«Информационно–образовательная среда дошкольного образовательного учреждения».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Информационно–образовательная среда дошкольного образовательного учреждения».
Автор: Пономарева Ирина Павловна

«Информационнообразовательная среда дошкольного образовательного учреждения».Развитие современного общества неразрывно связано с научнотехническим прогрессом. Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования является информатизация. Информатизация образования процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психологопедагогических целей воспитания, обучения.Информатизация дошкольного образования это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ; использование информационных технологий в воспитательнообразовательном процессе; проектная деятельность; активное использование сети Интернет в образовании.Информатизация дошкольного образования открывает педагогам возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательнообразовательного процесса. Главной задачей информатизации образовательной организации является создание информационнообразовательной среды, рассматривающейся как одно из условий достижения нового качества образования. Образовательная среда это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Информационная среда это мир информации вокруг человека, мир его информационной деятельности. Информационнообразовательная среда ДОУ (ИОС)открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социальноразвитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационнокоммуникационных средств и педагогических технологий.В основе создания ИОС дошкольного образования лежит организация использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Именно эффективное использование ИКТ открывает новые возможности и перспективы развития системы образования в целом. Использование ИКТ в системе образования изменяет дидактические средства, методы и формы развития и воспитания, влияет на педагогические технологии, тем самым преобразуя традиционную образовательную среду в качественно новую — информационнообразовательную среду.ИОС ДОУ включает:
  • комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;
  • совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТоборудование, коммуникационные каналы;
  • систему современных педагогических технологий, обеспечивающих развитие и воспитание дошкольников в современной информационнообразовательной среде.
  • ИОС ДОУ обеспечивает:
  • информационнометодическую поддержку образовательной деятельности;
  • планирование образовательной деятельности и ее ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
  • мониторинг здоровья воспитанников; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательной деятельности (педагогических работников, родителей воспитанников (законных представителей), органов управления в сфере образования, (общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательной организации с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.
  • Целями ИОС ДОУ является:
  • создание единого информационного пространства для качественного улучшения работы педагогического состава;
  • использование ИКТ для повышения эффективности и компетентности педагогов ДОУ в ходе воспитательно–образовательного процесса;
  • переход к безбумажному документообороту;
  • обеспечение родителям (законным представителям) детей доступа к сайту и другим информационным ресурсам ДОУ в Интернет.
  • Назначение и задачи ИОС ДОУ:
  • создание ИОС ДОУ направлено на улучшение организации управления и деятельности дошкольного учреждения и взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса;
  • создание условий качественной подготовки методических, педагогических, дидактических материалов;
  • обеспечения доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам;
  • обеспечения возможностей участия в педагогических проектах, выставках, конкурсах.
  • В управлении ДОУ ИОС направлена на решение следующих задач:
  • планирование деятельности дошкольного учреждения и его структурных подразделений;
  • систематизация ознакомления с новыми нормативноправовыми документами дошкольного образования;
  • автоматизация формирования и учета контингента воспитанников;
  • автоматизация обработки персональных данных воспитанников и сотрудников дошкольного учреждения;
  • планирование воспитательнообразовательного процесса;
  • автоматизация процессов информационнометодического обеспечения воспитательнообразовательного процесса;
  • организация электронного документооборота;
  • осуществление мониторинга и контроля качества результатов дошкольного образования;
  • анализ деятельности ДОУ;
  • обеспечение информационного обмена и документооборота с другими дошкольными учреждениями и вышестоящими органами управления образованием района и города.
  • В сфере взаимодействия участников воспитательнообразовательного процесса средствами ИОС дошкольного учреждения решаются следующие задачи:
  • обеспечение информационного взаимодействия всех участников воспитательнообразовательного процесса;
  • интеграция информационных потоков, характерных для основных видов деятельности дошкольного учреждения;
  • обеспечение взаимодействия между родителями (законными представителями) детей и педагогическим персоналом дошкольного учреждения;
  • создание условий дальнейшего развития информационного пространства дошкольного учреждения.
  • ИКТ в нашем дошкольном учреждении мы используем в работе с детьми, педагогическим коллективом и родителями воспитанников. Данные технологии позволили нам увеличить поток информации по содержанию образовательной деятельности и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.Поэтому мы стараемся повысить компьютерную грамотность наших педагогов, чтобы они умели работать с ресурсами компьютерной сети Интернет для того, чтобы использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения образовательной деятельности с детьми на качественно новом уровне. В этих целях организован и функционирует клуб «Флэшка», задача которого состоит в том, чтобы научить педагогов работать с компьютером, с Интернетом, образовательными ресурсами.Педагоги нашего дошкольного учреждения широко используют мультимедийное сопровождение образовательного процесса, которое позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулировать непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.В ДОУ постоянно пополняется медиатека наглядных, демонстрационных электронных материалов к образовательной деятельности с детьми.В методической работе с педагогическими кадрами мы используем ИКТ на педагогических советах, семинарах, консультациях и других формах работы в виде мультимедийных презентаций. У некоторых педагогов имеются собственные интернет – сайты, у большинства электронные адреса.ИКТ мы активно используем и в работе с родителями. Они позволяют нам не только разнообразить и расширить воспитательные возможности традиционных форм работы, но и привлечь большее количество родителей к участию в воспитательнообразовательном процессе. Компьютерные презентации так же используются при проведении родительских собраний.Благодаря презентациям педагоги получают возможность представить не только основные теоретические сведения, но и аналитический материал (графики, диаграммы, результаты анкетирования), а также продемонстрировать слайд-шоу о проведённых мероприятиях в группе и детском саду. Полученная таким образом информация, лучше усваивается и сохранится в памяти.Дошкольное учреждение имеет общедоступный сайт (dsad86.ru). На сайте представлены нормативные документы, которыми руководствуется ДОУ в своей работе, информация по дополнительным услугам, которые оказываются в нашем детском саду и другая полезная информация. Таким образом, родители всегда могут быть в курсе всех происходящих в детском саду событий.Дошкольное учреждение представлено в социальных сетях – есть открытая группа в контакте . На странице группы размещены фотографии, видео выступления наших воспитанников на различных мероприятиях: конкурсах, фестивалях и т.п.Использование компьютерных технологий в нашем дошкольном учреждении позволило повысить оперативность управления и дало возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме; обеспечило тесный контакт в цепи педагог– ребенок–родитель, повысило качество демонстрационных материалов (иллюстраций, возможности показа видеофрагментов), расширить профессиональные контакты педагогов и повысить качество обучения детей.Таким образом, создание ИОС, выступает с одной стороны результатом информатизации, с другой, представляет собой сложный процесс информатизации ДОУ. Это процесс сбалансированного развития базовых компонентов ИОС, реализуемых через эффективное использование ИКТ.Можно с уверенностью сказать, что информационнокоммуникативные технологии в условиях современной информационнообразовательной среды являются очень важными технологиями в перспективе XXI века. Они способствуют повышению эффективности труда педагогов и достижению нового качества образования.Список литературы
  • Корецкая С.В. Проект «Использование информационно–коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды» //festival.1september.ru: фестиваль педагогических идей «Открытый урок». 2003. URL. (дата обращения: 23.11.2015).
  • Карпова А.В. Проект «Единая информационная образовательная среда МКДОУ «ДС ОВ «Берёзка» п. Пурпе» //nsportal.ru: социальная сеть работников образования. (дата обращения: 24.11.2015).
  • Конопатова Н.К. «Информационно образовательная среда как важнейшее условие достижения нового качества образования.» //www.adm-edu.spb.ru: Портал «Адмиралтейский район. Образование» является официальным ресурсом системы образования Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. (дата обращения: 24.11.2015)
  • Ворончихина Н.Ю. Методическая разработка «Положение об информационной среде» //nsportal.ru: социальная сеть работников образования. (дата обращения: 25.11.2015).
  • А.М. ПлотниковаИ.М. СавочкинаЭ.А. Вологдина