Использование методов арт-педагогики в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование методов арт-педагогики в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Борисова Мария Васильевна
Внутренний мир ребенка с ограниченными возможностям издоровья сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своем здоровье?На помощь в решении всех перечисленных задач приходит искусство. Поэтому в системе психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья можно выделить 2 взаимосвязанных и взаимодополняющих направления: артпедагогика и арттерапия.Рассмотрим эти направления.Артпедагогика или художественная педагогика, по отношению к специальному образованию – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность (музыкальную, изобразительную, художественно-речевую, театрализованно-игровую), включающач в себя все общепринятые педагогические принципы и методы.Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.Цель артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.Основные функции артпедагогики:культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом);образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности);воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства);коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).И тесно связанная с ней арттерапия, которая имеет несколько значений:рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции;как комплекс арттерапевтических методик;как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики;как метод.Арттерапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.Поэтому можно дать определение арттерапии, основываясь связи с артпедагогикой, такое:Арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.В настоящее время арттерапия включает в себя такие виды как:Музыкотерапия – это вид арттерапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях.Имаготерапия – театрализация психотерапевтического процесса.Фототерапия – использование фотоматериалов и слайдов в работе.Игровая терапия – метод коррекции посредством игры.Изотерапия – лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.Либропсихотерапия и библиотерапия – воздействие чтением, вызывающим положительные эмоции.(чтение сказок)Песочная терапия – сочетание невербальной формы психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка (композиции из фигурок) и вербальной (рассказ о готовой работе)Работа с семьей – восстановление механизмов интеграции семьи и коррекция неэффективной родительской позиции.Существуют и другие виды арттерапии такие как – флоротерапия, ипотерапия, акватерапия и т.д. Систематизация которых основывается на специфике каждого вида искусства.В медицине и психологии они дифференцируются в зависимости от лечебного и коррекционного воздействия на человека.Формы организации индивидуальная и групповая. Каждая из этих форм может быть представлена в 3-х видах: рецептивная – пассивная, активная – активное участие ребенка, интегративная – сочетание рецептивной и активной.Арттерапия имеет свои общие функции для использования в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).Примеры использования видов арттерапии в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.Изотерапия используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы. Имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.Создание выставок действует положительно на психологическое состояние детей и родителей, подчеркивает их социальную значимость в обществе.Куклотерапию как часть имаготерапии можно легко использовать в работе учителя начальной школы. Работа с куклой помогает самостоятельно каждому ребенку корректировать свои движения различных групп мышц и делать поведение куклы максимально выразительным, что развивает артикуляционный, двигательный и другие основные аппараты человеческого организма, снимает комплекс неполноценности самой личности.Огромную роль играет и музыкотерапия, как активная, так и пассивная, индивидуальная и групповая; которая своим влиянием на чувствительные зоны организма создает все условия для психических изменений организма, создаёт необходимую внешнюю и внутреннюю психологичекую обстановку у ребенка.Кинезетерапия. Ритмические движения формируют двигательный самоконтроль и произвольность внимания. Совершенствуется координация движений, развивает воображение.Воспитание природой (флоротерапия, ипотерапия, акватерапия и др.) имеет большое значение для коррекционного воздействия на детей нашей категории. Ведь сама по себе природа – это кладовая мира красок, звуков, положительных ощущений, эмоций и многого другого положительного воздействия на человека. Надо только направить его в нужное “русло”.Неоценимую роль оказывает и работа с родителями, при контакте с которыми педагог может очень много сделать в своей плодотворной работе по развитию, воспитанию и обучению таких детей. Ведь семья – основа всей нашей жизни, и если в семье между родителями и детьми (и учителем) будет взаимопонимание, то отличные результаты не заставят себя долго ждать.ЛитератураАртпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. –М.: ИЦ “Академия”, 2001. – 248с.Зайцева И.А., Кукушкин В.С, Ларин Г.Г., Румега Н.А, Шатохина В.И. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И доп. – М.:ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004. – 352с. (Серия “Педагогическое образование”)Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.,илл.