Развивающая среда в формировании творческой личности ребенка дошкольника


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развивающая среда в формировании творческой личности ребенка дошкольника
Автор: Михайлова Наталья Викторовна

Развивающая среда в формировании творческой личности ребенка дошкольника.Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется. В каком окружении находится ребёнок - в монотонном, однообразном, стандартном. Или, наоборот, в разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющемся, динамичном. Личностная и профессиональная позиция педагога заключается в том, чтобы всемерно способствовать полноценному психическому развитию ребенка. Во многом педагог несет ответственность и за качество окружающей среды, которая используется как средство для психического, физического развития личности.Анализ психолого-педагогических исследований (М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Б. Залкина, Н.Т. Гринявичене, Д.В. Менджерицкой, Л.С. Леонтьева, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.Н. Поддьякова, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконина и др.) показал, что развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ.Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, окружающей малыша, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Среда развития ребенка - это пространство его жизнедеятельности, реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующую содержание его духовного и физического развития. По мнению исследователей предметно-игровая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, является материальной основой мыслительной деятельности ребенка.В содержание развивающей предметно-игровой среды включены отношения, которые складываются у ребенка с взрослыми. В настоящее время доказано значение демократического стиля общения взрослого с ребенком в вопросах развития творческих способностей дошкольников. (Е.А. Аркин, Д.В. Менджерицкая, Л.С. Выготский, Т.А. Репина, Р.Б. Степкина. В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, А.П. Усова). Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время является вопрос о формировании творческой личности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет свое начало в дошкольном возрасте. Именно тогда, когда изменятся характер деятельности ребенка (Б.Б. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко, А. Валлон, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубихштеййн, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин). По мнению Л.С. Выготского, игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения.Среда развития ребенка в детском саду - важный компонент дошкольного образования. И.А. Липчанская считает, что непременным условием построения развивающей среды в дошкольных учреждениях любого типа является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между людьми, которая предполагает реализацию ряда принципов:Принцип уважения интересов и потребностей ребенка предполагает предоставление свободы исследования, резерв свободного места и времени. Необходимо активизировать самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждать их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе ее выполнения. Для этого следует соблюдать следующие условия:- разнообразие, насыщенность, неординарность и сменяемость предметной среды, окружающей ребенка;включение в нее максимального количества предметов взрослого обихода;предоставление свободы исследования для каждого ребенка;резерв свободного места и времени для разворачивания игр (свободное пространство в раздевалке, спальной и игровой комнате);предоставление каждому ребенку возможности свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению;определение максимального уровня размещения игрового, дидактического материала согласно росту ребенка;универсальность предметно-игровой среды, позволяющая самим детям и детям вместе с воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры и ее содержанием, перспективами развития; - учет прежнего опыта ребенка, его способности к комбинированию, созданию нового.Автор книги о развитии детей до пяти лет Пенелопа Лич отмечает, что позиция взрослого при организации окружающей ребенка среды заключается в том, чтобы исходить из интересов ребенка, удовлетворять его потребности и желания. «Если вы отвели ребенку место, обеспечили предметами и игрушками, о развитии своего мышления он позаботится сам. Он - экспериментатор и изобретатель, поэтому ваше дело лишь предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (себя), когда таковой ему потребуется. Что он будет делать с этим оборудованием - это уже его забота. Как любому ученому, ему нужна в его научной работе независимость». [5] Принцип уважения мнения ребенка, личностной позиции детей заключается в создании атмосферы личностного комфорта. Определяющими становятся такие способы общения как понимание, признание личности ребенка, способность взрослого стать на его позицию и др. Этот принцип находит свое отражение в следующих идеях: - невмешательство взрослого в дела, которыми увлеченно занят ребенок, если он не обращается за помощью или не вступает в контакт; - создание в детском саду такой психологической атмосферы, при которой каждый ребенок может свободно проявлять свои желания и интересы, чувствовать, что педагог принимает и любит его таким, какой он есть; - отказ от высказывания личностных оценок и критики в адрес ребенка; - представление о том, что у детей есть права и обязанности, которые никто не вправе нарушить. Принцип активности в разных видах деятельности. Среда в дошкольном учреждении, по сравнению с обычной семейной обстановкой, должна быть более интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций, чувств. Среда развития должна побуждать к двигательной активности, создавать благоприятные условия для осуществления разнообразной по форме и интенсивности подвижной деятельности. Предметно пространственная среда в дошкольном учреждении обеспечивает возможность конструирования непересекающихся сфер активности детей. Что позволит дошкольникам в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Проявления активности ребенка (познавательной, художественной, двигательной) основаны на формирующихся потребностях личности. Потребность - это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником активности. Многообразие детских потребностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Специфичные для дошкольного детства виды деятельности, такие как общение, предметная деятельность, игра, труд, обучение, художественная деятельность содержат в себе богатый воспитательный потенциал. Воспитательная функция деятельности реализуется в том случае, если на каждом возрастном этапе педагог стимулирует творческую активность, адекватную данному периоду детства. Среди разнообразных способов стимулирования творческой активности, возможно, выделить такие, которые максимально отвечают законам развития творчества в дошкольном возрасте: - обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника; - поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов; - создание условий для реализации творческих идей на практике; - использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний ребенка; - использование личного примера творческого решения проблем; - создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к активной познавательной деятельности детей. Принцип учета возрастных особенностей детей подразумевает выявление специфических признаков в содержании предметно-развивающей среды отличительных признаков в организации предметно-развивающей среды. Так, для детей третьего года жизни необходимо освобожденное, достаточно большое пространство. Малыши особенно активно играют на полу, и в поле их зрения должен находиться разнообразный и доступный мир игрушек. Самой насыщенной зоной для них является поверхность стен на высоте 75-100 см от пола и сам пол. Для детей четвертого года жизни важны сюжетно ролевые игры с ярко выраженными функциональными особенностями орудийных атрибутов. Важно наполнять предметную среду динамичными игрушками, у которых что-то будет переключаться, нажиматься, крутиться и т.д. Достаточно большой объем должны представлять предметы и атрибуты, обозначающие внешние знаковые роли: рули, шлемы, бинокли, кухонная утварь, медицинское оборудование и т.п. На пятом году жизни активно развивается потребность в игре и в общении со сверстниками, что требует перестройки развивающей среды, создания рекреаций, ниш для уединения малых групп, конструирования своего мира игры в пределах замкнутого пространства. Дети среднего дошкольного возраста с удовольствием используют созданные места уединения, рассчитанные на микро группы из двоих-троих детей. Для старших дошкольников более свойственны режиссерские игры с комбинированными сюжетами, следовательно, актуальным становится моделирование полифункционального пространства (например: театрально-музыкальный, литературный уголок), создание многоуровневых игровых комплексов с целью реализации развития познавательных, игровых, двигательных, коммуникативных, творческих или иных потребностей. Литература:
  • Выгодский Л.С. Воображение и творчество детском возрасте6 Психологич. Очерк: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.;
  • Выгодский Л.С. Психология искусства /под ред. М.Г. Ярошевского,- М.: Педагогика, 1987.;
  • Методическое пособие для воспитателей / Дыбина О.В. [ и др.]. Тольятти, 2002.;
  • Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Вопросы психологии. – 1988. - №6.;
  • Лич П. Развитие ребенка.- М., 1992. - С. 15-17.;
  • Межиева М.В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет. – Ярославль. Академия развития, 2002.;
  • Петровский В.А. Построение развивающий среды в дошкольном учреждении. – М.: Новая школа, 1993.;
  • Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение 1994.;
  • Понаморёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Просвещение, 1976.;
  • Тихомирова Л.Ф. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.;
  • Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.
  • Михайлова Н.В.