«ГАРДЕНОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «ГАРДЕНОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
Автор: Яббарова Марина Викторовна
Государственное бюджетное стационарное учреждение социального
обслуживания Кемеровской области Мысковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей департамента социальной защиты населения Кемеровской области
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА
ГАРДЕНОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Составитель:
воспитатель
Яббарова М.В.
Мыски, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наличие природы в нашей жизни очень важно,
особенно, когда мы живем и работаем в
архитектурной среде
профессор психологии Ричард Райан
Одной из приоритетных и наиболее трудных задач современной системы социального обслуживания является социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Понятие дети с ограниченными возможностями охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
Психологические характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривались многими авторами (И. А. Коробейников, В. И. Лубовский, 1981; Н. Я. Семаго, 2001; А. Н. Корнев, 1982, 1992 и др.). Общим в своеобразии всех психических функций и процессов является замедленный темп развития и быстрая истощаемость, низкая продуктивность и произвольная регуляция. Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций. Исследования у данной категории детей зрительного восприятия выявили низкую активность восприятия в целом.
В исследованиях состояния психомоторики указывается на большое количество отклонений в развитии двигательной сферы:
- нарушения активности;
- трудности переключения, координации и автоматизации движений;
- наличие синкинезий;
- выраженная быстрая истощаемость.
Особенности памяти детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются:
- низкой активностью и целенаправленностью;
- замедленной скоростью;
- сниженным объемом, точностью и прочностью. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной.
Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с особенностями в развитие характеризует инертность, низкая продуктивность. Нередко мышление детей данной категории тесно связано с конкретной ситуацией, а значит, что творческое мышление находится на начальной стадии своего формирования. Отмечая неравномерность развития различных сторон интеллектуальной деятельности среди детей с особенностями в развитии, исследователи выделяют ряд общих особенностей деятельности детей данной категории. К ним относятся:
• низкий уровень мотивации познавательной деятельности;
• недостаточность организованности и целенаправленности;
• выраженная быстрая истощаемость, импульсивность;
• большое количество ошибок.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушено формирование саморегуляции в деятельности. Этому способствуют их личностные особенности:
- неадекватная самооценка;
- слабость познавательных интересов;
- низкий уровень притязаний и мотивации.
Самоконтроль у детей с особенностями в развитие также не сформирован. Это проявляется в отсутствии потребности и навыка самопроверки, неосознании допущенных ошибок.
Характеризуя особенности деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, нельзя не сказать о низком развитии у них процесса внимания, который отличается крайней неустойчивостью, слабостью распределения и концентрации, плохим переключением и быстрой истощаемостью.
Таким образом, в силу своих особенностей в развитии, дети с ограниченными возможностями нуждаются в особых формах педагогического воздействия. Реабилитация детей-инвалидов — это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться детям в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Этому способствует гарденотерапия - особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.
Эффект гарденотерапии обычно проявляется в четырех сферах - интеллектуальной (когнитивной), социальной, эмоциональной (психологической) и физической.
В интеллектуальной сфере – это развитие разных видов памяти и словарного запаса; пробуждение любопытства; улучшение внимания, наблюдательности; улучшение способности планировать и принимать решения; получение новых навыков.
В социальной сфере – это улучшение навыков общения. Ребята учатся общаться друг с другом для достижения общей цели, уважать право каждого на свое мнение, разделять ответственность, развивать лидерские качества. Это и взаимодействие за пределами группы, общение в социуме; передача навыков и эмоций другим людям.
В психоэмоциональной сфере – это усиление чувства собственного достоинства и веры в себя, становление адекватной самооценки. Чувство гордости за успех, так же, как и чувство ответственности, приведшее к успеху, влекут за собой повышение самооценки. Дети понимают, что от них зависят живые существа - растения. Полив цветов, посадка растений и другие виды работ приводят к улучшению самоконтроля через перераспределение энергии. У детей наблюдается формирование позитивного взгляда в будущее, они интересуются, что произойдет с растениями на следующей неделе, в следующем году.
В физической сфере – это развитие и улучшение основных моторных навыков. Улучшение мышечной координации и тренировка всех групп мышц; пребывание на свежем воздухе при уходе за садом улучшает общее состояние организма, так как растения выделяют фитонциды; происходит стимулирование и развитие не доминантных систем восприятия (дети слушают тишину, различают пение птиц, запахи растений, многообразие цветовой палитры).
Гарденотерапия опирается на взаимодействие ребенка c ограниченными возможностями с природой. Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний и оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья.
В ней соединяются положительное воздействие работы на свежем воздухе и благотворное влияние красоты растений на психику ребенка. Ухаживая за цветами, дети преодолевают замкнутость, неуверенность в себе и просто радуются жизни. Наблюдая за разными красками растений, ландшафтом родного края, ощущая запахи цветов, ребенок формирует образ мира, в котором он живёт и развивается.
Целевое назначение программы
Целевая группа:
В соответствии с Государственными Стандартами, предоставляемых социальных услуг, и программой дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта Коррекционно-развивающее обучение и воспитание Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Гарденотерапия изучается с детьми с отклонениями в развитии в возрасте от 4 до 7 лет по два часа в неделю. Общий объём учебного времени в год составляет 72 часа. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с природным материалом.
Цель программы:
улучшение физического и психического состояния ребенка.
Задачи:
-развитие познавательной активности;
-коррекция эмоциональной сферы;
-расширение функциональных возможностей кистей рук;
-развитие элементов трудовых навыков;
- привитие трудолюбия;
- воспитание бережного отношения к природе.
Стратегия достижения поставленных целей
Принципы реализации программы.
Коррекционная программа базируется на основных принципиальных подходах к образовательной деятельности:
- принцип гуманизации образования;
- принцип развивающего обучения;
- принцип индивидуализации комфортности детей;
-принцип комплексности в освоении и применении инновационных технологий;
-принципы перспективности и междисциплинарного подхода;
- принцип целостности образования;
-принцип систематичности и последовательности.
Основные методы и формы работы с детьми:
Наглядный метод:
- демонстрация натуральных объектов;
- демонстрация наглядных пособий;
Словесный метод:
- беседа;
- рассказ;
Игровой метод:
- дидактические игры;
- подвижные игры;
- игры, викторины.
Теоретические занятия ведутся в форме бесед, сообщений с элементами беседы, сопровождающиеся показом растений, иллюстрированного материала из литературных источников, занятий -сказок, -загадок, -викторин, -практикумов, -КВНов, -путешествий, используются видеоматериалы.
Практические работы ведутся параллельно с теоретическими и для них отводится большее количество часов. Начинаются они с создания условий для различных экологических групп, ухода за растениями, приготовления грунта, посуды для размножения комнатных растений. Практикой проверяется усвоение знаний теории.
Формы итоговой аттестации.
Диагностика уровня экологических знаний воспитанников.
Итоговые занятия с проверочными работами.
Участие в конкурсах, выставках, конференциях.
Содержание программы
Направления деятельности:
В ее содержание входят такие разделы: 1. Комнатное цветоводство
Основные понятия: Виды комнатных растений, произрастающих в группе. Названия комнатных растений. Характерные особенности комнатных растений. Условия жизни комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Упражнения в узнавании комнатных растений по внешним признакам. Части растений. Назначение частей растения. Различия и сходство между комнатными растениями. Семена. Комнатные лекарственные растения. Комнатные ядовитые растения.
Дидактические игры: Найди, О Чем Расскажу, Узнай Растение, Что Изменилось?,
Найди По Описанию Растение, Магазин Цветов, Где Растут Цветы, Найди Такой Же, Где Спряталась Матрешка, Чего Не Стало?
Тематические таблицы: Помощь растениям
2. Растения на участке
Основные понятия: Виды деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Растения сада, огорода. Названия овощей, фруктов. Характерные признаки деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Особенности строения (корень, ствол, стебель, ветки, листья, цветы, семена) и назначение всех органов деревьев, кустарников, культурных и дикорастущих травянистых растений. Правила ухода и выращивания рассады. Высадка садовых растений в грунт. Особенности жизнедеятельности растений на участке в разные времена года. Семена часть растения, необходимая для размножения. Лекарственные растения в саду. Правила сбора, хранения и применения лекарственных растений. Ядовитые растения в саду.
Дидактические игры: Вершки-корешки, Что за чем
Тематические таблицы: Кому нужны деревья, Этажи леса, Деревья. Кустарники. Травы
3. Букеты и приветы
Основные понятия: Художественный труд с природным материалом. Прогулки с целью сбора желудей, шишек, веток, семян и других частей растений. Рассматривание собранного материала. Знакомство с технологией и видами аппликаций из листьев и других частей растения. Аранжировки из цветов, листьев, веток, семян, оттиск листом, сюжетные инсталляции из природного материала и другие виды творческой рукотворной деятельности.
Тематические таблицы: Правила работы с ножницами, Правила работы с клеем
Изготовление поделок требует от детей ловких действий, и если вначале неточным движением руки они нередко повреждают игрушки, то впоследствии, в процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В.А.Сухомлинский писал: Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Тематическое планирование
№
Тема
Число часов (из расчёта 2 ч в неделю
КОМНАТНОЕ ЦВЕТОВОДСТВО
1
Познавательное занятие Что растет на окне?
1
2
Ознакомительное занятие Ознакомление с комнатными растениями
1
3
Занятие-открытие Комнатный виноград
1
4
Знакомство с новым комнатным растением Герань
0,3
5
Занятие-открытие Комнатные цветы-фикус
0,3
6
Занятие-игра В мире растений
1
7
Экскурсия Знакомство с комнатными растениями
1
8
Проверочная работа. Составление описательного рассказа о комнатном растении.
1
9
Тематический вечер Путешествие с комнатными растениями
1
10
Занятие-открытие Аптека на подоконнике
1
11
Информационное занятие Строение растений
0,3
12
Конструирование макета Части растений
1
13
Беседа об уходе за комнатными растениями
0,3
14
Занятие –практикум. Уход за комнатными растениями. Полив
1
15
Занятие –практикум. Уход за комнатными растениями-мытье листьев
1
16
Опытническая деятельность. Комнатные растения.
1
17
Практикум: Мы – цветоводы.Рыхление.
1
18
Наблюдение за рассаживанием цветка.
0,3
19
Наблюдение: надо ли поливать растения?
1
20
Проверочная работа. Уход за комнатными растениями – бальзамин
1
21
Занятие Комнатные растения в детском саду
1
22
КВН В мире комнатных растений
1
23
Занятие-путешествие. Путешествие с домашними растениями
1
24
Занятие Комнатные растения — спутники нашей жизни
1
25
Занятие-путешествие Путешествие в страну комнатных растений
1
26
Наблюдения за комнатными растениями
0,3
27
Обобщающее занятие Комнатные растения— наши друзья
0,3
28
Опытническая деятельность Огород на подоконнике.
0,3
ИТОГО:
24
№
Тема
Число часов (из расчёта 2 ч в неделю
РАСТЕНИЯ НА УЧАСТКЕ
1
Занятие-путешествие Путешествие в мир растений
0,3
2
Занятие Полевые цветы
1
3
Занятие-сказка Садовые цветы
1
4
Беседа Легенды о цветах
1
5
Занятие –загадка Язык цветов
0,3
6
Комбинированное занятие Растения степей. чтение произведения А.П.Чехова Степь
1
7
Занятие-открытие Пастушья сумка
1
8
Занятие-открытие Мята
1
9
Викторина Растения нашего края
1
10
Творческое занятие Знакомимся с одуванчиком
1
11
Мероприятие Бал цветов. Путешествие на цветочную поляну
1
12
Информационное занятие Лекарственные растения
0,3
13
Игровое занятие Царство лекарственных растений
0,3
14
Встреча в фитобаре Целебное лукошко
0,3
15
Наблюдение за растениями осенью. Сбор природного материала. Зеленая аптека
0,3
16
Проверочная работа Лекарственные растения
1
17
Ознакомительное занятие Осторожно, ядовитые растения!
1
18
Занятие-сказка Кто вырастил растение
1
19
Занятие-закрепление Цветы плоды и семена
1
20
Практикум Посев цветочных семян
0,3
21
Лабораторная работа. Исследуем листья и семена в Лаборатории Почемучек
1
22
Контрольная работа Строение растений.
1
23
Занятие –загадка Чудо-овощи на грядке
0,3
24
Викторина Знаете ли вы овощи?
1
25
Тестирование День огородника
0,3
26
Беседа Фрукты
1
27
Экологическая сказка Дары деревьев
1
28
Прогулка Волшебный лес
1
29
Наблюдение за елью зимой. Защитите ель и сосну.
0,3
30
Наблюдение за растениями на участке весной. Белая акация
0,3
31
Тестирование Мир растений
0,3
ИТОГО:
25
№
Тема
Число часов (из расчёта 2 ч в неделю
БУКЕТЫ И ПРИВЕТЫ
ВОЛШЕБНЫЕ ЛИСТОЧКИ
1
Аппликация. Угадай, кто спрятался в листочке?
1
2
Аппликация. Грибок
1
3
Аппликация. Лебедь на пруду
1
4
Аппликация. Павлин
1
5
Изо Печать листьев
1
ПОДЕЛКИ ИЗ ВЕТОК
6
Карандашница
1
7
Аппликация Деревце
1
8
Поделка Стрекоза
1
9
Объемная композиция Цветущее дерево
1
ПОДЕЛКИ ИЗ ШИШЕК
10
Баба-яга
1
11
Забавные зверюшки
1
12
Лебедушка
1
МОЗАИКА ИЗ СЕМЯН
13
Аппликация. Царевна-лебедь
1
14
Аппликация. Верблюд
1
15
Аппликация. Ежик
1
ПОДЕЛКИ ИЗ РАЗНЫХ МАТЕРИАЛОВ
16
Цветы из крылаток клена
1
17
Корзина с цветами
1
18
Солнечный цветок из скорлупы фисташек
1
19
Поделки из сосновых иголок
1
20
Игрушки с грядки
1
21
Рисование с натуры комнатного растения
1
ИТОГО:
23
Комплекс своевременных реабилитационных мероприятий с использованием гарденотерапевтических методов позволяет не только восстановить ряд нарушенных функций организма, но и усилить, воссоздать, а в ряде случаев сотворить заново способность детей-инвалидов к полноценной жизни в обществе.
Ожидаемый результат
По прохождении курса программы воспитанники должны
знать:
-названия наиболее распространённых однолетних и комнатных цветочно-декоративных растений, кустарников и деревьев;
- влияние факторов внешней среды на рост и развитие растений;
- значение растений в жизни человека;
- виды ухода за растениями, его особенности в зависимости от времени года;
уметь:
- на практике использовать знания, полученные на занятиях;
- создавать микроклимат для растений в соответствии с их особенностями;
- правильно ухаживать за комнатными растениями;
- производить посадку комнатных растений;
- составлять композиции из цветочно-декоративных растений, их семян и частей;
- выполнять простейшую исследовательскую работу.
Ожидаемые результаты программы
Наличие у детей определенного уровня знаний о растениях, их жизнедеятельности и роли для человека
Социальная адаптированность детей-инвалидов и детей с ОВ к обществу сверстников (сформированы коммуникативные навыки и умение работать в группе).
Исполнение рекомендаций ИПР для детей-инвалидов.
Наличие у детей-инвалидов и детей с ОВ элементарных трудовых навыков по уходу за растениями.
Выражение детьми эмоциональной отзывчивости к объектам флоры
Критерии оценки эффективности реализации проекта
Результаты реализации проектаоцениваются по объему освоенных детьми знаний, умений инавыковотдельно по вышеперечисленным пунктам (кроме пункта 3), следующим образом:
Высокий уровень – 65% – 100% от суммы максимального количества баллов.
Средний уровень –40 – 64% от суммы максимального количества баллов.
Низкий уровень – 0 – 39% от суммы максимального количества баллов.
Максимальное количество баллов пункта 1 и 2 определяется в соответствии с возрастной категорией.
Наличие у детей определенного уровня знаний о растениях, их жизнедеятельности (диагностическая карта 1).
№
Показатели
Баллы
кол-во баллов для старшего возраста
кол-во баллов для младшего возраста
1.
Знает, называет и показывает части растений:
3
2
- корень, корневище
1
- ствол, стебель
1
- крона, лист, цветок
1
2.
Отличает хвойные породы от лиственных пород
1
1
1
3.
Различает и называет виды плодов:
5
2
- боб
1
- ягода
1
- орех
1
- семянка
1
- зерновка
1
4.
Различает и называет комнатные растения:
12
5
- бальзамин
1
- традесканция
1
- монстера
1
- хлорофитум
1
- колеус
1
- маранта
1
- сансевиерия
1
- фиалка
1
- алоэ
1
- каланхоэ
1
- фикус
1
- герань
1
5.
Знает и перечисляет условия, необходимые растениям для жизнедеятельности:
2
1
- свет, влага, тепло
1
- питательные вещества
1
6.
Знает и называет способы вегетативного размножения:
3
1
- черенками
1
- делением куста и корневищ
1
- усами, отпрысками
1
7.
Знает что такое пикировка растений
3
3
-
8.
Знает что такое фито дизайн
3
3
-
9.
Умеет самостоятельно определять:
2
1
- по внешнему виду растений его состояние
1
- выявлять необходимые способы ухода
1
10.
Умеет определять нуждается ли растение в пересадке
1
1
1
11.
Знает какую роль в жизни человека играют растения:
5
3
- выделяют кислород
1
- поглощают углекислый газ
1
- используются в пищу
1
- обладают лечебными свойствами
1
- вызывают положительные эмоции
1
Максимальное количество баллов
40
17
Параметры сформированности коммуникативных навыков
(диагностическая карта 2).
№
Показатели
Баллы
Максимальное кол-во баллов по показателям
1.
При выполнении групповых заданий не возникает конфликтных ситуаций.
1
1
2.
Охотно выполняет групповые задания
1
1
Максимальное количество баллов
2
Параметры сформированности трудовых навыков
(диагностическая карта 3).
№
Показатели
Баллы
кол-во баллов по показателю для ст. возраста
кол-во баллов по показателю для мл. возр
1.
Самостоятельно, аккуратно и правильно поливает растения
1
1
1
2.
Самостоятельно, аккуратно рыхлит почву
1
1
1
3.
Самостоятельно по инструкции взрослого может формировать крону растения.
1
1
-
4.
Может самостоятельно:
2
1
мыть растение
1
удалять сухие листья
1
5.
Умеет выполнять перевалку растения с незначительной помощью взрослого
1
1
-
6.
Может самостоятельно сажать луковичные растения
1
1
1
7.
Может самостоятельно
2
1
сажать семена
1
сажать проросшие бобы
1
8.
Умеет самостоятельно осуществлять уход за всходами и саженцами.
1
1
-
9.
Умеет с помощью воспитателя составить мини клумбу
1
1
-
Максимальное количество баллов
11
5
Параметры сформированности эмоционально-положительного отношения к объектам флоры (диагностическая карта 4).
№
Показатели
Баллы
Максимальное кол-во баллов по показателю
1.
Охотно выполняет действия и манипуляции с растениями
1
1
2.
Эмоционально воспринимает красоту окружающей природы
1
1
Максимальное количество баллов
2
Список литературы
Дидактические игры в детском саду: - А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1985.
Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )
Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: Вода. – О.А. Скоролупова: - М.: ООО Издательство Скрипторий 2003, 2005.
Календарные и народные праздники в детском саду. – авт.-сот. Г.А. Лапшина. – Волгоград: Учитель, 2007.
Комплексные занятия в старшей группе детского сада: - Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2004
Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология: –В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - Воронеж: ТЦ Учитель, 2004.
Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада. Познавательно развитие. Развитие речи. – Авт.-сост. А.В. Аджи. – Воронеж: ТЦ Учитель, 2005.
Любовь к природе воспитываем с детства: - С.Н. Николаева. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.
Методика экологического воспитания дошкольников: - С.Н. Николаева: - М.: Издательский центр Академия, 1999.
Методика экологического воспитания в детском саду: - С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2004.
Мы. Программа экологического образования детей: - Н.Н. Кондратьева и др: - М.:Детство –пресс, 2003.
План – программа педагогического процесса в детском саду: - Сост. Н.В. Гончарова и 20др.; под ред. З.А. Михайловой. – СПб: ДЕСТВО-ПРЕСС, 2005.
Природа и мы. Методические рекомендации. – С.Г. Шевченко: - Смоленск: Изд-во Ассоциация XXI век, 2000.
Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками/ авт.-сост. О.В.Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Ребенок в мире природы: - Программа и методическое руководство по экологическому образованию дошкольников/ Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – Шадринск: ГОУ ВПО Шадринский государственный педагогический институт, 2005.
Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. – О.А. Новиковская: - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: – О.Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008.
Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – Н.Ф. Виноградова. – М22., Просвещение, 1978.
Экологические занятия с детьми 6-7 лет: – Т.М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений: – А.И. Иванова: - М.: ТЦ Сфера, 2004.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ДИАГНОСТИКА
ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ ПО ТЕМЕ
МИР РАСТЕНИЙ
Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).
Ребенка просят назвать знакомые комнатные растения, показать и определить словом их части.
Вопросы и задания:
Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?
Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).
Что нужно для того, чтобы растение росло?
Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?
Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?
В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла.
1