"Развитие мелкой моторики детей через тестопластику"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие мелкой моторики детей через тестопластику"
Автор: Агапитова Нина Васильевна
Опыт работы "Развитие мелкой моторики детей через тестопластику"«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В.А. СухомлинскийНаблюдая за детьми я заметила, что уровень развития моторики руки, и уровень речевого развития заметно снижен. Я считаю, что дети редко делают что-то своими руками. Так как современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики. (Одежда и обувь с липучками, вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками, вместо картинок для вырезания), а также дети не стремятся к «живому» общению, заменяя его просмотром телепрограмм, играми на компьютере или планшете.Тестопластика – самый осязаемый вид художественного творчества. Тесто – это материал приятный на ощупь, теплый, нежный, совершенно безвредный с точки зрения экологии и аллергенов. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в тестопластике является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Именно в ней впервые дети начинают чувствовать движение каждого пальца (когда вдавливают тесто, отрывают от него кусочки), а также кистями рук (когда раскатывают и сплющивают ком). Сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Поэтому я решила заниматься тестопластикой с детьми дошкольного возраста.А о важности развития мелкой моторике руки говорится очень много. Это стало одной из не многих актуальных проблем при поступлении ребенка в школу. Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь. По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Работа с тестом своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений, необходимых в работе с маленькими детьми. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположены в мышцах) - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно - ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган, с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Тестопластика сегодня актуальна, так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности и возможности в декоративно-прикладной деятельности. Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.Целью моей работы стало формирование системы работы по тестопластике, развитие элементарных навыков и умений, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых в тестопластике.Исходя из этого, возникли следующие задачи:Обучающие:Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание сделать что-то своими руками;Обучить детей работать с соленым тестом: замешивать, сушить, раскрашивать, хранить.Научить правильным способам выполнения приемов лепки и умение наблюдать, выделять главное, существенное;Развить мелкую моторику рук, глазомер.Воспитательные:Воспитать усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца;Приучить к аккуратности в работе, сформировать стремление поддерживать порядок на рабочем месте;Сформировать умение работать в коллективе.Развивающие:Развить самостоятельность, аккуратность;Сформировать потребность в саморазвитии.В начале своей работы я составила план, которой способствовал эффективному и системному усвоению знаний. Для реализации плана, работу проводила в процессе кружковой совместной деятельности с детьми, которые проводились 2 раз в неделю во второй половине дня. На занятиях по тестопластике широко использовала пальчиковые игры, гимнастику, массаж пальцев и упражнения для рук с предметамиВ своей работе опираюсь на принципы:1. Принцип систематичности. Результат воспитательно–образовательного процесса будет выше, если занятия будут проходить регулярно.2. Принцип сознательности. Ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.3. Принцип поэтапности. От простого к сложному4. Принцип наглядности. Зрительная наглядность рассчитана на желание его сотворить.5. Принцип доступности и индивидуальности. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.С чего я начала свою работу? В первую очередь познакомилась с литературой по тестопластике. Попробовала сама лепить изделия из соленого теста, не все сразу получалось. Но методом проб и ошибок подобрала рецепт теста и технологию изготовления поделок такой, который подойдет в работе с детьми. Затем я попробовала лепить объемные фигурки животных. Игрушки получились интересные, живые. Когда я показала игрушки детям, они были очень довольны, внимательно рассматривали их, обращали внимание на мелкие декоративные элементы. Многие высказывали желание самим тоже слепить такие же игрушки.Планируя работу с детьми,тему для лепки старалась подобрать с учетом сезона и календарных праздников то, что детям близко и дорого. Методы, которые использую в своей работе, это словесный метод, наглядность, интеграция с другими видами деятельности .На занятиях использую различные приемы:- Разминание — надавливание руками и пальцами на кусочек теста.- Отщипывание — отделение от большого куска теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала прищипывают с края большого куска небольшой кусочек теста, а затем отрывают его.- «Шлепанье» — энергичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.- Сплющивание — сжимание куска теста с целью придания ему плоской формы. Небольшой кусок пластичного материала можно сплющить при помощи пальцев.На эмоциональном уровне развивала интерес и внимание к тестопластике. Все увиденное и услышанное мы закрепляли в продуктивной деятельности. Используя такие методы работы, я видела, как ребенок изумляется, восхищается своими работами, это вызывает в его душе отклик, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они уже пропущены через детское восприятие и играют огромную роль в становлении личности.Занимаясь с детьми тестопластикой, я заметила как у детей формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Это способствует развитию личности ребенка. Работая с детьми, я пришла к такому выводу, что нужно начинать развивать мелкую моторику посредством тестопластики как можно раньше. и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений.Работа над темой была бы не полной, если бы не было тесного сотрудничества с родителями, Стараюсь устанавливать доверительные отношения с родителями. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.Провожу для родителей выставки. Я не буду останавливаться на достигнутом и буду продолжать работу по тестопластике.