Организация урока физической культуры


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация урока физической культуры
Автор: Колбяшкина Валентина Фёдоровна

Организация урока физической культурыЧтобы эффективно реализовать намеченное содержание, решить поставленные задачи урока, важно тщательно продумать условия его проведения: материально-техническое обеспечение занятия, размещение и перемещение учеников для выполнения заданий, общую организацию учеников для работы.Организационные моменты, будучи вспомогательными по отношению к специфическому процессу решения намеченных задач, полностью им обусловливаются. Однако они не должны превращаться в чисто механические процедуры. В полноценном педагогическом процессе и сама организация определенно воздействует на детей.К материально-техническим условиям относится: предварительная уборка мест занятий, проветривание помещения, проверка освещения, исправности снарядов, установка и уборка их, использование мелкого инвентаря. Все это должно способствовать бесперебойному протеканию учебной деятельности и вместе с тем осуществляться так, чтобы воспитывать у детей бережное отношение к общественному имуществу, дисциплинированность, а также формировать у них умения целесообразно пользоваться учебным инвентарем. С этой целью важно, чтобы в создании гигиенических условий активно участвовали сами ученики.Все, что в организационном отношении может быть сделано заранее, осуществляется до начала занятий. Все выполняемое детьми не только контролируется, но и своевременно оценивается. И так до тех пор, пока организационные моменты не будут проходить безукоризненно.Размещение и перемещение учеников для выполнения учебных заданий продумываются так, чтобы создавать оптимальные пространственные условия работы. Дети должны хорошо видеть педагога и друг друга, иметь достаточно места для правильного выполнения упражнений, а педагог — возможность вести наблюдение за детьми, быстро изменять их построение, сберегая при этом время, не сбивая рабочей установки и не нарушая ритма учебной деятельности.Все построения и перестроения (включая и «врассыпную») должны осуществляться под знаком трех основных требований: безусловное соблюдение учащимися внешней дисциплины; обеспечение реально возможной на данном этапе точности в действиях; последовательное усложнение условий их выполнения. Отступление от этих требований неизбежно приводит к расхлябанности, неряшливости в движениях, непроизводительным тратам времени и досадным помехам в обучении, не говоря уже об упущениях воспитательного характера.Общая организация учащихся для работы. Различают три основных метода организации занимающихся на уроке: фронтальный, групповой и индивидуальный.Фронтальный метод. Весь класс под непосредственным руководством учителя выполняет одни и те же задания, притом в заранее установленных рамках времени. Этот метод обеспечивает наиболее непосредственное, квалифицированное руководство учителя и, как правило, высокую плотность занятия.Он наиболее целесообразен в тех случаях, когда предлагаемые упражнения и нагрузки доступны и необходимы всем. Чаще всего такая работа носит чисто исполнительский характер. Поэтому наибольшее применение фронтальный метод находит во вводной и заключительной частях урока, а в основной — при проведении игр, выполнении общеразвивающих упражнений, при начальном разучивании новых двигательных действий (например, строевых упражнений, бега, простых прыжков и метаниям. Порядок выполнения заданий при этом может быть различным. Так, задания могут выполняться: одновременно всеми учащимися; попеременно — в парах или посменно — звеньями (сменами) по 4—6 человек и больше (в зависимости от количества снарядов, мелкого инвентаря, места для работы); поточно, один за другим.Особого внимания заслуживает попеременное выполнение упражнений. Такой порядок не заменим в тех случаях, когда нужна поддержка или страховка, когда важно, чтобы партнеры контролировали, обучали друг друга. Попеременное выполнение позволяет успешно стимулировать проявления сознательности и активности в учении и формировать у школьников умения самостоятельной работы, что является одной из важнейших задач современного образования. Вариант неизбежен и тогда, когда пропускная способность оборудования несколько ограничена. Посменное выполнение упражнений заключается в том, что класс подразделяется на несколько смен (звеньев), которые последовательно, как бы «волнами», делают одно и то же заданное всем упражнение. Такой порядок особенно целесообразен при обучении прыжкам, метаниям, лазанью, некоторым упражнениям в равновесии. При этом, в частности, должен быть хорошо продуман порядок завершения сменой очередного упражнения и подготовки к повторной работе.Поточное выполнение заданий заключается в том, что каждый ученик в строго определенной очередности и в указанный момент быстро передвигается вслед за предыдущим исполнителем с тем, чтобы с допустимо минимальным интервалом времени выполнить заданное действие, незамедлительно продвинуться вперед и вернуться на исходные позиции; применяется чаще всего для развития двигательных качеств и совершенствования в выполнении освоенных двигательных действий в затрудненных (в зависимости от подготовленности учащихся) условиях. Чаще всего это упражнения в прыжках, преодоление препятствий. Имеется в виду, что в данных действиях ученики достаточно хорошо технически подготовлены. Особенно важно, чтобы учащиеся строго придерживались заданных интервалов времени перед началом своих действий.Групповой метод. Весь класс разделяется на несколько групп (отделений), желательно по степени подготовленности. Каждая группа получает свое задание и выполняет его на отведенном месте. Группы занимаются под общим руководством учителя. В течение урока возможна смена мест и предмета занятий всех групп. Что касается порядка работы в отделениях, то чаще всего он сводится к последовательному выполнению, каждым заданного упражнения. В зависимости от численности групп образуется более или менее длительная пауза до очередного повторения заданного. Паузы используются частично на необходимый отдых, большей же частью на выполнение дополнительных учебных заданий: наблюдение, анализ и оценка действий товарищей; самостоятельное повторное выполнение на указанном месте того же упражнения в облегченных условиях, чтобы устранить указанные ошибки, и т. п. При такой организации возникают некоторые трудности. Но она весьма ценна не только в смысле рационального использования учебного времени, но и в воспитательных целях, особенно для привития навыков самостоятельной работы, воспитания чувства ответственности, сознательной дисциплины, трудолюбия.Главная задача учителя при групповой организации — обеспечить надежность и безопасность занятий. Это достигается прежде всего полноценной в методическом отношении подготовкой своих помощников. Не менее важно расположить группы так, чтобы хорошо видеть всех учеников и следить за деятельностью групповодов, своевременно оказывая им помощь и объективно оценивая их работу. Всегда необходимо тщательно продумывать также порядок смены предмета и мест занятий групп (всех одновременно или только некоторых).Индивидуальный метод. Отдельным учащимся дают персональные задания, выполняемые ими самостоятельно, независимо от содержания и условий работы остальных. Как правило, индивидуальные задания разрабатывают для учеников, значительно отличающихся по своей подготовленности, индивидуальным особенностям и способностям (а иногда и по состоянию здоровья) от основного состава класса (или группы).Основной вариант индивидуальной организации учебной деятельности учащихся — использование системы заданий, которые выполняются ими самостоятельно по плану, предложенному учителем. Более ценно предлагать задания, требующие самостоятельной разработки плана своей работы и выполняемого творчески, с акцентом на то, что, по мнению учащегося, является для него более важным и необходимым в данный момент. Вообще руководящая деятельность учителя при индивидуальной организации занятий значительно усложняется. И не только тем, что приходится рассредоточивать свое внимание, но и необходимостью больше стимулировать самостоятельность, активность выполняющих индивидуальную работу, их ответственность за нее. От учителя требуется продуманная разработка заданий, своевременный надежный контроль за действиями учеников, соблюдение меры, терпения и особого такта в корректировании их действий.Существо перечисленных способов определяется тем, насколько они позволяют педагогу руководить занимающимися непосредственно или через своих помощников; в какой мере служат стимулированию самостоятельной работы учеников или же обеспечивают чисто исполнительский ее характер; насколько обеспечивается (или не обеспечивается) занятость всех работой и рационально используется учебное время. С этих позиций, учитывая особенности и подготовленность детей, задачи их обучения и воспитания, назначение и характер применяемых упражнений, конкретные условия занятия, собственные возможности и возможности своих помошников,— педагог и должен пользоваться теми или другими методами, тем или иным порядком выполнения заданий.При организации учебного процесса нельзя оставлять без внимания учеников, освобожденных от занятий. Всех их полезно включать в работу. Они могут помогать в организации занятия, слушать объяснения педагога, наблюдать за выполнением упражнений, отвечать на вопросы по предмету занятий и пополнять таким образом свои знания. Часть из них способна выполнять (в стороне от общего строя) некоторые, не противопоказанные их состоянию, упражнения. Организация их участия в общей работе исключает безделье и нарушения дисциплины, а главное — предохраняет «освобожденных» от отставания в занятиях и помогает более быстро и полноценно включиться в общую работу.