"У страха глаза велики"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "У страха глаза велики"
Автор: Карсакова Александра Ильинична
Карсакова А.И.воспитательМБДОУ «Детский сад №22» г. ЧебоксарыКОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»«У СТРАХА ГЛАЗА ВЕЛИКИ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕАннотация: в статье представлен конспект образовательной ситуации, способствующей обучению детей старшего дошкольного возраста пересказу литературного текста с использованием графических схем.Ключевые слова: пересказ с использованием графических схем, тканевый конструктор, игра-путешествие, этюды по страхам.Программное содержание:Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.Продолжать знакомство с русской народной сказкой «У страха глаза велики», понимать двойной смысл ее названия.Продолжать обучать передавать литературный текст последовательно и точно, без пропусков и повторений с наглядной опорой на графические схемы, используя авторские выразительные средства.Закреплять умение определять автора и название литературного произведения по персонажам и сказочным предметам.Развивать умение передавать свое настроение с помощью элементов тканевого конструктора.Совершенствовать монологическую форму речи.Развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, коммуникативные умения.Воспитательные задачи:Воспитывать свободное общение со сверстниками и взрослыми во время совместной деятельности. Воспитывать культуру речевого общения.Оборудование:Картинки с изображением времен года; графические схемы для пересказа; поднос с подарками; фишки; мяч.Методические приемы:Сюрпризный момент – появление ребенка в образе зайца, игровая мотивация, демонстрация слайд - фильма, созданного на основе иллюстраций к сказке, словесные приемы: чтение художественного произведения (аудиозапись), беседа, пересказ сказки детьми, вопросы к детям, поощрение.Материал и оборудование:Костюм зайца, ковер, слайд-фильм, созданный на основе иллюстраций к сказке, проектор, экран, мнемотаблица, стул для пересказа, тканевый конструктор.Ход непосредственной образовательной деятельностиВоспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей сегодня к нам пришло, поздороваемся с ними: «Мы рады вас видеть». Улыбнемся друг другу и нашим гостям, пожелаем всем хорошего настроения.Прислушайтесь, что за странный звук? (ребенок в образе зайца). Зайчик, как ты сюда попал? Зайчик: Я только что убежал из сказки и очень боюсь туда возвращаться. Там, в сказке, очень страшно, там охотники.Воспитатель: И правда, заяц у нас беззащитный, обидеть его может каждый. Я предлагаю отправиться в заюшкину сказку и посмотреть, что же на самом деле произошло. Вспомним, а какие волшебные предметы смогут помочь нам попасть в сказку? Молодцы, много волшебных предметов назвали, но летучий корабль на ремонте, волшебный клубок уже забрали. а нас много, поэтому я предлагаю полететь на нашем волшебном ковре – самолете. Помогите мне, пожалуйста, разложить его (воспитатель вместе с детьми раскладывает ковер). Ой, ребята, да как же мы на нем полетим, ведь он весь в дырках. Подумайте, как можно его отремонтировать? (варианты ответов) Посмотрите, на что похожи прорехи на ковре? Правильно, они похожи на геометрические фигуры. Кстати, у меня есть заплатки, но они не простые. Я буду называть определённые слова, а вы – должны догадаться, о какой сказке идет речь, и правильно по форме подобрать заплатку. 1. Три брата, стрела, болото, Кощей Бессмертный (русская народная сказка «Царевна - лягушка»).2. Гуси, яблоня, речка, печка (русская народная сказка «Гуси - лебеди»).3. Щука, ведра, печь, царевна (русская народная сказка «По – щучьему велению»). 4. Лиса, мониста, воротник, старуха (чувашская народная сказка «Лиса-плясунья»). Молодцы, ребята, без иголки и нитки мы заштопали ковер. Теперь ковер , как новенький, и мы можем отправляться. Ковер – самолет, Отправляемся в полет. Ты, ковер, лети, лети, Нас по небу прокати. Выше, выше поднимайся.. Тише, тише не качайся. Будем приземляться, Начинай снижаться.Воспитатель: Присаживайтесь, ребята, отправляемся в путь!Вот мы оказались в сказке. Ребята, спускайтесь с ковра, проходите.Зайчик: Боюсь, боюсь! Мне страшно, я останусь здесь.Ребята, а что такое страх? (Страх – это когда человек чего- то боится). А чего можно испугаться? (темноты, чужого человека, грома, сказочного существа, оставаться одному).Ребята, как можно избавиться от страха, перебороть его? (ответы детей).И правда, мы знаем «прогонялку», с помощью, которой можно прогнать страх. Зайчик, повторяй вместе с нами! Страх, страшок, страшилка.Брысь, брысь, брысь! В смех, смешок, смешинку превратись!(выполняется с движениями, 2 раза)Посмотрите, ребята, зайчик улыбается и ему уже не так страшно.Ребята,а были ли у вас такие случаи, когда вы испугались того, чего на самом деле и не было? Мы недавно прочитали сказку, где с главными героями случилась именно такая история. Кто помнит, как называется эта сказка и кто ее автор.Ребята, присаживайтесь на стульчики, я вам ещё раз прочитаю русскую народную сказку «У страха глаза велики», а вы внимательно слушайте и постарайтесь ее запомнить. Потом мы будем ее пересказывать с использованием знакомых графических схем. Аудиозапись сказки педагогом с использованием слайд-фильма.Воспитатель: Как вы понимаете название сказки «У страха глаза велики»? (от испуга героям показалось то, чего нет на самом деле).Молодцы, ребята, вы правильно поняли, почему этой сказке дали такое точное название. А ведь это еще и пословица. Давайте произнесем ее хором.А теперь вместе разберемся, кто в этой сказке испугался и чего испугался.Вспомните, какими словами начиналась сказка. (Жили-были)Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были»,А теперь вспомним ее главных героев (ответы детей). -Ребята, почему бабушку называли старушкой? -Почему внучку называли хохотушкой?- Как вы думаете, почему курочку в сказке называли клохтушка?- Почему мышку называют норушка? Воспитатель: Куда герои ходили каждый день? (за водой).Воспитатель: Какие ведра были у героев сказки? У бабушки, какие ведра по размеру? А у внучки? Словами из текста сказки (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток). Вспомним, откуда брали воду персонажи сказки? (из колодца, колоды, лужицы, следа поросячьего копытца).Воспитатель: Ребята, кто запомнил, как в сказке называли героев одним словом? (водоносы). Как вы думаете, почему их так называют? (потому что каждый день носили воду).Это сложное слово, из каких двух слов оно состоит? (воду - носить.)Скажите, для чего герои сказки носили воду? (ответы детей).Воспитатель: Почему в этот день водоносы не донесли воду? (зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам).Ребята, все вместе встанем и покажем, как упало яблоко и испугало зайку (повтор слов из текста).Динамическая паузаА под яблонькой зайка сидел (ушки показали)Налетел на яблоньку ветерок (руками помахали)Яблоньку качнуло, яблочко хлоп (хлопаем в ладоши 1 раз)И зайке в лоб (хлопают по лбу ладошкой)Вот так все и произошло.Молодцы, ребята! Присаживайтесь на свои места.ВоспитательКуда спрятались от страха водоносы ? Каждому водоносу в сказке со страху кто-то померещился. Бабушке кто померещился? (медведище). Почему медведище, котище сказано в сказке? (потому что они показались героям огромными и страшными). А кто привиделся зайцу? А теперь предлагаю почувствовать себя маленькими актерами и изобразить героев сказки. Театрализованная физкультминутка.«Бабушка - старушка ведёрки взяла, и с большими вёдрамиПо воду пошла. А за ней вприпрыжку, внучка да мышка.А за ними бегом курочка с ведром. Воды набрали, и, домой зашагали».Ребята, пересказывать текст мы будем по частям с использованием графических схем. В своем пересказе старайтесь использовать слова из текста, передать содержание выразительно, последовательно, чтобы всем было интересно и понятно, попробуйте передать страх героев. Кто хочет пересказать начало сказки? Кто желает пересказать вторую часть сказки, третью часть сказки? Заслушиваются пересказы детей (3 человека по частям и один полный рассказ; дети пересказывают, присаживаясь на «волшебный стул для рассказчика»). Пересказ с помощью мнемотаблицы. Чей пересказ вам больше всего понравился и почему?Ребята, а кто хочет рассказать сказку полностью?Воспитатель: Какими быть учит нас эта сказка? (Быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх.)Как вы думаете, ребята, что произошло с героями, когда они поняли, что и бояться-то им было нечего? (посмеялись над собой).Ребята, я вижу, вы тоже улыбаетесь. А у вас какое настроение?Предлагаю запечатлеть наше хорошее настроение и подарить его зайчишке пусть нас вспоминает в своей сказке, а поможет нам в этом тканевый конструктор (дети рассаживаются за столы и выкладывают из ниток мимику лица, готовые работы выставляют на стенд).Воспитатель: Когда у тебя бывает такое настроение?(ответы детей).Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места на ковре – самолете. Держитесь все за край ковра и повторяйте за мной волшебные слова:Ты, ковер, лети, лети, нас по небу прокати. Ниже, ниже опускайся. Тише, тише не качайся.Вот он, вот он, детский сад, принимай своих ребят. На этом наше путешествие заканчивается. Список литературы:Алексеева М.М., В.И. Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студ. высш. и сред. пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр,1998. Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2011.