Развитие познавательной активности ребенка в процессе детского экспериментирования
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательной активности ребенка в процессе детского экспериментирования
Автор: Редькина Людмила Витальевна
Развитие познавательной активности ребенка в процессе детского экспериментирования.Маленький человек познает мир. Он исследует, изучает, экспериментирует. Что же создает в ребенке неудержимую тягу к познанию? Это познавательная активность, то есть готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Развитие познавательных способностей в дошкольном детстве во многом закладывает основу для дальнейшего школьного обучения. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Поэтому, лишь стимулируя развитие познавательной активности ребенка, можно внести существенный вклад в познание ребенком мира, развитие его способностей и успешную адаптацию в жизни.Все мы часто наблюдаем, как малыш выходит гулять и его любимым занятием становится бросание камешков в лужу. И у ребенка возникает множество вопросов. Почему от камушков по воде расходятся круги? Почему от большого камушка по воде расходятся большие круги? Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет.Все его действия были вызваны простым любопытством. Без этого качества невозможно творческое и умственное развитие ребенка.Задача родителей и педагогов состоит в поддержании стремления детей к экспериментированию, а главное в создании условий для экспериментирования. Чтобы ребенок, экспериментируя с предметами, получал удовольствие от самого процесса деятельности. Интерес ребенка зависит от того, каким способом взрослый передает знания. Информация, преподнесенная в увлекательной, эмоциональной форме, захватывает малыша. Неправильно преподнесенные знания наоборот снижают интерес. Несмотря на то, что ребенка интересует все и сразу, не стоит на него обрушивать весь калейдоскоп знаний. Нужно стремиться к систематизации получаемых ребенком знаний и помнить, что познание лучше всего идет в процессе практической деятельности ребенка, экспериментирования, совершения им открытий. Познание должно быть для ребенка увлекательной игрой. И не в коем случае не скучной, навязываемой обязанностью. Только в случае интересных, увлекательных игр-экспериментов у ребенка пробуждается жажда к получению знаний и опыта, развивается самостоятельность и инициатива.Причем игры-эксперименты требуют не так много времени, как кажется на первый взгляд. Их можно проводить между делом. Например, на кухне пока вы готовите. Это многим хорошо известный, классический опыт «Яйцо в бутылке», которому уже более ста лет. Он очень зрелищный, и его легко можно провести в домашних условиях. Такие эксперименты, как «Лимон запускает ракету», «Невидимые чернила» и многие другие удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. Ваши сын или дочь непременно заслужат уважение сверстников, показывая им опыты как фокусы. Например, они смогут заставить "кипеть" холодную воду или заставить танцевать мыльные пузыри.Когда мы побуждаем детей к исследовательской деятельности, даем им возможность экспериментировать, мы даем детям выявить реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе исследовательской деятельности идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Нельзя не отметить положительного влияния исследовательской деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепления здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам.В заключении хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева : «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».Поэтому старайтесь давать своим детям возможность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку составить в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях.