«Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках географии как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках географии как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе».
Автор: Григорович Нина Николаевна

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках географии в основной школе как один из путей повышения мотивации и эффективности в учебном процессе.
Дать труд человеку, труд душевный,
свободный, наполняющий душу, и дать средства
к выполнению этого труда – вот полное
определение цели педагогической деятельности
К.Д.Ушинский
При реализации современного урока меняются функции участников образовательного процесса: учитель из транслятора и вещателя информации становится управленцем. Главное для учителя в новой системе образования – это управлять процессом обучения, а не передавать знания.
Мотивирование к учебной деятельности осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создаёт условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала. Немалую роль играет факт выявления учеников, желающих работать в исследовательском обществе. Исследовательскую активность надо стимулировать. Поддерживать любознательность ребёнка и оказывать ему помощь.
У Ш.А. Амонашвили есть три заповеди, следуя которым учитель может добиться многого.
Первая заповедь – верить в ребёнка. Верить, что любой ребёнок есть безграничная сущность. Верить без тени сомнения и всегда помнить, что в классе нет лентяев и бестолковых учеников. Просто все дети разные и требуют разного подхода. Вторая заповедь - верить в свою искру Божию. Даже если ты ещё не чувствуешь себя Учителем Бога, надо верить в эту искру, - и ты ощутишь в себе. Говори себе: Я учитель от Бога – и иди к детям. Третья заповедь – верить в силу гуманной педагогики, не авторитетной, не силой, а гуманной, творческой.
Современный педагог – это профессионал своего дела, который умеет переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное, а также преподнести учебный материал в необычной форме своим ученикам. Эффективность исследовательской деятельности - это наличие мотива, привлекательный процесс деятельности и успех в учёбе. Реализация исследовательской и проектной деятельности в условиях сельской школы заключается в учебном процессе, при организации внеурочной деятельности по географии и в организации внеклассных мероприятиях по предмету.
Опыт использования исследовательской и проектной деятельности показал, что на уроках географии существуют широкие возможности применения проектной деятельности.Мини проекты на уроках. Такой вид работы используется очень часто. В 9 классе, при изучении различных отраслей промышленности, ребята создают проекты различных предприятий, проекты освоения месторождений полезных ископаемых. К концу изучения темы, ребята должны представить проект любого промышленного предприятия, и обосновать свои разработки на основе знаний, которые они получили в процессе изучения данной темы.Проекты могут быть долгосрочными. Например, в 6 классе в течение всего года дети выстраивают модель гипотетического материка. Рисуют для него всевозможные тематические карты, придумывают для него новые страны и города, сочиняют историю открытия и исследования. Работа над таким проектом проходит в течение всего учебного года. Над проектами дети работают как индивидуально, так и в группах. Группы подбираются с учетом способностей и мотивированности учеников. В каждой группе обязательно есть и сильные и слабые ученики. Работа распределяется таким образом, чтобы каждый ребенок принял участие в проекте. Задания подбираются с учетом уровней способностей и развития каждого ребенка.
Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся по известной логике дизайн – петли. Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, презентация, репортаж и пр.)Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра.
Информационные проекты – это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Практико-ориентированные проекты - это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, определенный социальный результат и другое.
Успехом в проектно – исследовательской деятельности являются вырабатываемые умения:
- планировать свою работу;
- предвидеть результаты;
- использовать различные источники информации;
- самостоятельно отбирать материал;
- анализировать, сопоставлять факты;
- самостоятельно принимать решение;
- распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом;
- адекватно оценивать себя и других.
Формулу успеха знают многие,
дело за малым –познать сам успех.
В.И.Лизинский