Тема разработки «Люби живое»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Тема разработки «Люби живое»
Автор: Волгина Надежда Александровна
Содержание работы: 1. Пояснительная записка………………………………………………………стр.5-72. Цели и задачи раздела «Люби живое»……………………………………...стр.73. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями……………………………………………………………………стр.8-94. Ожидаемые результаты освоения разделапрограммы «Люби живое»…стр.9-105. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся………………………………………………………………….стр.10-146. Система знаний и система деятельности…..…………………................стр.14-157.Календарно-тематическое планирование по разделу…………………..стр. 16-188. Разработка урока по теме «Люби живое»………………………………..стр.18-249.Список литературы………………………………………………………… стр.24-2510.Приложение.Пояснительная записка к разделу «Люби живое» курса «Литературное чтение» 3 класс.Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Методическая разработка раздела образовательной программы составлена на основе «Школа России. Концепция и программы для нач. кл./ М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова и др. – 2-е изд., дораб. - Автор: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова», а также ориентирована на учебник «Родная речь», 3 класс, автор: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова М.:2010.Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без нагрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературному чтению. В федеральном базисном учебном плане на изучение программного материала отводится 102 часа.Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого. В круг чтения детей в 3 классе входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература. Разделы состоят из произведений, составляющих золотой фонд детской литературы. Значительное место отведено произведениям современных писателей. Курс 3 класса включает следующие разделы:1. Самое великое чудо на свете.2. Устное народное творчество3. Поэтическая тетрадь 1,2 4. Великие русские писатели 5. Поэтическая тетрадь 3, 4 6. Литературные сказки7. Были и небылицы8. Люби живое9. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок10. По страницам детских журналов 11. Литература зарубежных стран. Внутри литературных разделов выделяются тематические подборки произведений о природе и детях, юмористические произведения, а также стихи и рассказы из детских журналов. В раздел «Люби живое» вошли произведения отечественной классической литературы, произведения современных русских писателей (представлена преимущественно русская литература).Раздел программы «Люби живое» включает в себя произведения М.М. Пришвина, И. С. Соколова-Микитова, В. И. Белова, В.В. Бианки, Б. С. Житкова, В. Л.Дурова, В.П.Астафьева, В. Ю. Драгунского. Главным критерием отбора изучаемых произведений стало их соответствие психологическим особенностям младших школьников. Лейтмотив раздела – человек и его отношение к природе, к животным, к окружающему миру. Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает стать человеку справедливее, великодушнее, ответственнее. Наличие этого чувства – обязательный признак доброго сердца. Как актуальна сейчас вообще проблема любви к природе и воспитания её в подрастающем поколении, так и актуален вопрос о воспитании любви к живой природе у младших школьников на уроках литературного чтения. Любовь к живой природе, забота о ней, о братьях меньших делает нас добрее. Особенно это важно в детском возрасте. Таким образом, необходимость воспитания любви к живой природе обусловлена потребностью в любви и её проявлении к ближнему, к человеку, людей друг к другу. Одним из средств же воспитания любви к живой природе является слово, художественная литература, знакомится с которой ребёнок зачастую единственно в школе на уроках литературы, литературного чтения. Содержание учебного материала способствует развитию интереса младших школьников к чтению, позволяет совершенствовать навык чтения, обогащать читательский опыт младших школьников и вести дифференцированное обучение с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает их посильной работой и формирует у них положительное отношение к учебе. Изучение данной темы строится на принципах:Научности - содержание учебного материала и методы его изучения являются научнымиСистемности - знания усваиваются в определённой системеДоступности - соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развитияСознательности и активности – воспитание инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные задачиПрочности обучения - знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое общее развитиеТехнологичности - организация активизации познавательной деятельности учащихся через использование технологий обучения:- проблемное обучении;- диалоговое обучение- эвристическое обучение;- компьютерные технологии обученияВ моей методической разработке представлен опыт преподавания раздела «Люби живое», изучаемый в 3-м классе. Цель методической разработки – обобщить опыт преподавания раздела «Люби живое», выявив наиболее эффективные методы и приемыЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА.Цель: создание условий для воспитания интереса к миру природы и творчеству писателя; введение учащихся в проблему взаимоотношения людей и животных.Задачи:образовательные: выработать осознанное правильное, беглое и выразительное чтение; формировать читательский кругозор;развивающие: развивать художественно - творческие и познавательные способности, самостоятельность, формировать эстетическое отношение к слову, совершенствовать виды речевой деятельности, умения вести диалог, выразительно читать;воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к слову, интерес к чтению, формировать представления о добре и зле, справедливости и честности; развивать нравственные чувства.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностямиВ младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени - 10 или 11 лет жизни ребенка. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становиться мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах, объём такого рода занятий сокращается. Образное мышление всё меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста (и позже), проявляются индивидуальные различия: среди детей психологи выделяют группы "теоретиков" или "мыслителей", которые легко решают учебные задачи в словесном плане, и "практиков", которым нужна опора на наглядность и практические действия, а также "художников", с ярким, образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребёнок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры. Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие "бросающиеся в глаза" свойства - в основном цвет, форма и величина. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают материал,вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им неинтересный. С каждым годом всё в большей мере, обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники, обладают хорошей механической памятью.В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции, процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Недостаточно развиты свойства внимания: распределение, устойчивость. Способность к произвольному вниманию 10-15 минут.К концу младшего школьного возраста в 2 раза увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение. Характеристика классаВ классе 23 человека: 12 девочек и 11 мальчиков. По своему развитию детей можно разделить на три группы: у 10 детей – высокий уровень развития. Они быстро включаются в работу, внимание у них послепроизвольное, большого объема, концентрации и устойчивости. Умеют сравнивать, анализировать. Быстро усваивают учебный материал. У этих детей развиты почти все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, логическая. Запоминают быстро, прочно и продуктивно. Хорошо развита речь, богат ее словарный запас, эмоционально окрашена. Умеют отвечать на вопросы, давать полные ответы, связно рассказывать. Любят и много читают, с удовольствием помогают товарищам. Хорошо развит познавательный интерес. Высокий уровень обучаемости. Они уравновешены, способны к волевому усилию, соблюдают правила поведения, любят учиться, трудиться. У 9 человек – средний уровень развития. Эти дети требуют внимания и контроля со стороны учителя и родителей. Внимание у них произвольное, объем, концентрация и устойчивость средние, появляется утомление, преобладает механическая память. Эти дети не сразу усваивают учебный материал. Для усвоения нужно еще 1-2 раза повторить нужные определения, правила, рассуждения, выводы. Они видят, выделяют признаки, анализируют, сравнивают, находят различия, классифицируют, обобщают и т.д. не всегда, часто им необходима помощь учителя. У них больше развито практическое мышление. Эти дети меньше читают, но речь у них хорошо развита, хороший запас слов, эмоционально окрашена. Они умеют отвечать на вопросы, рассказывать. Творческие задания вызывают у них затруднения. 4 человека – низкого уровня развития. Эти дети с преобладанием нервных процессов, возбуждения над процессами торможения. У них процесс написания, решения, ответа опережает процессы обдумывания, анализа. Им необходимы упражнения с комментированием. Повторение правила необходимо подкреплять практической работой с объяснением каждого действия, рассуждения, что сделать в начале, что в конце. Эта группа детей плохо читает, затрудняются рассказывать, обобщать, делать выводы. Низкий уровень обучаемости. С психологом школы проводилось тестирование на выявление устойчивости внимания, уровня развития и особенностей логического мышления, особенностей познавательной деятельности.Ожидаемые результаты:Учащиеся должны по окончанию изучения раздела «Люби живое»:-владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словам;- понимать содержание почитанного произведения, определять его тему.- устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, - определять главную мысль прочитанного произведения и выражать ее своими словами;- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;уметь:- осознанно читать вслух или «про себя»;- определять тему произведения;- выделять главную мысль прочитанного произведения;- находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);- делить текст на смысловые части, озаглавливать их, составлять простой план произведения;- пересказывать текст подробно и выборочно;- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.В соответствии с возрастными особенностями, уровнем развития внимания, памяти, мышления учащихся, в связи с их учебной мотивацией по предмету при планировании изучения данного раздела можно использовать разные образовательные педагогические технологии, методы и формы.В основе проведения уроков по разделу «Люби живое» используются словесный и практический методы. Словесный метод позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учащимися проблему и указать пути ее решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.Особенностью практических методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетания их со словесными методами. Они основаны на практической деятельности учащихся.При изучении раздела эффективно можно использовать игровые уроки. Игровой характер деятельности создает творческую раскованность, позволяет проявить себя и слабым ученикам, создать для многих ситуацию успеха. Игра моделирует отношения детей друг с другом в прошлом и в настоящем времени. Для формирования собственной позиции, на уроках используются элементы театрализации, позволяющие ученикам раскрыть свой потенциал.Традиционным является использование наглядных материалов (плакаты, портреты писателей, картины художников). Это способствует развитию зрительной памяти, внимания, а также активизирует деятельность всех групп учащихся во время урока. На уроках при изучении раздела «Люби живое» используются компьютерные технологии: электронные презентации, мультфильмы, что способствует лучшему усвоению материала, так как у большинства учащихся развита зрительная память, а также формируется интерес к предмету. Исходя из анализа межличностных отношений на отдельных уроках можно применятьгрупповую работу. Это делается с целью организации взаимопомощи и взаимообучения, а также для формирования культуры диалога. Таким образом, в ходе изучения данного раздела образовательной программы к каждому уроку необходимо подбирать то оптимальное сочетание методов, приемов и форм организации работы, которое позволит наиболее полно изучить материал темы урока, реализовать его задачи, будет способствовать развитию учащихся. Сочетание подходов должно сформировать прочные теоретические представления и актуальные учебные навыки, которые в дальнейшем будут применяться учащимися. Реализация воспитательных задач возможна в современных условиях только при применении нетрадиционных форм и методов обучения. Школа должна готовить ребенка к жизни, формировать активную жизненную позицию. Поэтому, на мой взгляд, каждый педагог, планируя свою деятельность, должен сделать выбор и четко ответить на вопрос: каким ему видится ребенок – человеком, который выполняет, не задумываясь, требования старших, или же думающей личностью, способной к принятия самостоятельных решений, отвечающей за свои поступки.Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Именно таким должен быть современный человек, потому что мир вокруг нас сложен и противоречив. И в этом мире каждому предстоит решать трудные задачи, принимать правильное решение, умея отстаивать собственное мнение.На мой взгляд, ученик думающий – это, прежде всего ученик читающий, любящий родное слово, ищущий ответы на сложные жизненные вопросы в произведениях классической и современной литературы. Бурное развитие компьютерной техники, заботы родителей, направленные только на достижение материального благополучия, отсутствие традиций семейного чтения привели к тому, что читающих детей становится все меньше. Наметился спад читательского интереса. В связи с этим проблема формирования навыка осознанного чтения вышла на первый план в работе учителей начальной ступени школьного образования.Овладение чтением для ребенка 6-9 лет - процесс длительный и нелегкий, отнимающий много душевных сил и времени. И до тех пор, пока ребенок не научится читать быстро, а главное - осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радости и удовольствия.Традиционные требования к технике чтения учащихся таковы, что проверяется, сколько слов ученик читает в минуту, то есть беглость чтения, и лишь затем – осмысленность. Я же во главу всего ставлю осмысленноевдумчивое чтение, чтение – размышление, так как только такое чтение развивает мышление более высокого уровня. Как сделать урок чтения, наполненный мыслью, чувствами? Как повести ребенка 6-9 лет в мир сопереживанию герою? Ведь только то - оставляет след в душе маленького человека, что прошло через его чувства, и уроки чтения способствуют этому. Раскрыть замысел автора, т.е. выявить главную мысль произведения, сделать идейный вывод – над этими вопросами следует работать в большей мере на уроках чтения. Ведь писатели, «художники слова», - это великие мудрецы, которые учат нас жить. Создавая произведение, даже самое маленькое по объему, они закладывают в него нравственную, научно-познавательную или эстетическую ценность; делясь своими ошибками, предупреждают наши; учат нас разбираться в жизненных коллизиях, искать выход, из, казалось бы, тупиковых ситуаций. И уроки чтения в этом плане дают богатую возможность для формирования нравственных качеств и развития разума: учат сопоставлять, оценивать, делать умозаключения, «извлекать тайну», оставшуюся за пределом слов. При обучении детей навыкам сознательного чтения следует учитывать психолого-физиологическую природу чтения. Для этого в своей работе по обучению чтению применяю комплексы упражнений. Среди традиционных комплексов есть такие, которые уже использовали учителя – новаторы. Например, - жужжащее чтение. Жужжащее чтение – это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ребенка на парте лежит книга (художественная книга с закладкой). И любой урок – будь то чтение, русский язык, математика, труд начинать с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, карандашом отмечают до какого места дочитали, кладут закладку, закрывают книгу. И дальше идет обычный урок. Следующее направление работы на уроках чтения - это словарная работа. Суть работы - разъяснение, закрепление и активизация. Словарная работа, по возможности, должна опережать предстоящий, текст, ну а также и можно проводить словарную работу непосредственно при чтении текста. Очень важно в ходе всего урока не удовлетворяться ответами детей по образцу, а постоянно активизировать их мышление. Кроме того нужно использовать каждый текст для осуществления воспитательного воздействия на детей, обогащение их жизненного опыта, проводить аналогии между действиями персонажей и поступками детей. И если дети оценивают поступки героев прочитанного текста правильно, значит, текст понят детьми.На своих уроках использую методы которые позволяют заинтересовать учащихся предстоящим чтением, создают атмосферу поиска, расширяют границы творческой активности школьников, к таким относятся следующие задания, формирующие интерес к чтению: чтение по ролям, придумать к рассказу свой конец и сравнить с авторским, составить вопросы к тексту. Учитель читает текст и заканчивает на самом интересном месте, предлагая ребенку закончить чтение. Учитель, ставя проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти на него ответ в тексте. Разгадывание кроссвордов. Детям дается для самостоятельного чтения большое по объему произведение, а затем, по окончании срока прочтения произведения, предлагается ответить на вопросы кроссворда по прочитанному произведению.Проведение конкурсов и блиц-турниров.На уроках литературного чтения можно использовать различные приемы: Приемы постижения авторской позиции (работа над словом-образом, сопоставление частей или различных элементов художественного текста, рассмотрение связей пейзажа с текстом, наблюдение над языком произведения, составление плана, картин); Приемы активизации сотворчества читателя, задачи которых связаны с пробуждением у школьников сопереживания, с активизацией воображения, мыслительной деятельности, словарного запаса. Словесное рисование (прием цветовой гаммы, суть которого показать, что чувствуешь); Подбор музыкального произведения к тексту, чтение на фоне музыки.На уроках используются такие формы и виды деятельности, как педагогические задачи, игры, игровые ситуации, изобразительная деятельность, коллективные творческие работы, написание детьми рассказов и стихов, заполнение рабочих листов, занимательный материал, создание газет по материалам творческих заданий. Привлекая на урок произведения живописи известных художников, дети зримо представляют себе персонажей сказок, рассказов, природу, среду обитания животных, учатся видеть прекрасное вокруг себя. Картины так же, как и музыкальное произведения, создают определенный настрой на то или иное восприятие произведений литературы. Работа над графическими иллюстрациями в роли художника («Если бы я был художником»); Конкурс на лучшего чтеца, когда весь класс выступает в роли жюри; Составление кроссвордов, викторин после изучения произведения или раздела; Защита рисунков, тестирование, использование учителем изображений графической мимики; Подобные методы и приемы направлены на формирование познавательного интереса и осознание читаемого, совершенствование речевых умений. Работа по содержанию (второе ведущее направление в работе на уроках чтения) Эта работа заключает в себе следующее: обобщение и систематизация прочитанного, восприятие, осмысление и запоминание прочитанного текста. С этой целью на уроках возможны различные приемы.-Выборочное чтение (ответы на вопросы)- Чтение по готовому плану- Чтение и установление, что правдиво, а что вымысел - Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.- Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать?)- Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики.-Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием и т. д.- Выразительное чтение отрывка рассказа по собственному выбору -Чтение, пометка непонятных слов.-Аппликация-Составление плана, восстановление хроники событий (что было сначала?) Что было потом? С этой целью предлагаю ребятам нарисовать «диафильм», такая творческая работа помогает ребенку активировать и обогатить словарный запас.Итог предлагаю подвести самим учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет педагогу избежать излишней назидательности, а младшим школьникам – проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформирован и в виде задания, выполнение которого требует использования полученных на уроке знаний. Обязательным элементом урока считаюобращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно, на наш взгляд, всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива и его мнениеВ результате подобной организации труда у детей отмечается высокая эффективность усвоения нового материала, возможность вовлечь каждого в процесс познания, воспитать такое важное качество, как ответственность. Высокая результативность уроков связана с активностью учеников. Обобщив свои наблюдения, я пришла к выводу о целесообразности использования различных методов и форм работы. Сами учащиеся отмечают, что на подобных уроках интереснее; связано это с высокой результативностью, чёткостью и, конечно, более свободной атмосферой науроках. Такая форма работы ведёт к сотрудничеству ученика и учителя на уроке.Система знаний и система деятельности.Система знаний включает в себя: Общенаучные знания- это формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России; понятие литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения передачи нравственных ценностей.Обучение литературному чтению связано с другими науками. Знания из определённой научной области: Это естественные науки: именно здесь приводятся интересные факты из жизни животных, растений; после такого урока дети самостоятельно идут в библиотеку и находят что – то новое для чтения.Это социальные науки: каждый ребёнок – член социума. И на уроках литературного чтения мы учимся выслушивать друг друга, прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свою точку зрения – учимся общению.Система деятельности включает:- Познавательная деятельность. На каждом уроке литературного чтения идёт развитие познавательной деятельности учащихся. Иногда на уроках ставится какая-то проблема, и данный урок строится на том, что мы пытаемся решить данную проблему. На уроках идёт формирование представлений о добре и зле, нравственности, формирование потребности в систематическом чтении, развитие интереса к литературному творчеству, творчеству писателей. Здесь идёт развитие интеллектуальных мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации и др.) Преобразующая деятельность учащихся наблюдается, когда на уроках мы учимся задавать вопросы, понимать роль чтения, использовать разные виды чтения, осознанно воспринимать и оценивать содержание текста, участвовать в обсуждении, давать оценку поступкам героя, овладевать техникой чтения вслух и про «себя», самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными материалами.Общеучебная деятельность на уроках литературного чтения развивает речь учащихся, ребята учатся выслушивать ответы собеседника, задавать вопросы, учатся вступать в дискуссию, вести диалог. Так же общеучебным видом деятельности является организация работы в группах (это и работа в парах, в четвёрках, в микрогруппах – когда некоторые задания предлагается выполнить, например, по рядам). К самоорганизующей деятельности на уроках литературного чтения относится прежде всего умение планировать, анализировать, корректировать в соответствии с целью высказывания, давать самооценку выполнению проделанной работы, учебного задания. Каждый ребёнок видит своё продвижение вперёд, старается помочь товарищу, если у того что-то не получается, радуется тому, что «принёс пользу», помог достичь какого – то результата не только себе, но и товарищу.Календарно - тематическое планирование по разделу«Люби живое»Программа данного раздела составлена в соответствии с действующей программой «Школа России. Концепция и программы для нач. кл./ М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова и др. – 2-е изд., дораб. - Автор: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова», а также ориентирована на учебник «Родная речь», 3 класс, автор: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова М.: 2010.Изучение раздела осуществляется в 3 четверти. На изучение раздела отводится 13 часов. Разработка урока в 3 классеТема урока: В. Драгунский « Он живой и светится»Цель: совершенствование навыка выразительного, осознанного чтения.Задачи:Образовательная: учить понимать и чувствовать язык произведения;формировать читательские умения при работе с текстом, активизировать вдумчивое чтение, т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения; проведение литературоведческой пропедевтики.Развивающая:развивать умение ориентироваться в тексте, анализировать эмоциональное состояние героев, давать им характеристику;развивать интерес к чтению художественной литературы;развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять и другие логические операции мышления.Воспитательная:способствовать нравственному воспитанию учащихся; воспитывать взаимопонимание и уважения к родным.Оборудование: Учебник "Литературное чтение" 3 класс,2 часть. Автор: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.Портрет В. Ю. ДрагунскогоКарточки с вопросами для групп. Презентация. Структура урока:1.Организационный момент. (1 мин.)2.Актуализация опорных знаний. (2 мин.)3.Сообщение темы урока. (1 мин.)4.Закрепление материала. (Ф.М) (25мин.)5.Итог урока. (4 мин.)Ход урока.1. Организационный момент.Сегодня на уроке царит хорошее настроение. Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока. Все ли правильно сидят? (Да.)Все ль внимательно глядят? (Д.а)Каждый хочет получать только лишь отметку 5 .2. Актуализация опорных знаний.– На прошлом уроке мы познакомились с одним из таких произведений, которое называется … (“Он живой и светится”). Сегодня на уроке мы продолжим работать с данным произведением .– Ой, ребята. Я забыла в названии темы урока указать автора произведения. Нужно срочно исправить. Напомните, кто автор произведения “ Он живой и светится”? (Виктор Драгунский.) Правильно ли вы ответили, узнаем после того, как выполнят учащиеся 1 группы работу у доски.. Работа слабых учеников. (Собирают фамилию автора. На рабочей доске 2 группа составляет портрет В.Драгунского. Проверка.(сильным ученикам дополнительный текст.)В это время работа с классом.– Что вы знаете о писателе? (Родился в 1913 году, в г. Нью-Йорке, рано остался без отца, с 16 лет пошел работать, был заводским рабочим, был актером – играл в Московском театре, в театре Сатиры, работал в цирке, писал фельетоны, клоунады веселые юмористические рассказы, написал 90 рассказов.) 3. Сообщение темы урока.Чтобы реализовать задачи урока, мы по ходу урока будем называть приемы, которые использует автор, чтобы описать главного героя. (В ходе урока заполняются столбики таблицы: 1. Характеристика героя. 2. Приемы.)– К какому литературному жанру относится это произведение? (Рассказ – небольшое произведение, в котором описан один эпизод из жизни героя.)– Смешные или грустные рассказы пишет В. Драгунский?– А этот рассказ? (Смешной и немножко грустный.)– Как вы думаете, от чьего лица ведется рассказ? Чем вы можете это доказать? (Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение.Он является действующим лицом произведения.)4. Закрепление материала.– Какие черты характера присущи главному герою? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним содержание рассказа и заполним кроссворд.Кроссворд. (Дать зачитать вопросы кроссворда слабым ученикам.)1. Назовите главного героя рассказа. (Денис.) (Сколько ему лет?Дошкольник – 5–6 лет.) О какой черте характера Дениски это говорит? (Наивный.)2. В какое время суток происходили события? (Вечер.) (Выборочное чтение.)Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений. (Многоточие.) О какой черте характера Дениски это говорит (Фантазер мечтатель, хочет поскорее вырасти.)3. Назовите друга Дениски. (Мишка.) Как это произошло? (Чтение диалога.)Назовите черты характера Дениски, которые проявляются в данный момент. (Эмоциональный, потребность высказаться, любознательный и наивный.)– Какую игрушку выменял себе Мишка? (Самосвал.) (Чтение по ролям без слов автора.)– Почему нам было смешно? (Потому ,что Мишка очень хотел себе забрать самосвал любым способом. Автор, чтобы нам было понятно, что это разговаривают дети, употребляет в речь такие выражения, которые при разговоре употребляют дети.) Попробуйте найти необычные слова, с которыми мы встретились в диалоге. (Это особенные слова – например, “добрость = доброта + щедрость, лопнутый = лопнувший+ сдутый”. Это построение фраз. Например, Драгунский часто повторяет одни и те же слова: “и я”.Длинные предложения.)– На что Денис поменял самосвал? (Светлячок.)– А с чем вы могли бы сравнить светлячка? (Фонарик, лампочка.) Как на самом деле выглядит светлячок? (Энциклопедия.) В Японии на рисовых полях вполне обычны личинки водяного светлячка. Живут они в воде или мокром иле и по ночам хорошо заметны из-за яркого голубого свечения. Эти личинки очень полезны тем, что поедают моллюсков. Светлячки, или светляки, – представители отдельного семейства в отряде жуков. Распространены они по всему свету. Размеры разных видов светлячков составляют от 4 до 20 мм. У самцов этих жуков крепкие крылья. А вот самки светлячков обычно бескрылы, мягкотелы и своим внешним видом напоминают личинок. Все виды светляков обладают способностью испускать в темноте мягкий свет. Их орган свечения располагается на конце брюшка. Обладают светящимся органом как самцы, так и самки светлячков. Более того, светятся, хотя и гораздо слабее, личинки, куколки, и даже отложенные этими жуками яички. Наш наиболее обычный большой светляк известен еще под названием “Иванов червячок”. Такое название получила самка этого вида, имеющая удлиненное бескрылое тело. Самцы Иванова червячка – маленькие (около 1 см.) бурые жучки с хорошо развитыми крыльями. У них тоже есть органы свечения, но заметить их обычно можно, только взяв насекомое в руки.. Найдите строки из рассказа, которые я начинаю зачитывать. Что в них общего? (Описание светлячка из учебника.) Какой вопрос вы бы задали другу после чтения этих строк?(Как автор называет светлячка? (Маленький светло-зеленый огонек; – крошечная звездочка; – червячок.) Работа слабых детей по карточке. Дифференциация по степени помощи.Прочитай. Подчеркни слова , в которых автор называет по другому светлячка.1…Я открыл коробочку и сперва ничего не увидел, а потом увидел маленький светло-зеленый огонек, как будто где-то далеко-далеко от меня горела крошечная звездочка….2..И мама погасила свет, и в комнате стало темно, и мы стали вдвоем смотреть на бледно-зеленую звездочку…3– Да, сказала она, это волшебство! Но все-таки как ты решился отдать такую ценную вещь, как самосвал, за этого червячка?.. – Почему мама назвала светлячка “ червячком”? (Она поняла, что Дениску обманули.) Почему она его не наказала? Зачитайте отрывок, в котором Дениска маме показывает свое богатство. Как себя чувствовал в данный момент мальчик? Подберите нужную интонацию. (Загадочная, уверенная.) Каким он увидел светлячка. Зачитайте. Как называется прием, который использует автор? (Сравнение.)– Что главное в каждой семье? (Взаимопонимание.) Игра Чехарда. (Методика Базарнова.) (Как вы понимаете это слово?) – Можно ли сказать, что между сыном и мамой возникло взаимопонимание? Докажите.– Что Денис чувствовал, когда его поняли? (Счастье.) А если бы вас родители понимали, что бы вы чувствовали? Что главное в жизни каждого человека? Какая главная идея рассказа? “Счастье, когда тебя понимают”.– Понравился ли вам рассказ? Почему? Какие приемы использовал Драгунский, чтобы мы полюбили главного героя. Характеристика героя. (Будет портрет Дениски.)Приемы Эмоциональный, фантазер, любознательный, наивный, внимательный, наблюдательный.Герой – рассказчик.Сравнение.Особенные слова: добрость, лопнутый.Многоточие.Повторение слов: “и я”.Попробуйте охарактеризовать этого мальчика – нашего героя-рассказчика. Какой он? – Он похож чем-то на ваших друзей? А на вас? Конечно, вы тоже любите….. Обобщение ответов: Дениска – обычный мальчик, как и каждый из вас, но ,в тоже время, он не похож на других. Он может видеть то, что не видят другие дети – красоту окружающего мира . Этим он отличается от других. Каждый из Вас также по-своему красив и индивидуален.5. Итог урока. – Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать. Проверка по тесту– Как вы считаете, правы ли авторы учебника, поместив это произведение в данный раздел? Попробуем определить замысел писателя. Что хотел сказать автор читателю? (Учит взаимопониманию между родителями и детьми.) Какой идеей пропитано произведение? (Счастье – это когда тебя понимают.)– С какой целью В. Драгунский написал этот рассказ? (Учит быть честными, внимательными к окружающей природе и к родным людям.)Как замечательно, как хорошо, когда тебя понимают. Как хочется, чтобы дети понимали взрослых, а взрослые хоть иногда смотрели на мир глазами ребят. Будьте внимательны друг к другу, относитесь с пониманием, уважайте старших, своих родителей, никогда не огорчайте их необдуманными поступками.одно и то же, а видят разное. Надо учиться видеть красоту в окружающем нас мире, ценить эту красоту и самим стараться быть красивыми и внешне и внутренне. Как вы думаете кем, когда вырастет, станет Дениска? Сообщение – (Драгунский – это писатель – юморист. Когда ему исполнилось 40 лет, он стал отцом. У него родился сын Дениска. Этот сын и явился прототипом главного героя. А позже и сестра Дениски Ксюша стала появляться на страницах рассказов писателя. Литературный Дениска появился через 7 лет после рождения сына в книге “ Он живой и светится”(1961г – 16 рассказов.) После этого Виктора Драгунского стали называть детским писателем. Став взрослыми, дети сами стали писать рассказы. А девиз, под которым жил отец стал девизом сына.– Почему автор назвал рассказ “ Он живой и светится”, а не по-другому, например, “Светлячок”. Автор хотел подчеркнуть главные качества светлячка. Именно они помогли маленькому Денису не чувствовать себя одиноко.Как знаки препинания помогли нам понять внутренний мир ребенка? (Восклицательные знаки.) Он живой! (Любовь окружающей природе.) И светится! (Восхищение.)Обобщение ответов детей: Да! Дениса любят и понимают самые близкие люди на Земле, его родители, его семья. Ведь семья – это самое важное в жизни человека.. Наш класс – это тоже большая семья, школьная. Значит, поговорим и о наших с вами взаимоотношениях и взаимопонимании.(На протяжении урока раздаются фишки за правильные ответы.) 6. Домашнее задание.1) Повторить произведения этого раздела.2) Принести справочники, энциклопедии о животных.Заключение"Школьный материал не может волновать каждым разделом... Значит, учебное - обязательно скучное? Нет, волнение, радость приносит не сам материал, а выполненная учеником работа, преодоление трудности, маленькая победа мысли, маленькая победа над собой. Вот где исток интереса, который может быть постоянным". В. Сухомлинский.Главный учебный итог уроков чтения в начальной школе должен состоять в том, чтобы они рождали у детей интерес к последующему литературному образованию, пробуждали жажду собственно литературных знаний для ответа на всё новые и новые вопросы: не только о том, что и как рассказала им книга и кто был их собеседником, но и почему автор говорит об этом, почему говорит именно он, почему говорит так, а не иначе и почему автору удается выжать у читателей такие мысли и чувства. Работа с учащимися в данном направлении способствует формированию у них литературоведческих навыков, умению работать с текстом, развивает культуру речи, умение строить монологическое высказывание, вызывает интерес к чтению.Применение личностно-ориентированного подхода способствует формированию уверенности в своих силах и способностях учащихся.В результате изучения произведений из данного раздела учащиеся закрепили знания и умения, приобретенные в 1 и 2 классе, получили новые: научились составлять разные виды планов, давать более полную характеристику героев.Кроме того использование разных форм работы дают возможность осуществлять экологическое воспитание подрастающего поколения, воспитывать уважение к окружающим людям, любовь к Родине.Использование мною технологии на уроках помогает развить в детях самостоятельность, ответственность, умение адаптироваться к сложившейся ситуации, монологическую и диалогическую речь учащихся, умение работать со словарями и другой справочной литературой. Самое главное – самостоятельно добывать знания, социализироваться в современном мире.Список литературыПриложение.Состояние техники чтения.