"Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Автор: Попова Ирина Ваильевнас

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада является актуальной. От того как происходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. Современные родители не могут помочь ребенку в адаптации к ДОУ, в этом им не хватает педагогической культуры. В этой ситуации помощь родителям и ребенку ложится на плечи специалистов детского сада. Детский сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. В нормативно-правовых документах Постановление Правительства РФ «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» 2008 г затрагиваются понятия адаптации детей в ДОУ. «Детский сад для детей раннего возраста реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей».В последние годы в психологической науке возрастает интерес к изучению адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения в различных ее аспектах. На научно-теоритическом уровне, актуальность изучения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения обоснованно в работах психологов : М.Л. Баранова, А.И. Баркан, М.Р. Битянова, Г.И. Зубова, Я.Л.Коломинского, В.Н. Костина, И.В. Лапина, К.Л. Печера, Н.В.Соколовской. На научно-методическом уровне актуальности исследование обоснованно особым вкладом в разработку методик адаптации детей раннего возраста Т.А. Данилина, В.Н. Меркуловой, К.Л. Печера, Р.И. Яфизова. Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психологического развития в дошкольном возрасте.Адаптация (лат adaptoприспособляю) – процесс приспособления системы к условиям внешней и внутренней среды. Адаптацию иногда называют и результат такого процесса-наличие у системы приспособленности к некоторому фактору среды. Адаптация – процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной стороны, и со своими собственными уникальными психологическими характеристиками – с другой, что подразумевает способность распознавать субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно воздействовать на среду.Психология под термином «адаптация» понимается перестройка психики индивида под его воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой. При этом подразумевается процессуальная сторона собственно явления адаптации в отличии от приспособления животных, преодоления трудностей или формирования определенных свойств личности.Анализ понятия адаптация позволяет нам сделать вывод, что адаптация – это есть процесс приспособления, это есть перестройка психики, это есть процесс восхождения в согласие с внешним миром.В педагогике существует 3 фазы адаптационного процесса :
  • Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1 месяц ) ;
  • Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами ( длится 3-5 месяцев) ;
  • Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
  • Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода : легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течении 10 – 15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного ;адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5 дней, есть признаки психического стресса ;тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.Различают также специфическую и неспецифическую адаптацию. Специфическая вызывает такие изменения в организме, которые направлены непосредственно на устранение либо ослабление действия неблагоприятного фактора. Адаптация неспецифическая обеспечивает активизацию разнообразных защитных систем организма, целесообразную на начальных этапах приспособления к любому фактору среды, не зависимо от его природы. Неспецифические компоненты и стадии физиологической адаптации описаны Г.Селье под названием адаптационный синдром, или стресс, состоящий из 3 типичных стадий. Первая – «стадия тревоги» - характеризуется генерализованной реакцией функциональных систем организма, направленной на мобилизацию его защитных сил. Вторая стадия « резистентности» состоит в частичном приспособлении, выявляется напряжение отдельных функциональных систем, особенно нейрогуморальных регулятивных механизмов. На третей стадии состояние организма либо стабилизируется и наступает устойчивая адаптация, либо в результате истощения ресурсов организма наступает срыв адаптации. Конечный результат адаптации зависит от характера силы и продолжительности действия стрессоров, индивидуальных возможностей и функциональных резервов организма.При возникновении патологических состояний адаптация играет существенную роль в развитии различных компенсорных изменений в организме, защитных механизмов противодействующих болезни. В основе адаптации лежит изменение структуры гемеостатического регулирования и формирования функционального состояния, адекватного условия и характеру деятельности.Дети раннего возраста не испытывают потребности в общении со сверстниками, заменяемых матерью и близкими людьми. Поэтому нормальные тем более эмоционально чувствительные, впечатлительные и привязанные дети тяжело адаптируются к детскому саду, поскольку эффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены.К.Л.Печера в процессе адаптации замечает некоторые закономерности. Во первых, до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к детскому образовательному учреждению, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи – одна из причин затрудненной адаптации ребенка к ДОУ. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма. Анализ показывает, что уже в раннем возрасте (второй – третий годы жизни ) наибольшее значение в период адаптации имеет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие общения ребенка со сверстниками. Немаловажную роль играет формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.А.В.Петровский определяет адаптацию, как одну из стадий развития личности в процессе социализации. На стадии адаптации, которая обычно совпадает с периодом детства, человек выступает кА объект общественных отношений, на которого направлено громадное количество усилие родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит вхождение в мир людей : овладение некоторыми знаковыми системами, созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек обучается быть личностью. Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не усвоивший основ социальной жизни, не может быть обучен этому впоследствии. Стадия адаптации в процессе социализации является очень важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы.Литература :Петровский А.В. «Психология» учебник для студентов высших педагогических заведенийФедеральные государственные требования (электронный ресурс)