Развитие творческого потенциала личности через проектную деятельность на занятиях хореографии
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие творческого потенциала личности через проектную деятельность на занятиях хореографии
Автор: Виннер Софья Андреевна
Развитие творческого потенциала личности через проектную деятельность на занятиях хореографииВиннер С.А. – методист, педагог дополнительного образования, МБОУД «Подростково-молодежный центр» города Алушты.Работа хореографической студии в первую очередь направлена на достижение высокого творческого результата. Поэтому проектный метод, включающий комплекс умений самостоятельно и под руководством педагога осваивать новые способы деятельности в сфере хореографического творчества помогает в достижении таких результатов, формирует в учащихся интерес к хореографическому искусству, к участию в постановках. Формы обучения при этом могут быть и групповыми, и индивидуальными, с применением информационно-коммуникационных технологий. Проектная деятельность в работе студии, является эффективной методикой, ведь занятие проектированием формирует определенные личностные качества, необходимые для занятий хореографией:•умение работать в коллективе; •умение анализировать результаты деятельности; •определять особенности танцевальных жанров;•импровизировать на заданную музыку;•оценивать свои профессиональные качества в области танца;•высокая личная заинтересованность.При этом существенно возрастает роль искусства в духовном развитии личности.Постановка танца всегда требует значительного количества времени и терпения. Рождение танца – это творческий процесс, в котором нет места суете и торопливости, Именно поэтому наши проекты реализуются от одного месяца до полугода.Занимаясь проектом, т.е. постановкой танцевального номера, ребята выполняют и исследовательскую работу: сравнивают, сопоставляют, анализируют изложенные факты, делают собственные выводы. У детей формируется креативное мышление, которому трудно научить при традиционной форме обучения на занятиях хореографией.В процессе обучения в творческом объединении у каждого воспитанника есть прекрасная возможность соприкоснуться с различными видами творческой деятельности, которые помогают ему раскрыть и развивать в себе талант и способности. Проектной деятельностью в студии занимаются не только воспитанники второго и третьего года обучения, но и дети нового набора, т.е. первого года обучения. При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности детей. Каждый ребёнок добровольно участвует в любом виде творческой деятельности. Так ребята первого года обучения, знакомясь на занятиях с различными развивающими и обучающими играми, учатся применять их на практике. Они познают, что делать общее дело – это познавательно и интересно! Дети второго и третьего года обучения, имея определенный «багаж» танцевальных движений и навыки исполнительского мастерства, составляют танцевальные комбинации под музыку. Коллективная работа и совместное творчество помогает одаренным ученикам подтягивать отстающих ребят. Выпускники студии занимаются долгосрочным проектированием – разработкой и постановкой танцевального номера, знакомятся с историей возникновения танца, с различными танцевальными направлениями, изучают основные принципы постановки, создают эскизы костюмов и разрабатывают комплекс танцевальных движений.На всех этапах работы над проектом педагог выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта.Вот как, например, складывалась работа над проектом танцевального номера «Игра». Основными ведущими направлениями современной хореографии являются – модерн, джаз танец и, естественно, что на занятиях мы знакомимся с элементами этих стилей, изучаем движения и составляем комбинации. Ребятам захотелось подробнее узнать об этом направлении и поставить танцевальный номер в стиле джаз-модерн. Так появился замысел постановки танца «Игра», который выйдя за рамки занятий, далее развивался как творческий проект «Игра». На первом этапе шло погружение в проект. Была определена основная тема проекта, и обозначены направления деятельности:•история возникновения джаз-танца;•отличительные особенности этого стиля;•подобрать музыкальный материал;•разработать эскизы костюма.На втором этапе происходило планирование и организация деятельности.Ребята разбились на 4 группы, выбрали направление деятельности, сформировали цель и задачи, определили роль каждого в работе над проектом. Мальчики пожелали работать индивидуально, они занимались подбором музыкального материала. Детям были предложены возможные источники информации (театральные постановки, варьете и эстрада, кино и шоу-бизнес, газеты и журналы, интернет). На третьем этапе осуществлялась деятельность по проекту. Для группы, работающей над историей возникновения джаз-танца, процесс оказался самым трудоемким. Ребята собрали очень объемную информацию, в которой было много профессиональных хореографических терминов. Пришлось поработать совместно – изложить ее более доступно. Индивидуальные консультации требовались и тем, кто работал с музыкой, так как сегодня музыка имеет современную аранжировку, а для презентации необходимо было найти мелодии в оригинальном звучании. При разработке эскизов костюмов оказалось, что мало источников информации, и для этого ребятам пришлось обращаться к специалистам по истории костюма. Несомненно, что работа над эскизами костюмов выполнена при непосредственном участии родителей. Это придает значимость нашей совместной работе. Многие родители говорили о том, что сами увлеклись историей танца и костюмами и с удовольствием помогали детям.Группе, которая занималась изучением отличительных особенностей джаз-танца от других направлений, пришлось изучить технику исполнения движений различных танцевальных школ и отобрать те движения, которые впоследствии легли в основу танца.На четвертом этапе для представления результатов работы по проекту были выбраны следующие формы: группа, занимающаяся историей возникновения джаз-модерн танца, представила свой проект в виде реферата, в котором отразила историю возникновения современной хореографии, как тенденцию развития культуры общества, рассказали об основоположниках этого стиля.Ребята, работающие над отличительными особенностями джаз-танца представили презентацию в виде танцевального показа всех элементов отличающих этот стиль. Группа, разрабатывающая элементы костюмов, представила коллекцию эскизов, элементы которых были выбраны для создания сценического образа. Ребята, которые занимались подбором музыки, презентовали свою работу в виде викторины «Угадай стиль музыки», в которой прозвучали различные музыкальные фрагменты, в том числе и джазовая музыка в оригинальном звучании.Таким образом, важным результатом реализации этого проекта для ребят стало то, что стиль джаз-модерн дает возможность варьировать связь танцора с музыкой, танцевать «в музыку», «на музыке», и даже «против музыки».В результате работы над проектом «Игра» воспитанники:1. Узнали историю возникновения и развития джаз-модерн танца, обобщенно называемым термином «современная хореография».2. Обогатили свою хореографическую лексику.3. Пополнили коллекцию эскизов сценических костюмов4. Научились варьировать музыкой без нарушения гармонии танца.На протяжении всего проекта дети систематически занимались хореографией. Они изучали танцевальную лексику, название движений, положение рук, головы, отрабатывали качество движений, оттачивали исполнительское мастерство. Изучая дополнительную литературу, участники коллектива познакомились с различными стилями и направлениями современной хореографии, сами разработали эскизы костюмов, подобрали музыкальное сопровождение. Все это помогло глубже прочувствовать настроение танца, ярче передать манеру исполнения, качественно улучшить исполнительское мастерство. После завершения работы над проектом у всех ребят осталось чувство творческого подъема и удовлетворения за свое мастерство.Итогом проекта стала хореографическая постановка в стиле джаз-модерн. Этот танцевальный номер мы назвали «Игра», который был в репертуаре коллектива долгое время и принес немало наград. Педагогическая деятельность с использованием проектных технологий помогает достичь главной цели в работе педагога дополнительного образования - научить детей творчеству!