Коммуникативные танцы - игры, как средство развития межличностных отношений в детском коллективе.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коммуникативные танцы - игры, как средство развития межличностных отношений в детском коллективе.
Автор: Загузова Татьяна Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Раздольнинский детский сад комбинированного вида «Кораблик»Т.А. ЗагузоваКоммуникативные танцы - игры, как средство развития межличностных отношений в детском коллективе.п. Раздольный 2018гСоставитель: Загузова Татьяна Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ Раздольнинский детский сад «Кораблик»Загузова, Т.А. Коммуникативные танцы- игры, как средство развития межличностных отношений в детском коллективе / Т.А. Загузова. – Раздольный: МБДОУ Раздольнинский детский сад комбинированного вида «Кораблик»В методической разработке представлены коммуникативные игры- танцы как средство развития межличностных отношений в детском коллективе. Данная разработка адресована музыкальным руководителям, воспитателям, а также педагогам дополнительного образования.СодержаниеВведение…………………………………………………………………………..3Основная часть. Коммуникативные танцы - игры, как средство развития межличностных отношений в детском коллективе…………………………….4Заключение………………………………………..……………………………..10Литература……………………………………………………………………….12 Приложение 1 Коммуникативные танцы-игры……………………………….13Приложение 2 Музыкальное сопровождение коммуникативных игр-танцев……………………………………………………………………………..18 Введение.Особую важность проблема коммуникативного развития детей дошкольного возраста приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Все чаще педагоги стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно активно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками.В детский сад поступают дети с разным уровнем подготовки. Некоторые из них не имеют опыта общения со сверстниками. Есть дети, которые имеют такой опыт, но у них не устранены элементы эгоцентризма, поэтому они неохотно вступают в процесс общения. Трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков - многие не хотят вставать в пару.Поэтому в своей практике я стала чаще использовать коммуникативные танцы и игры.Коммуникативные танцы - игры, как средство развития межличностных отношений в детском коллективеМузыкальные коммуникативные игры — это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств.Цель коммуникативных танцев и игр:- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.Задачи коммуникативных танцев:-развитие слухового, зрительного внимания, координации движений-развитие общительности, коммуникации.-воспитание социальных навыков-развитие чувства ритма-умение выбрать партнера-воспитание дружелюбных отношений-воспитания коммуникативных навыков.-развития координации движений-развитие внимания, четкости движений, ориентации в пространстве.- воспитание коммуникативных навыков особенности к не вербальному общению, умение по взгляду понять намерения друг друга.Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса музыкального развития детей-дошкольников.Навыки невербального общения необходимы не только взрослым, но и детям, так как они способствуют развитию эмоциональной культуры детей, открывают широкие возможности для полноценного социального общения, самореализации и контроля.С древних времен танец является одной из важных форм воспитания человека. Особую роль в этом играют народно-бытовые танцы, в которых через разнообразные танцевальные движений отражаются эталоны поведения в обществе, трудовая деятельность, семейные отношения. В XX веке на основе народно-бытовых танцев возникли коммуникативные танцы.Танец – сложное и многогранное явление, которое объединяет биологические, психологические, социокультурные, социально-психологические аспекты, так как он является совокупностью невербальных сигналов и знаков, имеющих пространственно-временную структуру, несущую информацию о психологических особенностях личности. Следовательно, танец выполняет разнообразные социально-психологические функции:создает образ партнера, группы,способствует пониманию и взаимоотношению между партнерами,устанавливает и регулирует отношения и выражение чувств,развивает самопознание и познание других людей.Существует несколько типов танцев:- народно-бытовой,- классический,- современный.Ряд исследователей отмечают несколько разновидностей бытовых танцев: сюжетные (движение трудового процесса, различные явления природы, жизненные уклады народа и его нравы), а так же бессюжетные танцы (импровизации). В сюжетных и бессюжетных танцах происходит процесс общения партнеров, в котором используются невербальные средства.К бессюжетным танцам можно отнести коммуникативный танец. Понятие «коммуникативный танец» формировалось постепенно. Идея «выразительного танца» возникла в педагогике Э.Жак-Далькроза.К.Орф «заразился» идеей сочетания музыки и движения как средства «раскрепощения», свободы тела и духа. Он мечтал научить детей читать «мировую книгу» музыкальных интонаций так же, как они читают сказки народов мира. Педагоги-музыканты включают в свои занятия такой вид деятельности детей, как фольклорные танцы (Т.Э.Тютюнникова, Е.И. Поплянова и др.), коммуникативные танцы (В.А.Жилин), коммуникативные танцы-игры (А.И. Буренина).Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. Здесь развивается динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению, развивает эмпатию и сочувствие партнеру, способствует эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.Компоненты танца просты: ходьба, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение и т.д.Помимо развития музыкально-ритмических способностей, коммуникативные танцы-игры направлены на формирование коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, и предпосылок. Таких, как:Развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению.Развитие симпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.Понижение «тревожности», повышение уверенности в своих силах.Первоначально, при разучивании танцев, возможно использование текста танца-игры для стимулирования общения. Впоследствии, отсутствие в танце слов, усложняет задачу понимания. Поэтому, использование в образовательном процессе необходима определенная последовательность, включающая три раздела: поиск нового партнера, развитие взаимопонимания с партнерами, демонстрация доверия к партнерам.Движения танцев помогают развивать у детей доброжелательность, сочувствие к партнеру, раскрепощенность, уверенность в себе, ощущение собственного эмоционального благополучия, свою значимость в детском коллективе, способствуют формированию положительной самооценки.Коммуникативные танцы можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, в качестве физкультминуток, в праздниках, развлеченияхи т.д., так как разучивание танцев не занимает много времени, ведь движения просты в исполнении и повторяются несколько раз (но обязательно уже с новым партнером).Ценность и польза коммуникативных игр-танцев в развитии детей – очевидна. Их с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими особенности в развитии.Таким образом, можно сделать следующие выводы. Навыки невербального общения в коммуникативном танце – это действия, сформированные путем повторения, включающие ориентирование в пространстве, оптимальное движение, согласованность действий и движений, понимание и передачу невербального сообщения партнеру.Коммуникативный танец – это художественный продукт, созданный детьми, совмещающий движения фольклорных танцев и основные средства невербального общения, направленный на создание положительных взаимоотношений с партнером и группой.Коммуникативный танец является определенным видом развития народно-бытового танца, который может быть адаптирован педагогом для детей самого разного возраста и разного уровня хореографической (танцевальной) подготовки.Коммуникативный танец может внедряться на музыкально-ритмических занятиях для развития навыков невербального общения, начиная со средней группы детского сада.Что же такое коммуникативные танцы в основном это танцы с несложными движениями включающие элементы не вербального общения и импровизации направленные на формирование и развитие взаимоотношений с партнером и группой.Танцуя, дети вслушиваются в части музыкального произведения и поскольку музыкальные фрагменты повторяются несколько раз, дети легко осваивают форму, и могут предвидеть каждый новый или повторяющийся элемент.Взаимодействие помогает ребенку ориентироваться в пространстве познавать себя сверстников, понимать наличие характера и традиций танца . также в этих танцах формируется умение по взгляду партнера понять намерения друг друга.Контакт с партнером усиливается тактильно рукопожатием, хлопки как элементы открытости.Подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к друг другу. Готовность к общению.Коммуникативные танцы игры можно использовать в самых разнообразных формах работы с детьми на хореографии, ритмике на музыкальных занятиях.ЗаключениеКоммуникативный танец - благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания старших дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого, они предполагают формирование у детей положительного отношения к себе и окружающим, уверенности в своих силах, стремление к активному самостоятельному действию на основе ярких эстетических переживаний.Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.В этих танцах развивается динамическая сторона общения- легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими детьми помогают ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу», квадраты, «змейки».Тактильный контакт осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми.Коммуникативные танцы – это просто, легко, весело, доступно!Если вы хотите, что бы ваши дети были здоровыми - танцуйте, умными- танцуйте, красивыми - танцуйте.Список литературы:1. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л.Л. Бочкарев- М.: Издательский дом "Классика-XXI", 2012.-35с. 2. Буренина, А.И. Коммуникативные танцы игры для детей. СПБ.: [Текст] / А.И Буренина- Музыкальная политра. 2004.-35с.3. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика [Текст]: программа по ритмической пластике для детей / А.И Буренина - СПБ-Питер, 2000.-220с.4. Ветлугина , Н.А. Музыкальное развитие ребенка [Текст]: Просвещение/ Н.А Ветлугина - М.:, 1995.-207с.5. Тютюнникова, Т.Э. Уроки музыки [Текст]: Система обучения К. Орфа./ Т.Э Тютюнникова -М.: АСТ, 2001.-94с.Приложение 1Коммуникативные танцы – игры«Здравствуй, милый друг»Задачи танца-развитие слухового, зрительного внимания, координации движений;-развитие общительности, коммуникации;-воспитание социальных навыков. Дети встают в два круга и начинают движение по кругу в противоположные стороны.Зашагали ножки прямо по дорожке, шагают по кругуВесело гуляли и друг друга повстречали. останавливаютсяЗдравствуй, здравствуй милый друг, здороваютсяТы посмотри вокруг, кружатсяТы мне только улыбнись, улыбаются другуКрепко обнимись. обнимают.Проигрыш. кружатся в парах «лодочкой»Повтор еще 2 раза.Танец - игра «У тебя, у меня»Задачи танца:-развитие чувства ритма;-умение выбрать партнера;-воспитание дружелюбных отношений;-воспитания коммуникативных навыков.Дети встают в парыУ тебя, у меня звонкие ладошки, показывают друг на другаУ меня, у тебя как пружинки ножки. выполняют пружинкуМы с тобой, мы с тобой, Шлеп- Шлеп - Шлеп - Шлеп играют в ладушкиМы с тобой мы с тобой берутся за рукиПрыг- скок, прыг- скок. Выполняют подскокиПроигрыш: кружатся в парахУ меня, у тебя глазки, словно пуговки показывают на глазкиУ меня, у тебя губки, словно клюковки показывают на губкиМы с тобой глазками Хлоп- Хлоп - Хлоп - Хлоп 4 показывают на глазкиМы с тобой губками чмок –чмок - чмок - чмок - чмок имитируют поцелуй в щекиПроигрыш: кружатся в парахУ меня, у тебя чудо локоточки локотки вверх внизУ меня, у тебя острые носочки выставляют ножкуМы с тобой, мы с тобой показывают друг на другаХлоп-хлоп-хлоп-хлоп хлопают в ладошиМы с тобой, мы с тобой Прыг- скок, прыг- скок. прыжки в паре Танец - игра «Поссорились – помирились»Задачи танца:-развитие ритмического слуха, произвольного внимания, коммуникативных навыков;-развития координации движений;-воспитание дружелюбных отношений. Дети становятся парами мальчик- девочка и выполняют движения по тексту под музыкальное сопровождение Раз ладошка, два ладошка -хлопают мальчишки .Покружились, покружились девочки -малышки.Погрози, погрози, погрози немножко,Рассердись, отвернись, Громче топни ножкой.Грустно мне, скучно мне, не хочу сердиться,Что бы петь и плясать, нужно помириться.Посмотри, посмотри на меня дружочек,Повернись, улыбнись, обними разочек.Раз ладошка, два ладошка - хлопают мальчишкиПокружились, покружились девочки -малышки.Ты на ушко мне шепни, расскажи дружочек,Посмотри, улыбнись, обними разочек. Танец – игра «Я от тебя убегу»Задачи танца:-Развитие чувства ритма;-развитие внимания, четкости движений, ориентации в пространстве;- воспитание коммуникативных навыков особенности к не вербальному общению, умение по взгляду понять намерения друг друга;-воспитание дружелюбных отношений;Дети стоят в парах и выполняют движения по тесту под музыкальное сопровождение.Я от тебя убегу, убегу, убегу. Я от тебя убегу, убегу, убегу .Я от тебя убегу, убегу, убегу.Спрячусь за деревом и скажу: «ку-ку». Присели закрыли глаза, Спрячусь за деревом и скажу: «ку-ку». выпрыгнули и сказали: «ку –ку».ПроигрышЯ от тебя уплыву, уплыву.Я от тебя уплыву, уплыву. Я от тебя уплыву, уплыву.Спрячусь за лодочку и скажу: «ку-ку».Спрячусь за лодочку и скажу: «ку-ку».ПроигрышЯ от тебя улечу, улечу.Я от тебя улечу, улечу.Я от тебя улечу, улечу.Спрячусь за облако и скажу: «ку-ку».ПроигрышЯ от тебя убегу, убегу,Я от тебя уплыву, уплыву,Я от тебя улечу, улечу.Я так играю, я с тобой дружу. Здороваются за рукуЯ так играю, я тебя люблю. Обнимаются. Приложение 2Музыкальное сопровождение коммуникативных игр-танцевДля музыкального сопровождения коммуникативных игр танцев используются музыкальные медиафайлы, записанные на CD –диск:Здравствуй, милый друг.У меня, у тебя.Поссорились-помирились.Я от тебя убегу.