение: встречаться раз в месяц и обмениваться опытом и впечатлениями от общения с детьми во время игр. Воспитатель Надежда Владимировна поддержала их инициативу и тоже обещала готовить интересный материал для бесед с семьями своих воспитанников. Она, учитывая, что родители очень заняты на работе, предложила подключать к этим мероприятиям и более старшее поколение — дедушек и бабушек. Через год на выпускном собрании подвели итог спонтанно возникшей инициативы: игры детей сдружили и родителей. Каждый стал серьезнее относиться к развитию своего ребенка, взрослые уже не ограничивались покупкой игрушек и материалов, а сами принимали непосредственное участие в играх ребят; дети научились играть в коллективе, делиться игрушками, выслушивать друг друга, обсуждать предложения товарищей, ценить опыт старших, придумывать увлекательные игры.