Создание комплексной системы управления дошкольной образовательной организацией
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание комплексной системы управления дошкольной образовательной организацией
Автор: Степанова Светлана Юрьевна
Создание комплексной системы управления ДООФормирование рынка образовательных услуг заставляет образовательные учреждения радикально пересмотреть традиционные подходы к управлению. Наблюдается переход от стратегического управления к эффективной модели. Именно такая система управления позволяет образовательному учреждению быть востребованным и конкурентоспособным. Под конкурентоспособностью образовательной организации понимается степень ее привлекательности, а точнее привлекательности образовательных услуг, которые она предоставляет, на потребительском рынке. Одним из показателей конкурентоспособности современной дошкольной образовательной организации является эффективность её деятельности. В современных научных исследованиях «эффективность деятельности организации» трактуется по-разному. Существует пять основных подходов, в которых приоритет отдается тому или иному целевому ориентиру.На наш взгляд эффективность деятельности образовательной организации представляет собой степень достижения ее целей, способность использовать внешнюю и внутреннюю среду с целью эффективного функционирования, способность достигать максимальных результатов при минимальных фиксированных расходах, способности к достижению цели на основе положительных внутренних характеристик, степень удовлетворенности населения организацией и качеством образовательных услуг предоставляемых этой организацией. Суммируя различные подходы можно сказать, что эффективной можно считать деятельность той организации, в которой цели являются подвижными и трансформируются в соответствии с внешними и внутренними потребностями и требованиями, отражают внутренние и внешние условия функционирования, успешно достигаются при условии рациональных затрат, если средства для их достижения не противоречат законодательным и морально-этическим общественным нормам.Одним из ведущих факторов обеспечения эффективности деятельности дошкольной образовательной организации является управление данным процессом, которое можно отнести к специфическим факторам. По определению Пидкасистого П.И. процесс управления представляет собой определенное воздействие на управляемую систему с опорой на сформированные в ней объективные законы с целью перевода её в новое состояние. Особое внимание при этом уделяется научной организации труда, которая опирается на следующие составляющие. Компоненты научной организации труда. Если анализировать перечень задач управления, то становятся очевидными проблемы управления современной организацией, в том числе и образовательной, которые связаны непосредственно с усложнением структуры организации, развитием средств коммуникации как внутри организации, так и в общении с внешним миром, с наличием большого количества конкурентов, с необходимостью создания гибкой системы экономической и психологической мотивации сотрудников организации, способствующей повышению заинтересованности работников в достижении цели, стоящей перед организацией. Решение всех обозначенных задач приводит, в свою очередь, к повышению эффективности деятельности образовательной организации. Именно управленческий аспект – ключевое звено в решении целей организации, включающий в себя качество работы персонала; сложившиеся в коллективе отношения; условия, созданные руководителем для поиска новых форм работы, совершенствования внутренних процессов организации; объективную оценку результатов деятельности каждого сотрудника и деятельности организации в целом.Основные подходы к определению «эффективности деятельности организации» На наш взгляд эффективность деятельности образовательной организации представляет собой степень достижения ее целей, способность использовать внешнюю и внутреннюю среду с целью эффективного функционирования, способность достигать максимальных результатов при минимальных фиксированных расходах, способности к достижению цели на основе положительных внутренних характеристик, степень удовлетворенности населения организацией и качеством образовательных услуг предоставляемых этой организацией. Суммируя различные подходы можно сказать, что эффективной можно считать деятельность той организации, в которой цели являются подвижными и трансформируются в соответствии с внешними и внутренними потребностями и требованиями, отражают внутренние и внешние условия функционирования, успешно достигаются при условии рациональных затрат, если средства для их достижения не противоречат законодательным и морально-этическим общественным нормам. На эффективность деятельности дошкольной образовательной организации влияет множество внутренних и внешних факторов. Факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности ДОО Одним из ведущих факторов обеспечения эффективности деятельности дошкольной образовательной организации является управление данным процессом, которое можно отнести к специфическим факторам. По определению Пидкасистого П.И. процесс управления представляет собой определенное воздействие на управляемую систему с опорой на сформированные в ней объективные законы с целью перевода её в новое состояние. Если анализировать перечень задач управления, то становятся очевидными проблемы управления современной организацией, в том числе и образовательной, которые связаны непосредственно с усложнением структуры организации, развитием средств коммуникации как внутри организации, так и в общении с внешним миром, с наличием большого количества конкурентов, с необходимостью создания гибкой системы экономической и психологической мотивации сотрудников организации, способствующей повышению заинтересованности работников в достижении цели, стоящей перед организацией. Решение всех обозначенных задач приводит, в свою очередь, к повышению эффективности деятельности образовательной организации. Именно управленческий аспект – ключевое звено в решении целей организации, включающий в себя качество работы персонала; сложившиеся в коллективе отношения; условия, созданные руководителем для поиска новых форм работы, совершенствования внутренних процессов организации; объективную оценку результатов деятельности каждого сотрудника и деятельности организации в целом. Важную роль в реализации задач, стоящих перед организацией, играет компетентность руководителя, который должен сочетать следующие составляющие - личность, профессионал, управленец, менеджер. Он должен обладать такими личностными качествами, как: физическое и психологическое здоровье; оптимизм, уверенность в себе; высокий уровень внутренней культуры, доброжелательное отношение к людям. Для эффективного управления руководителю необходим и ряд профессиональных качеств, среди которых: уровень образования; производственный опыт, компетентность в своей профессии; широта взглядов, эрудиция; умение планировать свою работу; стремление к самосовершенствованию; умением находить новые формы и методы работы, помощь окружающим, организовать их обучение. Управленческая деятельность руководителя образовательной организации включает следующее: - создание модели, управления, выделение ее структурных компонентов (Ресурсные центры, повышения профессиональной компетентности кадров и т.д ); содержательно-процессуальных компонентов (реализация программ и проектов, научно-методическое сопровождение, инновационная и опытно-экспериментальная деятельность, сетевое и интерактивное взаимодействие, социальное партнёрство; информационное обеспечение); - определение механизмов реализации инновационного подхода к управлению: развитие системы повышения профессиональной компетентности работников организации; проектирование сетевого взаимодействия организации; опытно-экспериментальной и инновационной деятельности; создание системы участия организации в профессиональных конкурсах, конференциях, социальных проектах и т.д. Можно выделить ряд показателей, которые свидетельствуют о качестве деятельности руководителя обеспечению эффективности деятельности образовательной организации: 1. В организации созданы условия для осуществления образовательного процесса, отвечающего современным требованиям, куда относится обеспечение безопасности участников образовательного процесса, развитие материально-технического состояния образовательной организации, укомплектованность учреждения педагогическими кадрами, соответствующей квалификации, созданы условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. 2. Управленческая деятельность построена на основе государственно-общественного характера управления, деятельность организации соответствует требованиям законодательства в сфере образования, в коллективе создан благоприятный морально-психологический климат, высокая исполнительская дисциплина, в управленческой деятельности применяются инновационные технологии. Руководство организацией построено на основе соблюдения последовательности и системности этапов - анализ ситуации, цели, ресурсное обеспечение, бюджет и контроль.