Организация проектной деятельности в средней школе в соответствии с ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация проектной деятельности в средней школе в соответствии с ФГОС
Автор: Томилова Елена Павловна

Организация проектной деятельности в средней школе в соответствии с ФГОС.Учитель истории и обществознания МАОУ «Баженовская СОШ №96» Томилова Е.П. п. Белоярский, Свердловская область.«Все, что я познаю, я знаю,для чего это мне надо,и где, и как я могуэти знания применить»(основной тезис современного понимания метода проектов). В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.Проблема - задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации.Проблемная ситуация – обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения.Проблемный вопрос – вопрос, отражающий сущность, основное противоречие рассматриваемой темы, не предполагающий однозначного тривиального ответа. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.«Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи» (А.И. Савенков)Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
  • развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • умение интегрировать знания из различных областей наук;
  • умение критически мыслить.
  • Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев) и могут быть подсистемами друг у друга. Задачи проектной деятельности:
  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов, самостоятельности в выборе форм и методов.
  • Умение анализировать и применять полученную информацию;
  • Формировать позитивное отношение к работе: учитель должен поощрять инициативу, энтузиазм, не забывая о контроле за сроками и качеством работы.
  • Формирование культуры общения в процессе работы над проектом, а также умения изложить и представить полученные в ходе исследования материалы.
  • Учебный проект с точки зрения обучающегося:
  • Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.
  • Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
  • Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
  • Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации.Учебный проект с точки зрения учителя: Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у учащихся, а именно учить:
  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.
  • Участие учителя в проектной деятельности: -Неодинаково на разных его этапах. - Зависит от целей и задач проекта. - Зависит от возраста и подготовленности учащихся. - Самостоятельная работа возможна только при достаточной подготовленности ученика как к практической деятельности в рамках проекта, так и его кругозора и сферы его интересов. - Генератор идей. - Консультант. - Менеджер команды. - Приемщик готового продукта.Этапы работы над проектом.
  • Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования – погружение в проект, организация деятельности;
  • Выдвижение гипотез, подбор материала, его обработка, обсуждение методов исследования;
  • Осуществление деятельности, предъявление и обсуждение промежуточных результатов, анализ полученных данных;
  • Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.
  • Структура и циклограмма учебного проекта: 1-й этап – погружение в проект.Учитель формулирует: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи Учащиеся осуществляют: • личностное присвоение проблемы; • вживание в ситуации;• принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.2-ой этап - организация деятельности.Учитель предлагает: • организовать группы; • распределить амплуа в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта. Учащиеся осуществляют:• разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.3-й этап – осуществление деятельности.Учитель не участвует, но: • консультирует учащихся по необходимости; • ненавязчиво контролирует; • дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; • репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. Учащиеся работают активно и самостоятельно: • каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; • консультируются по необходимости; • «добывают» необходимые знания; • подготавливают презентацию результатов. 4-й этап презентация.Учитель принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Учащиеся демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата; • дают взаимооценку деятельности и ее результативности. .
  • По ведущей деятельности:
  • поисковый,
  • исследовательский,
  • технологический,
  • имитационный,
  • конструирующий,
  • творческий.
  • По сфере применения результатов:
  • экологический,
  • страноведческий,
  • социологический,
  • краеведческий,
  • этнографический,
  • лингвистический,
  • культурологический,
  • маркетинговый,
  • экономический,
  • шоу бизнеса
  • технологиям:
  • мультимедиа,
  • телекоммуникационный,
  • театрализация,
  • использующий бумагопластику,
  • использующий лоскутную мозаику
  • По способам объединения результатов на этапе презентации:
  • мозаика
  • конференция
  • конкурс,
  • состязание,
  • концерт.
  • По отношению к предметной урочной системе:
  • урочный
  • урочно-внеурочный
  • внеурочный
  • внешкольный
  • По видам презентации:
  • издательский
  • инсценирующий
  • макетирующий
  • видео- демонстрирующий
  • компьютеро - демонстрирующий
  • Интернет представительствующий
  • По составу участников:
  • Одно-классный
  • Меж-классный
  • разновозрастный
  • общешкольный
  • межшкольный
  • международный.
  • ИКТ и проекты.
  • Сбор реальных данных имеет большое значение и дает ощущение связи реальной жизни с обучением.
  • ИКТ служат инструментом эффективной коммуникации между членами группы, также как и с экспертами в своем сообществе или других странах.
  • Информационно-коммуникационные технологии позволяют сотрудничество с другими людьми: в рамках разделяемого информационной среды ученики могут делиться создаваемыми продуктами, оценками и распространять свои идеи от имени группы.
  • Использование цифровых лабораторий (датчиков для измерения силы, звука, электрического напряжения), связанных с компьютером, позволяет достичь аутентичности исследований – как в реальном мире, особенно в науке.
  • Учащиеся не только читают о событии; они могут увидеть его медиа версию и самостоятельно интерпретировать. Они могут использовать Интернет, DVD, CD-диски
  • ИКТ позволяют наблюдать сложные модели, которые невозможно представить с помощью карандаша и бумаги
  • Область изучения может быть уравнена для всех учащихся – не играет роли, где они живут, каково их социальное и этническое происхождение. Для людей, живущих в малых, удаленных населенных пунктах стала доступна информация, открывающая весь мир.
  • Защита проекта.На этапе организации деятельности руководитель и учащиеся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Форма защиты проекта полностью зависит от типа проекта.
  • Исследовательский проект:
  • Демонстрация видеофильма;
  • Защита на ученом совете;
  • Научная конференция и др.
  • Информационный проект:
  • Деловая игра;
  • Демонстрация видеофильма;
  • Телепередача и др.
  • Творческий проект:
  • Реклама;
  • Соревнование;
  • Экскурсия и др.
  • Прикладной (практико-ориентированный) проект:
  • Иллюстрированное сопоставление документов;
  • Демонстрация модели;
  • Пресс-конференция др.
  • Приключенческий, игровой, ролевой:
  • Игра с залом;
  • Ролевая игра;
  • Путешествие и др.
  • Но наиболее распространенной и универсальной является .Структура презентации для защиты проекта.
  • Слайд 1: Тема проекта. Авторы.
  • Слайд 2: Краткая аннотация проекта.
  • Слайд 3: Проблемный вопрос (ы).
  • Слайд 4: Гипотеза.
  • Слайд 5: Ход исследования.
  • Аргументы в защиту гипотезы.
  • Выводы.
  • Список используемых источников информации.
  • Портфолио проекта.
  • методический паспорт проекта;
  • планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;
  • промежуточные отчеты группы;
  • вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet;
  • результаты исследований и анализа;
  • записи всех идей, гипотез и решений;
  • отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.;
  • краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;
  • эскизы, чертежи, наброски продукта;
  • материалы к презентации (сценарий);
  • другие рабочие материалы и черновик
  • В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.Методический паспорт проекта. – это документ, служащий для идентификации проекта и содержащий описание основных параметров, характеризующих проект в целом. Иными словами это краткая аннотация. Структура: 1) Название проекта. 2) Руководитель проекта. 3) Консультант (ы) проекта. 4) Учебный предмет, по которому проводится проект. 5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. 6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект. 7) Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс). 8) Тип проекта (по критериям). 9) Цели проекта (практическая и педагогическая). 10) Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах). 11) Вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса по теме). 12) Необходимое оборудование. 13) Аннотация (актуальность проекта, краткое содержание). 14) Предполагаемые продукты проекта. 15) График работы над проектом (этап – сроки - содержание). 16) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе. 17) Оценки содержания.Задача современной системы образования – формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться».
  • «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
  • сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей.
  • Проект – это особый вид познавательной деятельности учащихся и результат этой деятельности, которые характеризуются следующими признаками: – наличие социально значимой задачи, – планирование действий по разрешению проблемы, – поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися, – оформление «продукта», представляющего результаты этой деятельности, – презентация «продукта» и его социальной значимости.В ходе работы над проектом и в результате его защиты у учащихся формируются все универсальные учебные действия.