Педагогический проект. Тема: "Птицы-наши друзья"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Педагогический проект. Тема: "Птицы-наши друзья"
Автор: Груздева Ирина Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 21 Земляничка
города Димитровграда Ульяновской области
Педагогический проект
средней группы Подсолнушки
Тема: Птицы – наши друзья
Автор проекта:
воспитатель
Груздева И.А.
Димитровград, 2018 г.
Содержание
1. Паспорт проекта______________________________________________ 3 2. Содержание проектной деятельности _____________________________ 5
3. Заключение__________________________________________________ 9
4. Список используемой литературы________________________________ 10
5. Приложение____________________________________________________11
Паспорт проекта
Актуальность
В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект Птицы – нашего края! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Участники: воспитатели, родители и дети средней группы.
Срок реализации проекта:с 01.10.2017 по 01.04.2018г.
Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Цель: расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни.
Задачи:
- уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.- развивать наблюдательность, познавательную активность детей.
- познакомить с зимующими и перелётными птицами.
- воспитать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Методы работы: беседы, подборка литературы, интернет.
Форма работы: игровая, познавательная, продуктивная, работа с родителями.
Планируемый результат:Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.
2. Содержание проектной деятельности
Этапы реализации проекта Птицы – наши друзья.
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап (практический).
3. Заключительный этап.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап.
На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и исследовательской деятельностью.
- Птицы, какие они?
- Что ты знаешь о птицах?
- Как узнать птицу?
- Как разделить птиц на перелетных и зимующих?
- Какое значение имеют птицы в жизни человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
- определили цель и задачи проекта,
- разработали план-график работы,
- изучили познавательную, художественную и методическую литературу,
- сделали подборку игр для детей среднего дошкольного возраста.
2. Основной этап.
С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.На прогулке внимательно наблюдали за птицами в весеннее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада.
Самым интересным было проведение эксперимента Что дальше улетит? (бумага, ткань или птичье перо). Дети, с удовольствием принимая участие в эксперименте, убедились, что перышко улетает дальше ткани и бумаги.
Проводили непосредственно образовательную деятельность по следующим образовательным областям: познавательные занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, ФЭМП. Узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни. Дети научились рисовать, лепить, способом оригами складывать птиц.
Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птиц, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: Раздели птиц на перелетных и зимующих; Лишняя картинка; Угадай по описанию; Воробышки и автомобиль; Лиса и куры.
С детьми мы повесили кормушки на территории детского сада. Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм. В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о перелетных друзьях.
Сделали выводы:
- птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают.
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено. Воробьи и голуби прилетают стайками, сороки поодиночке.
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
Схема осуществления проекта Птицы – наши друзья
Беседы с детьми:Птицы, какие они?Зимующие и перелетные птицы. Учитесь жалеть и беречь. Разрешение проблемных ситуаций: Что бы вы сделали, если бы увидели.Кто весной к нам прилетел?
НОД: Познание Перелётные птицы, Зимующие птицы
Коммуникация: Описание перелётных птиц, Описание зимующих птиц
Центр литературы:Чтение рассказа К.Д. Ушинского Ласточка, Чтение сказки В. Даля Ворона, Стихи: Александрова А. Скворцы, А.Яшин Покормите птиц зимой, В. Берестов Птицы, Разучивание поговорок: Всякая птица своим пером гордится, У каждой пташки свои замашки, Вечер загадок и отгадок Почтальон Печкин спешит к нам в гости.
Центр искусства:Аппликация, лепка, рисование: Снегири - как розовые яблоки, Птицы прилетели, Волшебный птичий хоровод.Учимся лепить птиц.
Центр экспериментирования:Что дальше улетит? В воде купался - сух остался.
Игровая деятельность:Дидактические игры: Что за птица?, Раздели птиц на перелетных и зимующих, Лишняя картинка, Угадай по описанию, Составь картинку из частей.
Пальчиковые игры: Воробьи, Птички, Веселое путешествие, Птенчики в гнезде.
Подвижные игры: Гуси-лебеди, Воробышки и автомобиль, Лиса и куры, Не боимся мы кота.
Работа с родителями:Консультации для родителей: Как и из чего можно сделать кормушку для птиц. Индивидуальные беседы: Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?, Домашнее задание: Зимующие птицы,подборка книг, журналов о птицах, оформление рисунков и поделок Птицы!.
3. Заключительный этап.
Презентация Птицы наши друзья, Проведение итогового мероприятия Праздник птиц Жаворонки.
3. Заключение. Результаты проекта.
Реализация проекта идет полным ходом.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что нам удалось:
- разработать эффективную методику ознакомления дошкольников с птицами родного края;
- познакомить детей дошкольного возраста в соответствующей возрасту форме с основными законами мира животных, взаимосвязями в природе;
- начать формирование у детей чувство уважения, внимания, заботы о природном мире;
- воспитать положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе.
В ходе реализации проектной деятельности получены следующие результаты:
1. Знания детей о птицах расширились;2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.3. На протяжении реализации проекта Птицы – наши друзья у детей развивалась связная речь.4. Дети научились правильно подкармливать птиц.5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).6. Повысился познавательный интерес у детей.
Список литературы
1. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. – М, 2002. – с. 56.
2.. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7. - с. 45-49.
3. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2013. - N 3. - с. 10-12.
4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
5. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. Программа Детство. Санкт-
Петербург,2014.
6. "Мы" - Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – С-Пб: Детство-пресс, 2003. - 240 с.
7. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду / Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2004. - 160 с.
8. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
9. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2003. – с. 119.
10. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. - N 2 - с. 21 - 27.
Приложение
ФОТО-ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1