Познавательно-игровой проект «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Познавательно-игровой проект «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Автор: Кожевникова Наталья Владимировна

Познавательно-игровой проект Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста
Тема: Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста
Цель проекта: Развитие сюжетно-ролевой игры, как средство развития речи и основной деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Образовательная: Учить выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.
2. Развивающая: Развивать умение детей самостоятельно создавать игровой замысел.
3. Воспитательная: Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Вид проекта: познавательный, игровой.
Участники: Дети средней группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Сроки реализации: сентябрь 2017 года-май2018 года.
Предполагаемый результат:
• Расширение представлений детей о многообразии способов использования игрушек, предметов-заместителей и игровых действий;• Формированиенавыков самостоятельной организации игры, общения в процессе игры, распределении ролей, творческого развития сюжета игры;• Умение воспитанников организованно играть небольшими группами, включаться в игру и выходить из неё.
Актуальность проблемы. Огромная роль в развитии и воспитании детей принадлежит игре. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Интересные игры создают бодрое настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребности в активной деятельности. Учеными было отмечено, что даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, если он лишен увлекательной игры.
Особое место в развитии детей дошкольного возраста занимают игры, которые создаются самими детьми, – их называют творческими или сюжетно-ролевыми. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. В сюжетно-ролевой игре у детей развивается умение общаться со сверстниками и взрослыми, согласовывать свои замыслы, обмениваться мнениями и намерениями. Игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой-либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, неумению общаться. Лишившись игры, ребенок не приобретает независимости, осознанности, ответственности, внутренней свободы. У большинства не развиты воображение, творческая инициатива, самостоятельность.
Реализация проекта
I этап - подготовительный
Задачи: Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений. Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение). Знакомить с правилами предупреждения конфликтов. Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых. Учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду. Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Методы:
- Организация предметно – развивающей среды для игр.
- Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами его использования.
- Систематическое наблюдение за окружающей действительностью.
- Рассказы о людях труда. Встречи. Экскурсии по детскому саду.
- Дидактическая игра Кому что нужно для работы.
- Рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.
- Чтение художественной литературы.
- Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.
- Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников.
- Совместное изготовление игрушек для сюжетных игр
II этап – обучение игре
Задачи: Учить детей планировать игру, выполнять различные роли. Учить использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика). Учить располагать игрушки в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.
Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора. Развивать качества организатора, убеждение в том, что каждый ребенок может выполнить главную и второстепенную роль. Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая хода игры.
Методы:
- Драматизации литературных произведений.
- Участие детей в деятельности взрослых.
- Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).
- Выставка игрушек, картин на тему сюжетной игры.
- Беседа: Задумка (Что я задумал сделать?); Материал (из чего будем делать?); Инструмент (Чем будем делать?);Порядок действия ( Делать по порядку); Результат ( Что у меня получилось?)
- Театр воспитателя (сама играет так, чтобы детям захотелось), показ ролевого поведения.
- Игры-занятия с игрушкой
- Беседа после игры (самоанализ)
III этап – самостоятельная игра
Задачи: Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).
Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами. Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры. Формировать умение словесно обозначать игровую роль. Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.
Методы:
- Советы.
- Помощь.
- Беседы до и после игры.
Сюжетно-ролевая игра “Детский сад”.
Игровые ситуации:
“Воспитатель утром принимает детей в группу”
“Делаем утреннюю гимнастику”
“Завтрак”
“Воспитатель проводит занятие”
“В детском саду работают люди разных профессий: заведующая, медсестра, повар, помощник воспитателя, прачка, сторож, дворник”
“Праздник в детском саду”
“Врач осматривает детей (измеряет рост, вес)”
Подготовка к сюжету:
Чтение произведений о жизни детей в детском саду.
Прогулка вокруг детского сада.
Хороводные , пальчиковые игры в детском саде.
Экскурсия по детскому саду (знакомство с трудом заведующей, медсестры, поваров, прачки и другое).
Беседа о труде воспитателя.
Наблюдение за трудом воспитателя, прачки, повара.
Проигрывание игровых действий, воспитателя и детей, диалогов.
Конструирование “Построим детский сад”.
Оформление сюжета:
Выделение места для игры (для проигрывания разных ситуаций).
Подготовка необходимых атрибутов: посуды, кровати, постельных принадлежностей, “продуктов” из расчёта на группу в 5-6 человек.
Заключительный этап проекта
Показ сюжетно-ролевой игры Детский сад, подведение итогов.