Работа с одарёнными детьми. Подготовка к олимпиаде "Вместе к успеху"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с одарёнными детьми. Подготовка к олимпиаде "Вместе к успеху"
Автор: Дёмина Оксана Владимировна

Система работы с одаренными детьми при подготовке к предметным олимпиадам и интеллектуальным конкурсамСтатья содержит материалы, отражающие опыт работы образовательного учреждения по развитию одаренности современных школьников в урочное и внеурочное время. В ней рассмотрены проблемы выявления, обучения и воспитания одаренных детей; качества, чаще всего характеризующие одаренных детей; классификации детской одаренности; проблемы одаренных детей.Ключевые понятия: определение детской одаренности, классификация детской одаренности, развитие одаренности, психологическое сопровождение одаренности.«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения ее интеллектуального профиля.Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»Р. Дж. Стернберг, Е. ГригоренкоКаждый человек – талантлив. Добьется ли он успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества. Роль одаренности и интеллекта в современном мире постоянно возрастает. Все большую роль играет творчество. Экономика все в большей степени основывается на знаниях и способностях людей к новаторству. Современные исследования подтверждают роль интеллекта как фактора первостепенного значения, определяющего темпы экономического роста современных государств. Процесс выявления и педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образованияоссия не сможет быть по-настоящему конкурентоспособной страной, если она всерьёз не встанет на путь инноваций и модернизации. А для этого нужен квалифицированный, грамотный человек, умеющий выдвигать и реализовывать нестандартные идеи. И вот здесь-то без коренных изменений в системе образования не обойтись.В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Каждому выпускнику школы предстоит определить свое место в сложном и многообразном мире, исходя из его личных возможностей, способностей и интересов.Для нашего образовательного учреждения работа с одаренными детьми является приоритетным направлением.Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности.Нашей целью является выявление, сопровождение и поддержка интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей. Создание российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, основанной на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах - это необходимый элемент российской политики на ближайшие годы. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Одаренный человек словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания.Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными сферами науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости. Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу, креативность — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире— нетривиальное и остроумное решение проблемы. Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.Для определения и уточнения целей и задач программы необходимо дать определение одаренности. Одаренные дети: - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие способности и проявления;- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;- испытывают радость от самообразования, умственного труда.Существуют различные виды классификации одарённости, например, скрытая и ярко выраженная.Если говорить о широте проявлений в различных видах деятельности, можно выделить: общую и специальную. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.). Различают также типы одарённости по видам деятельности:
  • В практической деятельности можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.
  • В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).
  • В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
  • В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.
  • В духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
  • Исходя из типов одаренности, можно условно выделить категории одаренных детей:1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями;3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями;4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны быть одним из важнейших аспектов деятельности школы.Эффективным средством развития одаренности считаю активизацию обучения через организацию исследовательской, творческой деятельности, с передачей учащимся инициативы в развитии своих познавательных способностей. Однакосуществующая в современном образовании классно-урочная система создает противоречие между индивидуальными образовательными способностями, потребностями ученика и усредненным подходом, осуществляемым на уроке. Способные дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития, поэтому у данной категории детей возникает проблема несоответствия способностей и образовательных запросов содержанию учебного материала и формам работы, которые предлагает учитель в рамках учебной программы, их волнуют вопросы познания окружающего мира, философского характера. Для таких детей необходима организация различных форм внеурочной деятельности. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления.Талант, одаренность, задатки, способности … Подберите нужное понятие к следующим определениям:- анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Они носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться (задатки);-индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности (способности);- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода (талант);- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков(одаренность).Одаренность - потенциальный талант, талант – реализованная одаренность.Качества чаще всего характеризующие одаренных детей:
  • Неровно успевающий.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Занятый своими делами (индивидуалист).
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  • Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.
  • Классификация детской одаренности:
  • практическая,
  • теоретическая (познавательная),
  • художественно-эстетическая,
  • коммуникативная,
  • духовно-ценностная.
  • Проблемы одаренных детей:
  • Неприязнь к школе.
  • Игровые интересы.
  • Конформность (отрицание стандартных требований).
  • Погружение в философские проблемы.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
  • Стремление к совершенству.
  • Ощущение неудовлетворенности.
  • Нереалистические цели.
  • Сверхчувствительность.
  • Потребность во внимании взрослых.
  • Нетерпимость.
  • Низкая продолжительность сна.
  • Исходя из всего вышесказанного, мы поставили перед собой цель:
  • Создать образовательно-воспитательную среду, обеспечивающую наиболее благоприятные условия для выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей.
  • Систематизировать работу с одаренными детьми, направленную на их личностное развитие и успешность.
  • Задачи, которые мы определили для достижения поставленной цели:
  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы, и, как следствие этого, - создание системы управления работой с одаренными детьми.
  • Создание обогащённой образовательной среды в области основного и дополнительного образования для развития одарённости.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  • Поддержка одаренных учащихся и их педагогов через введение системы поощрения их достижений.
  • Подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
  • Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развития одаренных детей.
  • Проведение массовых мероприятий с одаренными детьми.
  • Участие одаренных детей в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, турнирах муниципального, регионального, всероссийского и международного уровней.
  • Включение в работу с одаренными обучающимися, в первую очередь, учителей, обладающих определенными качествами. Учитель должен быть:• увлеченным своим делом;способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;• профессионально грамотным;• интеллектуальным, нравственным и эрудированным;• проводником передовых педагогических технологий;•психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;• знатоком во всех областях человеческой жизни.Основные принципы развития системы работы с одаренными учащимися в школе
  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности.
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
  • Принцип формирования мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности.
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
  • Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
  • Продуманная система организационных, педагогических и психологических условий позволяет эффективно проводить работу с одаренными детьми, тем самым развивать школьную систему выявления, поддержки и сопровождения одаренных и талантливых детей.Формы работы с одаренными учащимисяГрупповые, факультативные, элективные и индивидуальные занятия учебной деятельности;Занятия внеурочной деятельностью по интересам;Индивидуальные и групповые участия школьников в: интеллектуальных олимпиадах и марафонах, научно-практических конференциях (НПК), конкурсах; спортивных соревнованиях и мероприятиях; мероприятиях эстетического направления (фестивали, конкурсы, концерты). (Приложение № 1)Ожидаемые результаты
  • Создание и совершенствование школьной системы работы с одаренными детьми.
  • Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми.
  • Увеличение числа детей с интеллектуальной, академической и творческой одарённостью.
  • Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
  • Критерии оценки результатов
  • выполнение плана работы с одаренными учащимися;
  • повышение квалификации педагогов по различным направлениям работы с одаренными детьми;
  • охват различными формами интеллектуальной и творческой деятельности учащихся 1-11 классов в ОУ, в % от общего числа учащихся;
  • число медалистов в % от общего числа выпускников 11 классов;
  • увеличение количества призеров конкурсов, олимпиад, соревнований и т.п. разных уровней, в % от общего числа учащихся;
  • количество публикаций педагогов школы по данной проблеме;
  • количество проведённых тематических мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми (семинаров, конференций, круглых столов, мастер-классов и т.д.);
  • результаты анкетирования педагогов, учащихся, родителей.
  • Для успешной реализации программы необходимо по окончанию учебного года проводить анализ школьной системы работы с одаренными учащимися по следующим параметрам:
  • Деятельность педагогов школы по работе с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время.
  • Выявление одаренных и талантливых учащихся школы через анкетирование классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования.
  • Деятельность школьных методических объединений учителей по работе с одаренными детьми.
  • Участие педагогов школы в мероприятиях различного уровня по работе с одаренными детьми.
  • На основании аналитических данных необходимо дополнять и корректировать план мероприятий работы школы с одаренными детьми:
  • Создание системы раннего выявления одаренных детей.
  • Обеспечение индивидуального сопровождения одаренных школьников.
  • Повышение уровня квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми.
  • Создание системы поощрения педагогов и учащихся за высокие достижения.
  • Активизация работы с родителями одаренных школьников.
  • Наша задача в работе с интеллектуально одаренными детьми - сделать так, чтоб ребенок почувствовал себя признанным и востребованнымаучить конструктивно строить отношения с ровесниками и взрослыми людьми. Для этого необходимо повышать интеллектуальную нагрузку, излагая интересные факты, используя ИКТ, продумывая персональные задания, задания на выбор, интегрированные задания, - одним словом, делать все, чтобы развивать познавательную активности этих детейризнание таким детям необходимо для успеха. Поэтому создание ситуаций успеха – необходимое условие для развития одаренности.