"Правописание суффиксов -ик, -ек в именах существительных"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Правописание суффиксов -ик, -ек в именах существительных"
Автор: Богданова Лариса Ивановна

Муниципальное общеобразовательное учреждение"Основная общеобразовательная школа №7"г. Оленегорск Мурманской областиУРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ(УМК "ШКОЛА РОССИИ")"ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ К, -ЕКВ ИМЕНАХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"Разработала:учитель начальных классовБогданова Лариса Ивановна(эл. адрес: Offis-Lorik@yandex.ru )Тема урока: Правописание слов с суффиксами – ек -, - ик -.Тип урока: открытие новых знаний.Цели и задачи урока:
  • предметные: формирование умения грамотно писать слова с суффиксами ик-, -ек- ( организация наблюдения за словами с данными суффиксами, обучение приёмам исследовательской деятельности); развитие орфографической зоркости;
  • метапредметные: формирование умений принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения;
  • личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного и продуктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.
  • Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.Методы обучения:
  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные;
  • по уровню познавательной активности: частично - поисковый;
  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
  • Средства обучения:Для учащихся: раздаточный материал.Для учителя: мультимедийная презентация "Правописание суффиксов -ик, -ек".Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы. Русский язык: Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова, М – «Просвещение» 2010 г.Ход урока.I. Орг. момент.- Прикоснитесь друг к другу ладошками, улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте друг другу удачи. Пусть этот день несёт нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.-При помощи смайликов отразите своё настроение на оценочном листе зелёного цвета.- Сегодня я предлагаю вам отправиться (слайд 2 + музыка)в цирк. - Вы любите цирк? Почему?- Цирк - удивительный мир. В цирке выступают разные артисты. - Кто выступает в цирке? Дрессировщики. Они выступает с животными.Иллюзионисты. Они показывают настоящие чудеса.Воздушные гимнасты. Показывают упражнения в воздухе. Эквилибристы. Они очень ловкие и гибкие.Жонглёры. Они умеют ловко подбрасывать и ловить предметы. - А про кого я забыла? Он веселый и забавный, Самый лучший, самый яркий. Шутит и играет. Смех, веселье дарит. (Клоун)- На первый взгляд кажется, что клоуны неуклюжие, неловкие, глупые. Но на самом деле быть клоуном может только настоящий артист: клоун умет делать в цирке всё. Просто он это делает весело и забавно, чтобы рассмешить зрителей. - И сегодня мы отправляемся в цирк на представление клоунов. Цель: Но мы помним, что у нас урок русского языка, где мы продолжаем знакомиться с тайнами правописания слов русской речи, чтобы наша речь была выразительной, многообразной и грамотной.-Вспомните, какую тему мы изучали на последних уроках русского языка? (Состав слова)- А о какой части слова мы будем говорить на сегодняшнем уроке вы сейчас узнаете. - Клоун Гоша заколдовал слово. Надо отгадать ребус, чтобы узнать, о какой части слова пойдёт сегодня речь на уроке. (слайд 3) ,,, ФФ 4 + х = 7- Верно. Это суффикс. Сначала мы повторим всё, что уже знаем об этой части слова, а потом нам предстоит сделать маленькое, но очень важное открытие.II. Каллиграфическая минутка. (слайд 4 - переход на работу на интерактивной доске)- А начнём мы нашу работу с каллиграфической минутки.- Тоша умеет жонглировать воздушными шариками. Пожонглируйте и вы шариками с буквами (о, ё, к) так, чтобы получились различные сочетания из двух букв.(Дети называют и прописывают сочетания ок, ёк, коё, оё, ёо)- Какие сочетания связаны с темой нашего урока? (ок, ёк - это суффиксы)III. Актуализация опорных знаний
  • Клоуны Гоша, Тоша и Кеша приготовили вам задания для проверки ваших теоретических и практических знаний о суффиксах.
  • Задание у доски (3 чел.)1 карточка: Образуйте слова при помощи суффиксов - онок, - ёнок от слов волк, утка, кукушка, тигр.- Какое значение имеют эти суффиксы?- Как отличить, когда пишется в суффиксе буква о, а когда – ё?2 карточка:"Увеличьте" слова: сапог, голос, рука, дождь.- Суффикс – это формообразующая часть слова или словообразующая?3 карточка: От данных слов образуйте однокоренные слова, обозначающие профессии. Стройка, журнал, звон, баян.- Что нужно сделать, чтобы выделить в слове суффикс?2. Работает весь класс:Задание "Найди верное выражение". - У вас на столах лежат жёлтые листочки. Возьмите их и выполните задание. Работаете в группах (Ученик «вспоминают», что ему известно по изучаемому вопросу, систематизирует информацию до изучения нового материала)Суффикс – это маленькое слово. Суффикс – это часть слова.Суффикс служит для образования новых слов. Суффикс служит для связи слов в предложении.Суффикс стоит перед корнем. Суффикс стоит после корня.Суффикс не имеет значение.Суффикс имеет значение.3. У доски 1 ученик заполняет схему. (слайд 5 - работа на интерактивной доске)- Из облаков образуйте пары так, чтобы получилось высказывание.Суффикснаходится служит относится пишется изменяетпосле корня для к частям безуд. Гласныезначение образования слова запоминаются слова новых слов4. Проверка работы.а) Проверка работы в группах и работы у доски. б) Проверка работ детей у доски.Итог: - Молодцы. Мы вооружились крепкими теоретическими знаниями, которые помогут нам в дальнейшей работе.IV. Физминутка. (слайд 6)-В цирке во время представления бывает антракт. Кто знает, что такое антракт? Это небольшой перерыв в представлении. Я объявляю антракт.(Дети под музыку выполняют танцевальные движения)V. Объяснение нового материала.а) Фаза "Осмысление". - А сейчас на арену выходит фокусник - клоун Кеша. - Посмотрите, какой фокус он показал? (слайд 7,8,9) (В мешочек к нему сыплются буквы, а высыпаются слова мячик, орешек, фонарик, барашек). (слайд 9 - работа на интерактивной доске)- На какие 2 группы можно разделить эти слова? ( С суффиксом -ик- и суффиксом –ек-).- Запишите их в 2 столбика. - У Кеши в мешочке ещё есть слова. Только, что это? Буквы где-то потерялись. (Горош.к, билет.к)- В какой столбик записать?- Почему мы не можем сразу определить, какой суффикс в словах ик- или ек-? (В этих словах суффиксы безударные.)-Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах ек-, -ик-? (Гласные в суффиксах –ек-, -ик- надо проверять).- Молодцы! Вы правильно сделали вывод. б) Сообщение темы и цели урока. - Какова же тема нашего урока? ("Правописание суффиксов ек-, -ик-"). (слайд 10)- Какие цели мы поставим перед собой? (Узнать, когда пишется суффикс -ик-, а когда суффикс -ек-, научиться писать слова с этими суффиксами)- Что нужно дописать в схему? (слайд 11)Суффикснаходится служит относится пишется изменяетпосле корня для к частям безуд. гласные значение образования слова запоминаются слова новых слов-ИК- – ? -ЕК- – ? в) Групповая работа. Прием "Мозговой штурм". - Чтобы понять, когда надо писать суффикс ик-, а когда – -ек-, исследуем пары слов :мячик барашек фонарик орешек 1 группа Измените число слов, выделите суффиксы.Вывод:1. Мы изменили форму слов с суффиксом ик-, поставив их во мн. число. Например, ………….И заметили, что ………..2. Потом мы изменили форму двух других слов. Например, ………..И заметили, что …………2 группа Измените слова, подставив слово «нет». Выделите суффиксы.Вывод:1. Мы изменили слова с суффиксом ик-, подставив к ним слово «нет».. Например, ………….И заметили, что ………..2. Потом мы изменили слова с суффиксом -ек-. Например, ………..И заметили, что …………3 группаСоедини пары слов, выдели суффиксы, сравни их.Вывод:1. Мы соединили пары слов с суффиксом ик- и сравнили суффиксы. Например, ………….И заметили, что ………..2. Потом мы соединили слова с суффиксом -ек-. Например, ………..И заметили, что …………- Какое предположение можно сделать, выслушав все выводы? (слайд 12) (При изменении формы слов с суффиксом -ик гласный в слове остаётся, а при изменении формы слов с суффиксом -ек гласный из слова выпадает .)-А как вы изменяли форму слов? (Меняли число, подставляли слово "нет") – Давайте посмотрим, как эту проблему решил Витя Перестукин из мультфильма «В стране невыученных уроков», который помнил только одно правило. (слайд 13)(Просмотр фрагмента мультфильма)- Совпали наше предположение и высказывание Вити? (Да.) – Как проверить верность нашего вывода и высказывания Вити? (Надо прочитать правило в учебнике). – Обратимся к научному источнику. Откройте учебник на странице 133. Прочитайте правило. - Какую информацию вы получили из учебника? Вывод: Какое открытие вы для себя сделали?- Ребята, а какое значение вносят суффиксы –ик-, -ек- в слова? (Уменьшительно-ласкательное.)- Давайте дополним нашу схему. (слайд 14) Суффикснаходится служит относится пишется изменяетпосле корня для к частям безуд. гласныезначение образования слова запоминаются слова новых словК- – И остаётся К- – Е «убегает» - Чтобы грамотно писать слова с суффиксами ик, -ек нужно знать алгоритм действий. Ещё раз внимательно прочитайте правило. «Сверните» его в инструкцию, алгоритм – предписание наших действий.Дети составляют алгоритм:1. Читаю слово.2. Изменяю форму слова (подставляю слово «нет» или изменяю число).3. Если гласный звук выпадает – пишу суффикс ек-, если не выпадает – пишу – ик-.- Сравним наш алгоритм с алгоритмом Кеши. (слайд 15)VI. Физминутка. (слайд 16)(Дети под музыку выполняют танцевальные движения)VII. Первичное закрепление.-Чтобы закрепить полученные знания, потренируемся применять правило на практике. Клоун Бим предлагает нам поиграть в игру. а) Тренажёр. б) Творческое задание. -Ребята, вам понравился Гоша? Давайте напишем небольшой рассказ о нём. Стрелочки помогут нам. (слайд 17)Составление текста.Это клоун Гоша. На шее у него новый галстучек. На штанах у Гоши кармашек. В руках он держит красный шарик и букетик цветов. Гоша весёлый человечек.Итог: - Прочитайте, что вы записали. -Что это? (Текст.) Докажитете. (Предложения связаны по смыслу, объединены одной темой, можно озаглавить «Клоун Бом») Что вы делали, чтобы правильно написать слова с суффиксами ик-, -ек-? (Меняли форму слов. Если буква суффикса сохранялась, то писали суффикс -ик, если выпадала, то -ек.)VIII. Фаза «Рефлексия»- Какова была тема урока? - А проблема? - Что нового вы сегодня узнали?- Для чего мы учимся правильно писать суффиксы ик –,–ек –?IX. Составление синквейна. – А сейчас давайте оформим наш вывод, написав синквейн. - Работаем в группах.Написание синквейна детьми. Проверка.X. Домашнее задание.1 Выучить правило на стр. 133.2. Упр. 109 по заданию.XI. Самооценка.- А теперь оцените свою работу на уроке в оценочных листах.1. С каким настроением пришёл на урок?___________________________2. Работа в группеа) слушал и дополнял ответы других______________________________б) активно участвовал в решении проблем________________________ высказывал свою точку зрения________________________________ г) разъяснял, объяснял свою точку зрения товарищам______________3. Практическая часть Условные обозначения: + справился ? испытывал затруднениеа) знание правила_____________________________________________ б) без ошибок писал слова с суффиксами ек, -ик ________________ 4. С каким настроением ушёл с урока?_____________________________ - Спасибо. Урок окончен. (Слайд 18)