Активные формы методической работы с педагогами ДОУ при реализации ФГОС ДО


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Активные формы методической работы с педагогами ДОУ при реализации ФГОС ДО
Автор: Романова Елена Викторовна

Активные формы методической работы с педагогами ДОУ при реализации ФГОС ДО.Романова Елена Викторовна, заместитель заведующей по УВР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 82»«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы, оказываясьна более высоком умственном и нравственном уровнев сравнении с теми, кто такой школы не прошел»Климент Аркадьевич ТимирязевВ наши дни к современному ДОУ предъявляются особые требования, при которых повышение методической работы становится объективной необходимостью.Модернизация кадрового обеспечения образовательного процесса дошкольного учреждения направлена на переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален. Она существенно влияет на качество и эффективность обучения и воспитания, на конечные результаты работы ДОУ. Однако на базе детского сада существовала проблема недостаточной эффективности управленческих действий по повышению профессиональной компетентности воспитателей. Пассивность воспитателей, отсутствие их заинтересованности, недостаточная активность в работе в групповых формах работы являлись существенными проблемами. И встают следующие вопросы: - как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником педагогического процесса? - как избавиться от пассивности отдельных педагогов? - как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? Постоянно находясь в поиске нестандартных подходов к организации непосредственно методической работы, оптимальных форм и наиболее эффективных методов работы с педагогами, можно сделать вывод, что активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с ними. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей, как:- стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;- повышение уровня активности и самостоятельности;- развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;- развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.На дошкольное образовательное учреждение в современных условиях развития общества возлагаются очень ответственные социальные задачи – обучать, воспитывать и готовить педагогов. На данном этапе в такой работе необходимо найти такие методы, с помощью которых можно преодолеть все негативные явления в работе с педагогами. Главными из них являются активизация человеческих факторов в просвещении, развитии творческого потенциала педагогов ДОУ. Современная реальность, объективные потребности совершенствования образования, воспитания и развития детей обусловливают необходимость повышения роли и значения методической работы в ДОУ.Сегодня реальный уровень постановки методической работы в дошкольном учреждении становится важнейшим критерием оценки управленческой деятельности ДОУ, необходимы новые подходы к организации методической работы в ДОУ. Прежде всего в дошкольном учреждении необходимо создать условия для повышения активности и инициативы педагогов, для пробуждения и поощрения их творческих поисков. В ДОУ созданы такие условия. В настоящее время практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, обмену опытом и повышению творческого потенциала педагогов.Существуют различные формы методической работы, каждая из которых имеет свои специфические особенности и используется в работе с педагогами. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с педагогами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов. Значение интерактивных методов состоит в достижении таких важнейших целей, как:
  • Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
  • Повышение уровня активности и самостоятельности;
  • Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
  • Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.
  • Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой работы с педагогами: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической и практической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров должно быть посильное участие всех педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность.Стандарт дошкольного образования нацеливает на психолого-педагогическую работу в ДОУ. Для повышения эффективности в реализации ФГОС ДО необходимо подготовить педагогов к работе в новом режиме, в изменении развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, в организации детской деятельности и т.д. Было намечено проведение семинаров, которые помогут реализовать направления в работе всех педагогов.Перестройка методической работы ставит перед необходимостью дать правильные ответы на вопросы: чему учить педагогов, какой информацией должны владеть педагоги ДОУ, какими компетентностями и в каком объеме должен овладеть педагог–практик для повышения своего профессионального мастерства и квалификации. Таким образом, речь идет о важности выбора содержания методической работы в современном ДОУ.В детском саду ежегодно работает постоянно действующий семинар по введению ФГОС ДО. Для обеспечения и обновления оптимальности выбора содержания методической работы для ДОУ с учетом тенденции в развитии профессионального мастерства педагогов пришлось:1. Самостоятельно изучить ФГОС ДО.2. Разработать план постоянно действующего семинара по данной проблеме с указанием тематики семинаров и указанием даты их проведения.3. Разработать и утвердить Положение о постоянно действующем семинаре в ДОУ.4. Разработать методические материал для работы данного семинара, при том, что формы работы должны быть также разнообразны. Используя практический метод работы с педагогами, мы смогли разработать рекомендации для педагогов ДОУ по различным разделам работы в группах (организация РППС, организация работы при проведении образовательной деятельности в ДОУ, организация календарно-тематического планирования в ДОУ, организация каникулярного времени в группах и т.д.).Цель: информационно-методическая поддержка педагогических кадров по подготовке к введению Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования3адачи:
  • Создать алгоритм деятельности ДОУ в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
  • Упорядочить работу по проблеме внедрения ФГОС дошкольного образования с целью повышения уровня профессиональной компетентности педагогов.
  • Реализовать намеченные мероприятия, перестроив образовательную деятельность дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.
  • После поставленных задач был разработан план семинаров, в котором были прописаны темы, даты проведения и ответственные. Темы были разработаны на основе ФГОС ДО и злободневными вопросами, которые возникали у педагогов в результате ознакомления с данным документом. После чего началась реализация плана семинаров. Все занятия с педагогами проводились в течение всего учебного года.Одной из главных форм работы на таких семинарах стала практическая деятельность педагогов. Такие как: - разработка конспектов образовательной деятельности в новом аспекте в соответствии с ФГОС ДО (разработали и внедрили новую структуру написания конспекта НОД);- разработка модели РППС в группах (были предложены презентации по обмену опытом по созданию РППС);- разработка некоторых аспектов рабочей программы воспитателя (разработана и внедрена структура рабочей программы воспитателя ДОУ);- попытались разработать комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности в группах и т.д.После каждого проведенного семинара педагоги имели результат и вот что мы получили по итогам проведенных семинаров:
  • Оформление консультативного материала для педагогов
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды на основе рекомендаций по организации РППС
  • Включение всех педагогов в ведение проектной деятельности с детьми и родителями.
  • Повышение категории педагогических работников на высшую и первую квалификационные категории.
  • Внедрение в работу с детьми инновационных методик и технологий.
  • Так с педагогами были проведены следующие темы семинаров:- Преемственность ФГТ и ФГОС ДО (педагоги ответили на несколько вопросов: чем отличают эти документы, что нужно сделать в ДОУ, чтобы реализовать ФГОС ДО);- ФГОС ДО (знакомство с нормативным документом, через организацию работы круглого стола);- Проведение диагностики воспитанников в условиях введения ФГОС ДО (педагоги были нацелены на результаты проведения диагностики детей и на составление индивидуальных маршрутов развития ребенка) и другиеНа заключительном семинаре подвели итоги нашей работы. На нем педагоги отвечали на вопросы по знанию ФГОС ДО с опорой на предложенные и разработанные методическим рекомендациям, которые были разработаны к ФГОС ДО.Неотъемлемой частью работы с педагогическим коллективом являются открытые просмотры непрерывной образовательной деятельности.У каждого воспитателя свой педагогический опыт, сое педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются». Но и молодые педагоги так же могут показать много интересного и поучительного для педагогов с большим стажем работы.«Передовой педагогический опыт — это средство целенаправленного совершенствования учебно-воспитательного процесса, удовлетворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания!» (Я.С.Турбовской).Передовой педагогический опыт помогает воспитателю изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только результат, но и методы, приемы при помощи которых, достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в свою работу.Передовой опыт — самая быстрая, оперативная форма, разрешения назревших в практике противоречий, быстрого реагирования на общественные запросы, на изменяющуюся ситуацию воспитания. Рожденный в гуще жизни передовой опыт очень инструментален, и при соблюдении ряда условий успешно приживается в новых условиях. Он наиболее убедителен, привлекателен для практики, ибо представлен в живой, конкретной форме.В силу такой особой роли передового опыта ежегодно в рамках методической работы в детском саду проводятся открытые показы, на которых и представляется лучший опыт работы по разным направлениям дошкольной педагогики.Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Открытый показ ставит несколько целей:— пропаганда опыта;— обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.Формы организации открытого показа могут быть разные. Например, до начала просмотра педагог сам рассказывает о своей системе работы по данному направлению, предлагает вопросы, на которые следует обратить особое внимание при открытом просмотре. Такая подготовка к открытому занятию помогает интересно организовать обсуждение увиденного, выработать единое мнение коллектива. В этом случае в обсуждении первое слово предоставляется воспитателю, демонстрирующему свою работу с детьми. По итогам открытого просмотра принимается решение: например, внедрить в свою работу этот опыт, конспекты представить в методический кабинет или продолжить обобщение опыта работы воспитателя с целью представления его на окружные педагогические чтения.Таким образом, планируя методическую работу, необходимо использовать все виды обобщения педагогического опыта. Кроме того, имеются разнообразные формы распространения опыта: открытый показ, работа в паре, авторские семинары и практикумы, конференции, педагогические чтения, недели педагогического мастерства, день открытых дверей, мастер-классы и т.д.Практика показывает, что изучение, обобщение и внедрение педагогического опыта является важнейшей функцией методической работы, пронизывающей содержание и все ее формы и методы. Значение педагогического опыта трудно переоценить, он обучает, воспитывает, развивает педагогов. Будучи по существу теснейшим образом связан с прогрессивными идеями педагогики и психологии, основанный на достижениях и закономерностях науки, этот опыт служит наиболее надежным проводником передовых идей и технологий в практику ДОУ.Одной из форм активной работы с педагогами являются деловые игры и диспуты, которые повышают профессиональное мастерство педагогов.В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.Сущность деловых игр в том, что они имеют 2 черты: учение и труд. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.Подготовить и провести деловую игру — процесс творческий и к нему привлекаются педагоги с большим опытом работы. Но они могут объединиться педагогом, у которого стаж работе еще не велик. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора или авторов. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.Одним из вариантов повышения уровня педагогической деятельности для молодых педагогов, это оказание помощи с помощью творческой группы педагогов. В образовательной системе ДОУ, практикуются следующие творческие группы, где используются индивидуальные и подгрупповые консультации, диспуты, приглашение на открытое занятие, посещение режимных моментов, выявление трудностей с использованием диагностики проблем педагога. Широко использую методический час, где рассматриваем теоретические и практические вопросы. Педагоги делятся своими трудностями и проблемами, совместными усилиями ищем пути их решения. При проведении диспутов и круглых столов применяю разнообразные приемы: решение педагогических ситуаций, метод имитации рабочего дня воспитателя, решение кроссвордов, Все это помогает уточнить знания по конкретной теме, расширить кругозор.Еще одной формой работы с педагогами являются тренинги. Они преследуют разные цели – от развития отдельных педагогических способностей воспитателей до формирования их устойчивого педагогического мышления. Содержание тренингов включает индивидуальную работу по анализу педагогической проблемы; работу с группой коллег по решению поставленной поисковой задачи; проведение деловой игры; создание методических рекомендаций. Педагогический тренинг позволяет анализировать работу коллег и, что более актуально, осуществлять самоанализ, который дает возможность увидеть положительные и отрицательные моменты в своей педагогической деятельности и скорректировать некоторые личностные качества.Одной из проблем, стоящих перед руководителями ДОУ, - создание коллектива педагогов-единомышленников., способных не только работать вместе, но и решать профессиональные задачи.Одним из вариантов работы с педагогическим коллективом может стать тимбилдинг (от английского team bulding – построение команды). Этот вариант не является чем-то совершенно новым, собственно как и формы его проведения. В работе с педагогами используем и мультимедийные презентации – это один из современных методов работы с педагогическими кадрами, способствующий решению многих задач, а именно:возможность точной, доступной и яркой передачи информации,одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста,быстрый способ внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы ДОУ,педагоги делятся опытом по реализации наиболее успешных мероприятий при реализации проекта летней оздоровительной работы, что происходит при проведении педагогического часа в сентябре месяцеТаким образом, мультимедийные презентации, не только формируют информационную культуру педагогов, но и способствуют повышению качества воспитательно-образовательного и управленческого процесса.Одной их форм тимбилдинга является проведение капустников, которые коллектив организует и проводит к различным праздникам: «День дошкольного работника», «Осенние посиделки», «Женский литературный праздник» и другие.Не менее успешное использованием является проведение совместных с родителями спортивных соревнований по тематике педагогического коллектива. В данных соревнованиях идет сплочение коллектива и выявление наиболее ярких и значимых моментов в жизни членов коллектива ДОУ. Ярким проявлением сплочения коллектива и одной из активных форм работы с коллективом является организация выставок: «Мое хобби», «Мои увлечения», «Я вырастил в своем огороде» и т.д.Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов. «Деловой блокнот воспитателя», который отражает основные направления работы ДОУ и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя. В нем содержится практически вся информация: методическая тема образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации, работа с родителями (собрания, консультации, праздники); индивидуальная работа воспитателя (этапы работы над методической темой и система открытых занятий); нормативная страничка (изучение нормативных документов).Успешной формой работы с педагогами можно считать и смотр-конкурс – это способ проверки знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду проходят разнообразные конкурсы:- «Интерактивное пособие для работы с педагогами»- «Лэпбук – помощник для воспитателя»- «Проект по летней оздоровительной работе» и т.д.Не менее важной стороной в работе с педагогами считается «Школа молодого педагога», целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности. Решая эту задачу молодой специалист проходит несколько этапов. И пройти все этапы с меньшими потерями ему помогают педагоги-стажисты. Они являются наставниками для молодых педагогов, проводят открытые просмотры, совместно работают нал разработкой и реализацией единого проекта и т.д.Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий педагогов.Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Например, круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай. Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.Педагогические ситуации, экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами..Недостатком традиционных форм работы является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.Хочется надеяться, что деятельность педагогов при работе в активных формах позволит подготовить педагогов нового типа, способного активно содействовать реализации различных образовательных проектов. Таким образом, можно сделать вывод, что методическая работа в ДОУ – неотъемлемая составляющая единой системы непрерывного образования педагогических кадров. Нельзя не отметить, что педагог является ключевой фигурой в обновлении ДОУ, а потому следует задуматься, как повысить роль его личности.«Собраться вместе – это начало.Остаться вместе – это процесс.Работать вместе – это успех»Генри Форд