Организация проектной деятельности в средней школе в соответствии с ФГОС
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация проектной деятельности в средней школе в соответствии с ФГОС
Автор: Томилова Елена Павловна
Организация проектной деятельности в средней школе в соответствии с ФГОС.Учитель истории и обществознания МАОУ «Баженовская СОШ №96» Томилова Е.П. п. Белоярский, Свердловская область.«Все, что я познаю, я знаю,для чего это мне надо,и где, и как я могуэти знания применить»(основной тезис современного понимания метода проектов). В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.Проблема - задача, содержащая противоречие, не имеющая однозначного ответа и требующая исследования и поиска решений. Берет свое начало в проблемной ситуации.Проблемная ситуация – обстоятельства и условия деятельности учащихся, содержащие противоречия, не имеющие однозначного решения.Проблемный вопрос – вопрос, отражающий сущность, основное противоречие рассматриваемой темы, не предполагающий однозначного тривиального ответа. Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.«Проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи» (А.И. Савенков)Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:развитие познавательных умений и навыков учащихся;умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания;умение интегрировать знания из различных областей наук;умение критически мыслить.Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев) и могут быть подсистемами друг у друга. Задачи проектной деятельности:Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов, самостоятельности в выборе форм и методов.Умение анализировать и применять полученную информацию; Формировать позитивное отношение к работе: учитель должен поощрять инициативу, энтузиазм, не забывая о контроле за сроками и качеством работы.Формирование культуры общения в процессе работы над проектом, а также умения изложить и представить полученные в ходе исследования материалы.Учебный проект с точки зрения обучающегося:Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации.Учебный проект с точки зрения учителя: Это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у учащихся, а именно учить:проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.Участие учителя в проектной деятельности: -Неодинаково на разных его этапах. - Зависит от целей и задач проекта. - Зависит от возраста и подготовленности учащихся. - Самостоятельная работа возможна только при достаточной подготовленности ученика как к практической деятельности в рамках проекта, так и его кругозора и сферы его интересов. - Генератор идей. - Консультант. - Менеджер команды. - Приемщик готового продукта.Этапы работы над проектом.Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования – погружение в проект, организация деятельности;Выдвижение гипотез, подбор материала, его обработка, обсуждение методов исследования;Осуществление деятельности, предъявление и обсуждение промежуточных результатов, анализ полученных данных;Подведение итогов, оформление результатов, их презентация.Структура и циклограмма учебного проекта: 1-й этап – погружение в проект.Учитель формулирует: • проблему проекта; • сюжетную ситуацию; • цель и задачи Учащиеся осуществляют: • личностное присвоение проблемы; • вживание в ситуации;• принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.2-ой этап - организация деятельности.Учитель предлагает: • организовать группы; • распределить амплуа в группах; • спланировать деятельность по решению задач проекта; • продумать возможные формы презентации результатов проекта. Учащиеся осуществляют:• разбивку на группы; • распределение ролей в группе; • планирование работы; • выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.3-й этап – осуществление деятельности.Учитель не участвует, но: • консультирует учащихся по необходимости; • ненавязчиво контролирует; • дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; • репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. Учащиеся работают активно и самостоятельно: • каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; • консультируются по необходимости; • «добывают» необходимые знания; • подготавливают презентацию результатов. 4-й этап презентация.Учитель принимает отчет: • обобщает и резюмирует полученные результаты; • подводит итоги обучения; • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.; • акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Учащиеся демонстрируют: • понимание проблемы, цели и задач; • умение планировать и осуществлять работу; • найденный способ решения проблемы; • рефлексию деятельности и результата; • дают взаимооценку деятельности и ее результативности. .По ведущей деятельности:поисковый, исследовательский, технологический, имитационный, конструирующий,творческий.По сфере применения результатов:экологический,страноведческий,социологический,краеведческий, этнографический, лингвистический,культурологический, маркетинговый, экономический, шоу бизнесатехнологиям:мультимедиа,телекоммуникационный,театрализация,использующий бумагопластику,использующий лоскутную мозаикуПо способам объединения результатов на этапе презентации:мозаикаконференцияконкурс, состязание, концерт.По отношению к предметной урочной системе:урочныйурочно-внеурочныйвнеурочныйвнешкольныйПо видам презентации:издательскийинсценирующиймакетирующийвидео- демонстрирующийкомпьютеро - демонстрирующийИнтернет представительствующийПо составу участников:Одно-классныйМеж-классныйразновозрастныйобщешкольныймежшкольныймеждународный.ИКТ и проекты.Сбор реальных данных имеет большое значение и дает ощущение связи реальной жизни с обучением.ИКТ служат инструментом эффективной коммуникации между членами группы, также как и с экспертами в своем сообществе или других странах. Информационно-коммуникационные технологии позволяют сотрудничество с другими людьми: в рамках разделяемого информационной среды ученики могут делиться создаваемыми продуктами, оценками и распространять свои идеи от имени группы.Использование цифровых лабораторий (датчиков для измерения силы, звука, электрического напряжения), связанных с компьютером, позволяет достичь аутентичности исследований – как в реальном мире, особенно в науке. Учащиеся не только читают о событии; они могут увидеть его медиа версию и самостоятельно интерпретировать. Они могут использовать Интернет, DVD, CD-дискиИКТ позволяют наблюдать сложные модели, которые невозможно представить с помощью карандаша и бумаги Область изучения может быть уравнена для всех учащихся – не играет роли, где они живут, каково их социальное и этническое происхождение. Для людей, живущих в малых, удаленных населенных пунктах стала доступна информация, открывающая весь мир.Защита проекта.На этапе организации деятельности руководитель и учащиеся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Форма защиты проекта полностью зависит от типа проекта. Исследовательский проект:Демонстрация видеофильма;Защита на ученом совете;Научная конференция и др.Информационный проект:Деловая игра;Демонстрация видеофильма;Телепередача и др.Творческий проект:Реклама; Соревнование;Экскурсия и др.Прикладной (практико-ориентированный) проект:Иллюстрированное сопоставление документов;Демонстрация модели;Пресс-конференция др.Приключенческий, игровой, ролевой:Игра с залом;Ролевая игра;Путешествие и др.Но наиболее распространенной и универсальной является .Структура презентации для защиты проекта.Слайд 1: Тема проекта. Авторы.Слайд 2: Краткая аннотация проекта.Слайд 3: Проблемный вопрос (ы).Слайд 4: Гипотеза.Слайд 5: Ход исследования.Аргументы в защиту гипотезы.Выводы.Список используемых источников информации.Портфолио проекта.методический паспорт проекта;планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;промежуточные отчеты группы;вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Internet;результаты исследований и анализа;записи всех идей, гипотез и решений;отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, "мозговых штурмах" и т. д.;краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;эскизы, чертежи, наброски продукта;материалы к презентации (сценарий);другие рабочие материалы и черновик В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы. Записи учащихся должны быть по возможности краткими - в форме небольших набросков и аннотаций. В день презентации проекта оформленная папка сдается в жюри.Методический паспорт проекта. – это документ, служащий для идентификации проекта и содержащий описание основных параметров, характеризующих проект в целом. Иными словами это краткая аннотация. Структура: 1) Название проекта. 2) Руководитель проекта. 3) Консультант (ы) проекта. 4) Учебный предмет, по которому проводится проект. 5) Учебные дисциплины, близкие к теме проекта. 6) Возраст учащихся, на который рассчитан проект. 7) Состав проектной группы (Ф.И.О. учащихся, класс). 8) Тип проекта (по критериям). 9) Цели проекта (практическая и педагогическая). 10) Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах). 11) Вопросы проекта (3-4 проблемных вопроса по теме). 12) Необходимое оборудование. 13) Аннотация (актуальность проекта, краткое содержание). 14) Предполагаемые продукты проекта. 15) График работы над проектом (этап – сроки - содержание). 16) Предполагаемое распределение ролей в проектной группе. 17) Оценки содержания.Задача современной системы образования – формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают компетенцию «научить учиться». «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.«универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. сформированность универсальных учебных действий является залогом профилактики школьных трудностей.Проект – это особый вид познавательной деятельности учащихся и результат этой деятельности, которые характеризуются следующими признаками: – наличие социально значимой задачи, – планирование действий по разрешению проблемы, – поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися, – оформление «продукта», представляющего результаты этой деятельности, – презентация «продукта» и его социальной значимости.В ходе работы над проектом и в результате его защиты у учащихся формируются все универсальные учебные действия.