«Семейные традиции»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Семейные традиции»
Автор: Барсова Ирина Алоександровна

Всероссийский конкурс методических разработок уроков,
посвящённых семье и традиционным семейным ценностям.
Разработка урока по окружающему миру,
2 класс, программа Школа России, А. А. Плешаков.
Тема Семейные традиции
ФИО автора: Барсова Ирина Александровна
Перечень предоставленных материалов:
1. Конспект урока.
2. Приложение 1 (пословицы).
3. Приложение 2 (кроссворд).
4. Картинки/фотографии (для распечатки)
5. Музыкальное приложение.
6. Презентация.
Пояснительная записка.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению. Об этом говорит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Одной из базовых национальных ценностей являетсясемья.
Семья – это любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.Ценности семейной жизни имеют большое значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе.
Процесс принятия семейных ценностей начинается с дошкольного возраста и продолжается всю жизнь. Важно научить младших школьников умению раскрыть, понять и принять эти ценности.
Важной семейной ценностью является передача духовного опыта от поколения к поколению, т.е. традиция.
Традиция – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). С.И.Ожегов
Веками разумное начало в семье определялось накопленными предками опытом, знаниями. Семейные традиции один из способов воспитания, т.к. сначала ребёнок познаёт себя в семье.
Изучение семейных традиций младшими школьниками позволяют им понять ценность семьи, гордиться своей семьёй, бережно относиться к ней.
Классный руководитель имеет возможность помочь семье в понимании необходимости сохранять и бережно относитьсяк семейным ценностям. Он призван ознакомить ученика с основными нормами нравственности, дать первичное представление о морали, воспитывать любовь к родителям, близким, а также создать условия для изучения семейных традиций.
Огромное влияние на личность и поведение ребёнка оказывает духовно-нравственный потенциал семейных традиций. Они воспитывают умение любить, уважать, понимать друг друга, чувствовать рядом с собой другого человека. Семейные традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности поколений, в гармоничном развитии общества и личности.
Цель урока: знакомство с семейными традициями.
Задачи:
1. Образовательные:
- ввести понятие семейные традиции;
- ознакомить детей с различными семейными традициями;
- показать значимость семейных традиций для укрепления семьи.
2. Воспитательные:
- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
- воспитывать личностное отношение к семейным ценностям, уважение к старшим;
3. Развивающие:
- развивать умения работать в группе;
- развивать коммуникативные способности;
- развивать творческие способности;
Методы и приёмы:
работа в группах, беседа, метод творческого проекта, активные методы обучения.
Примечание: В конце урока, на этапе подведения итогов, используется активный метод обучения служба новостей, т. е. каждый ряд (обычно в кабинете по 3 ряда) в конце урока обсуждает в группе, какая информация на уроке была самой важной, интересной, тем самым подводя итоги. Соответственно ребята предлагают друг другу разные версии, согласовывают их, а один человек с этого ребята – ведущий новостей - представляет эти новости. Техническое оснащение: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Оборудование: картинки (фотографии), карточки с пословицами.
Познавательные УУД:
1. Извлекать информацию из разных источников (картинки, текст).
2. Строить речевые высказывания в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4.Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Регулятивные УУД:
1. Принимать и сохранять учебную задачу.
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1. Слушать и принимать мнение других.
2. Оформлять свои мысли в устной форме.
3. Договариваться с другими о правилах общения и поведения.
Личностные результаты:
1. Понимать и принимать общепринятые в обществе семейные ценности.
Ход урока:
1. Введение в тему. Эмоциональный настрой.
- Ребята, начнём мы наш урок с песни. Послушайте её и скажите, о чём она (песня 1)
(О семье).
- Что такое семья? (Группа живущих вместе близких родственников, это самое главное в жизни, это самое близкое окружение человека).
- Какие отношения бывают в счастливой дружной семье? (Добрые отношения, уважение, взаимопомощь, любовь, забота).
- Издавна народ создавал пословицы и поговорки о семье, выражая в них народную мудрость.
- А как вы понимаете пословицы о семье? Поработайте в группах и составьте пословицы, соединяя начало и конец предложений. (Приложение 1).
- А что помогает сделать семью дружной, крепкой, счастливой, вы узнаете, когда разгадаете кроссворд (Приложение 2).
1. Сестра мамы или папы (сестра).
2.Сын твоих же родителей для тебя (брат).
3. Самая любимая, кого поздравляем 8 марта (мама).
4. Папа твоей мамы или твоего папы (дедушка).
5. Мама и папа вместе, одним словом (родители).
6. Так называют папу по-другому (отец).
7. Самые младшие в семье (дети).
8. Брат мамы или папы (дядя).
2. Определение и формулирование темы урока. Определение задач урока.
- А теперь обратите внимание на то, что на одной из строчек этого кроссворда получилось слово. Какое? (Традиция)
- Что означает слово традиция? Как вы его понимаете по смыслу? (Ответы детей)
- Прошу вас уточнить смысл этого слова по учебнику, с. 44 (УМК Школа России, автор А. А. Плешаков). Зачитайте.
Традиции – это то, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим.
- Попробуйте связать по смыслу слова семья и традиции? Какое словосочетание у вас получится? (Семейные традиции, традиции семьи).
- Это и есть тема нашего урока, Семейные традиции.
- Каковы же цели нашего урока, продолжите предложения:
1. Узнать, что такое ………….
2. Узнать, какие бывают …………
3. Формирование новых представлений и понятий.
- А как вы понимаете по смыслу семейные традиции? (Ответы детей)
- Семейные традиции – это обычаи, привычки семьи, которые объединяют членов семьи, и которые передаются из поколения в поколение.
- А вот какие бывают семейные традиции, вам предстоит сейчас объяснить по картинкам.
Работа в группах.
- Каждая группа получит по 3 картинки, по которым вам нужно объяснить, какие традиции на них изображены. После окончания работы каждая группа вывешивает картинки на доску и даёт объяснения своим картинкам.
- Вспомните, пожалуйста, правила работы в группах (Выслушивать каждого, не перебивать, согласовывать версии, а один человек может стать капитаном вашей команды, который может выступить от вашей группы один или с командой).
Варианты ответов:
-поход в кино, в цирк;
-празднование Нового года, Рождества, Пасхи;
-ездить в гости к бабушке в деревню,
-работать вместе на даче,
-читать всей семьёй,
-помнить своих предков, участвовать в шествии бессмертного полка,
-вместе обедать, ужинать,
-чаепития,
-отмечать всей семьёй дни рождения,
-вместе готовить,
-ходить в походы с палаткой,
-ездить летом на море,
-велосипедные прогулки,
-походы в лес, на природу,
-старшие помогают младшим,
-вести семейные альбомы.
- Какие из этих традиций есть в ваших семьях?
- А какие традиции вам ещё понравились?
- Итак, ребята, вы верно объяснили смысл семейных традиций. Какие-то из этих традиций ещё молодые и появились недавно; может быть, эти традиции родились только в вашей семье, а какие-то, действительно, прошли через поколения от наших прадедушек и прабабушек. Но издавна все семейные традиции на Руси отличались гостеприимством, уважением к старшим, трудолюбием.
Все традиции можно даже объединить в группы: например, праздничные традиции…
- Какие праздники можно отмечать всей семьёй? (Новый год, Рождество, Пасха, дни рождения и др.)
- Спортивные традиции…. Что это? (Катание на катках, на велосипедах, на роликах…)
- Кулинарные традиции….. (Приготовление блюд, обедов, фирменное блюдо)
- Патриотические традиции, передающие любовь к Родине (Парад Победы, шествие Бессмертного полка, поздравление своих бабушек и дедушек (ветеранов), посещение Мамаева Кургана…)
- Трудовые традиции…. (Поездки на дачу, поездки в деревню, чтобы вместе работать и помогать родителям и бабушкам-дедушкам…)
- Культурные традиции….. (Читать, ходить в кино, в цирк…)
- А какое значение имеют семейные традиции? (Они объединяют всех членов семьи, хранят память о родственниках, все члены семьи помогают друг другу и заботятся друг о друге).
4. Динамическая пауза с использованием изучаемого материала (творческие проекты ребят).
- А сейчас мы с вами составим портрет одной семьи с её семейными традициями. А поможет нам в этом игра Крокодил. Каковы условия этой игры? (Надо объяснять слова, можно только показывать их различными движениями, но говорить нельзя).
- Итак, каждая группа выбирает по 1 - 2 традиции (в зависимости от количества групп), договаривается о том, как они будут их изображать и показывают. Так делает каждая группа.
После отгадывания учитель фиксирует ответы детей записями или картинками на доске.
- Как вы думаете, как бы жилось в такой семье? (Интересно, дружно, весело).
После показа творческих работ:
- Какие традиции вы бы хотели завести в своей семье?
- А может быть, вы захотите завести ещё одну праздничную традицию в своих семьях и отмечать её 8 июля. Символом этого праздника является ромашка. Кто знает, что это за праздник? Посмотрите на следующий слайд и послушайте гимн этого праздника (песня 2)
(8 июля – День семьи, любви и верности).
- К чему призывают слова этого гимна? (Хранить друг друга, беречь и любить)
5. Подведение итогов.
- Итак, наш урок подходит к концу.
- Какая была тема урока? (Семейные традиции).
- Для подведения итогов прошу выйти в эфир Службу новостей. Каждая группа выбирает ведущего, который представит ваши новости с этого урока.
6. Домашнее задание.
- Рабочая тетрадь (УМК Школа России, автор А. А. Плешаков) – с. 25 №3, 5
или:
- написать мне сочинение-письмо из вашей взрослой жизни, как будто вы уже взрослые, у вас есть свои семьи, и рассказать о ваших семейных традициях, которые вы завели в семье.
Приложение 1.
Вся семья вместе,
а человек семьёй.
Семья в куче -
так и душа на месте.
Дерево держится корнями,
добра не бывает.
В дружной семье
счастливым быть.
В недружной семье
не страшна и туча.
Дом согревает не печь,
что дерево без плодов.
Человек без семьи -
и в холод тепло.
Семьёй дорожить -
когда в семье лад.
На что и клад,
а согласие.
Приложение 2.
р
о
д
т
д
о
т
е
ё
б
м
е
д
е
т
д
т
р
а
д
и
ц
и
я
я
а
м
у
т
д
т
а
ш
е
я
к
л
а
и
5