ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Автор: Свиридова Ольга Васильевна

О.В.Свиридова
учитель муниципального общеобразовательного учреждения Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №6 Центрального района Волгограда
ВЫБОР ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Культуре, нравственности, воспитанию надо
отводить в наших планах первое место
Д.С.Лихачев
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал: Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…. Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указана высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательном учреждении осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через систему тематических внеклассных мероприятий, участие в творческих конкурсах и олимпиадах.
В течение ряда лет учащиеся нашей школы являются активными участниками районных, городских, областных и всероссийских конкурсов, олимпиад, конференций и фестивалей.
Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира.
Освоение культурных ценностей, формирование социальной компетентности, гражданственности и ответственности составляет основу духовно-нравственного воспитания школьников.
Внеурочная деятельность по духовно-нравственному воспитанию школьников представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Включение в различные виды внеурочной деятельности обогащает личный опыт ребенка, способствует развитию интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в них; в различных формах внеурочной работы дети учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом.
В содержании внеурочной деятельности должны быть отражены базовые ценности, которые расширяют опыт учащихся конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения.
В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и субъекты гражданской деятельности: священнослужители, религиоведы, теологи, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи.
Основными аспектами деятельности классного руководителя являются:
создание оптимальных условий для роста педагогического мастерства;
изучение и внедрение в учебный процесс новых передовых методик и технологий обучения и воспитания;
воспитание и обучение в системе дополнительного образования
Реализация опыта работы классного руководителя осуществляется через: личностно-ориентированный подход к учащимся в воспитательном и образовательном процессе; воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений; нравственно-эстетическое воспитание учащихся; совместную коллективно-творческую деятельность.
Используются следующие формы работы с детьми: факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы нравственного и духовного содержания; лекции, семинары, практикумы (в старших классах); творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества; проведение праздников и классных часов; использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций); исследовательская деятельность учащихся; экскурсии; организация выставок; участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
Условия для реализации воспитательной деятельности: создание максимально благоприятного климата для учащихся в школе; организация интересной внеурочной деятельности; обеспечение заинтересованности родителей в творческой деятельности их детей, использование в работе их опыта и помощи; развитие сотрудничества между младшими, средними, старшими школьниками, между школьниками и учителями, между педагогами и родителями учеников.
На наш взгляд, наиболее эффективными формами организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников в работе классного руководителя являются:
Тематические классные часы являются основой для духовно-нравственного воспитания юных граждан. Информация, полученная детьми, должна вызывать у них некоторое отношение, затрагивая не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик.
Викторина способствует повышению познавательной активности школьников. Это игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь темой. Требования к викторине: общая тема, вопросы должны быть конкретные; подобрать определенное количество вопросов; учитывать возраст и объем знаний детей, их интересы; продумать форму проведения; возможно, проводить викторину без предварительной подготовки или вопросы даются детям заранее.
Информационныетехнологии. Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкуютворческую деятельность учащегося в информационной среде, положительныйэмоциональный настрой, создает ситуацию успеха. Информационныетехнологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать ихтворческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.
Тематические вечера являются одним из интереснейших и эффективнейших видов массовой внеурочной работы по духовно-нравственному воспитанию школьников. Более того, именно они - одна из наиболее удачных форм повышения у учащихся интереса к культуре, обычаям и традициям страны, совершенствования навыков устной речи. Своей занимательностью они вызывают интерес учащихся, а подготовка к вечеру позволяет привлечь к работе весь класс.
Рукописная книга - это своего рода исследовательская творческая работа учащихся. В создании книги могут принимать участие члены семьи: мамы и папы, бабушки и дедушки, помогающие детям и внукам в оформлении книги. Работа над произведением может как в индивидуальной форме, так и в групповой. Жанр книги может быть самым разнообразным: стихи, рассказы, сказки, очерки, путевые заметки, записки путешественников с реальным и фантастическим сюжетом по теме конкурса.
Экскурсии, заочные путешествия, виртуальные экскурсии. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия. При проведении заочных и виртуальных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков.
Проведение традиционных русских народных праздников
Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события.
Проявление всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных обрядов, идёт через праздник.
Школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность школьников.
Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает, свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.
Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся нашей школы интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.
Литература
Воронов В. “Разнообразие форм воспитательной работы”, ж. “ Классному руководителю”, 2001г -№1
Данилюк А. Я., Кондаков А. М.,Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва Просвещение 2009.
Дошкольное воспитание № 5 2004 год Издательский дом Воспитание дошкольника.
Константинов Н.А., Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева, "История педагогики" "Просвещение", Москва, 1982 г.
Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1992.
Сухомлинский В.Рождение гражданина. - Мн.: Литература, 1998
Федеральный государственный образовательный стандарте общего образования.
Сухомлинский В.Рождение гражданина. - Мн.: Литература, 1998
Данилюк А. Я., Кондаков А. М.,Тишков В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва Просвещение 2009.
Федеральный государственный образовательный стандарте общего образования.