Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ в начальной школе
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ в начальной школе
Автор: Пудовкина Жанна Викторовна
Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося с ОВЗ в начальной школе(из опыта работы) В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим в ОО разработана адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ, обучающихся в форме очного обучения Основной целью является создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве. Индивидуальный образовательный маршрут предусматривает решение основных задач:-обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;-организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;-сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;-создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;-расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.Ожидаемые конечные результатыОбеспечение базового уровня образования для обучающихся с ОВЗ:- реализуется на первой ступени образования- 4 года;- вторая ступень – основное общее образование – 5лет.Принципы разработки и реализации1. Принцип гуманизации - предполагает осуществление личностно-ориентированного подхода, направленного на общее развитие личности с ОВЗ, его социализацию, максимальную интеграцию в современную жизнь.2. Принцип индивидуального подхода - предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания и обучения, отбора содержания, выбора форм и методов обучения для каждого ребенка с ОВЗ с учетом его профессиональных и образовательных потребностей, возможностей и условий воспитания.3. Принцип системности - обеспечивает единство образования, диагностики, коррекции и развития учащихся с ОВЗ, т. е. системный подход к анализу особенностей их развития и коррекции нарушений, а также всесторонний многоуровневый подход к решению проблем ребёнка;4. Принцип интегрированного подхода - предполагает интеграцию обучения и коррекции путем включения в рабочую учебную программу коррекционной составляющей, ориентированной на первичные дефекты, представленные в структуре нарушений развития учащегося.5. Принцип непрерывности - гарантирует непрерывность педагогической помощи учащимся с ОВЗ до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.6. Принцип комплексного взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе реализации АОП - предполагает постоянное сотрудничество педагогов, психолога, администрации ОУ, медицинских работников и других специалистов для наиболее успешной реализации цели обучения учащегося с ОВЗ по АОП.7. Принцип приоритета самостоятельных форм образовательной деятельности - предполагает максимальную активность и самостоятельность учащегося в ходе обучения.Условия реализацииОрганизационные условия Данная программа предусматривает как вариативные формы обучения, так и различные варианты специального сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе или по индивидуальной программе; с использованием надомной и (или) дистанционной форм обучения. Психолого-педагогическое обеспечение включает:- оптимальный режим учебных нагрузок;- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса;- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;- соблюдение комфортного психоэмоционального режима;- использование современных педагогических технологий;- оздоровительный и охранительный режим;- укрепление физического и психического здоровья;- профилактику физических, умственных и психологических перегрузокобучающихся;- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;- участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях. Данная работа обеспечивается взаимодействием следующих специалистов и педагогов:- педагог-психолог;- социальный педагог;- учителя- предметники;- классный руководитель;- мед.работник. Педагог - психолог проводит диагностику эмоциональной сферы, эстетических и познавательных потребностей и оказывает помощь ребенку и родителям (законным представителям) в решении сложных социально-эмоциональных проблем. Совместно с социальным педагогом, педагогом – психологом и медсестрой комплексное психолого-педагогическое и медико-социального сопровождения учащихся с целью создания условий для их наиболее полной самоорганизации и освоения образовательных программ осуществляет классный руководитель и учителя – предметники.Программно-методическое обеспечение:-УМК и рабочие программы по учебным предметам;- диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога- цифровые образовательные ресурсы.Кадровое обеспечение:Обучение детей с ОВЗ осуществляют педагоги и специалисты соответствующей квалификации, имеющие специализированное образование, прошедшие обязательную курсовую или другие виды профессиональной подготовки. Уровень квалификации для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.Материально-техническое обеспечение:- наличие откидных пандусов и специально оборудованных учебных мест;- приобретение универсальных цифровых планшетов для обучения детей с ОВЗ;- установка полов без перепадов и порогов;- расширение дверных проемов и установка поручней на путях движения.Информационное обеспечение- создание информационной образовательной среды для дистанционной формы обучения детей, имеющих трудности в передвижении, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.- создание системы широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.Содержание рабочих программ по учебным предметам Рабочие программы для учащихся с ОВЗ составляются на основе примерных программ по предметам. Они соответствуют требованию ФКГОС и ФГОС. Программы определяют цели и задачи изучения предмета, возможные уровни освоения учебного материала, критерии и способы оценки образовательных результатов. Количество часов, отведенное на изучение программного материала, планируется исходя из индивидуального учебного плана.Педагогические технологии, формы и методы обучения и воспитания детей с ОВЗ1. Технологии современного традиционного обучения.Традиционное обучение предусматривает классно-урочную организацию обучения, которая позволяет обеспечить:- систематический характер обучения;- логически правильное изучение учебного материала;и оптимизировать затраты ресурсов при обучении.2.Технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса. Эта группа педагогических технологий характеризуется ориентацией на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями человека, максимальной реализацией возможностей детей. Она представлена технологиями педагогики сотрудничества, реализующими гуманно-личностный подход к ребенку, применяющими активизирующий и развивающий дидактический комплекс, осуществляющими педагогизацию окружающей среды. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, «проживание» в себе особенностей такого взаимодействия участников педагогического процесса, которое характеризуется гуманно-личностный и более того, индивидуальный подход к ребенку.3. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Реализуют принцип активности ребенка в образовательном процессе, осуществляется мотивация, осознанность потреблений в усвоении знаний и умений, достигается соответствие социальным запросам учащихся, их родителей и социального окружения.В группу этих технологий входят игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативная технология элементы которых реализуют педагоги школы.4. Игровые технологии (в основном познавательные и деловые игры) широко применяются на всех уровнях обучения, поскольку они являются универсальным способом передачи опыта старших поколений, а в структуру игры как деятельности органично входят целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов, в которых личность реализует себя как субъект деятельности.5. Проблемное обучение – такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мысленных способностей обучающихся. Проблемное обучение является важной подготовительной ступенькой к достижению компетентности как прогнозируемого уровня образованности, подготовке к решению учебных и жизненных задач.6. Информационные (компьютерные) технологии обеспечивают развитие умений работать с информацией, развивают коммуникативные способности учащихся, формируют исследовательские умения, умения принимать оптимальные решения, позволяют каждому работать в оптимальном темпе и на оптимальном для него содержания. Тем самым происходит подготовка учащихся к жизни в информационном обществе и освоению профессиональных образовательных программ.Аттестация учащихсяАттестация учащихся с ОВЗ проводится в форме:- текущей и промежуточной аттестации в соответствии с локальными нормативными акта- государственной (итоговой аттестации) в соответствие с нормативными документами по их проведению.Ожидаемые результаты внедрения программы:- уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;- формирование эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей с ОВЗ;- включение в систему коррекционной работы школы взаимодействия с другими организациями;- повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблемам коррекционной работы с учащимися с ОВЗ. В образовательном учреждении созданы комфортные и доступные среды в обучении, развитии и воспитании детей с ОВЗ:- способствующей качественному и доступному образованию;- предоставляющей совместное обучение детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений развития;- обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию в социуме детей с ограниченными возможностями здоровья.Содержание индивидуального образовательного маршрутаобучающегося с ОВЗ в начальной школе