Подготовка метапредметного урока литературы в старшей школе в условиях внедрения ФГОС


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка метапредметного урока литературы в старшей школе в условиях внедрения ФГОС
Автор: ГРИЦЕНКО ЭЛЕОНОРА АНАТОЛЬЕВНА

Подготовка метапредметного урока литературы
в старшей школе в условиях внедрения ФГОС
Учитель русского языка и литературы, магистр литературы
МБОУ г. Астрахань Гимназия № 1,
Гриценко Элеонора Анатольевна
Современная школа чутко реагирует на все изменения, происходящие в жизни нашей страны. Образование всегда активно включается во внедрение новых технологий.Современные дети – это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Учитель уже не является для наших детей единственным источником информации. Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Следовательно, детей необходимо научить находить нужную информацию и усваивать её, а для этого надо
научить их выделять главное,
находить связи и структурировать её,
научить целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний.
Чего наши дети ждут от учителя? – Знаний для жизни. Необходимо так организовать учение, чтобы выявлять имеющиеся у учеников знания, актуализировать их, а потом добавлять то, чего не хватает, обобщать и структурировать учебный материал и применять их на практике.
Таким, образом, образованный человек в современном обществе – это человек, умеющий добывать и приобретать знания, применять в любой ситуации и ориентироваться в мире информации.
Для решения очерченных проблем больше подходит метод проектов, так как задача школы состоит в том, чтобы
научить детей ориентироваться в мире информации,
добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания,
ационально подходить к процессу познания, т.е. научить учиться.
1. Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.
2. Метод проектов — это дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию.
3. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.
4.Учебный проект демонстрирует главный результат работы— анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта.
5. В основе проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы — нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на её решение.
Учебный проект с точки зрения учителя— это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет научить:— проблематизации;— целеполаганию и планированию деятельности;— самоанализу и рефлексии ;— презентации (самопредъявлению) хода своей деятельности и результатов;— умению готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;— поиску нужной информации, вычленению и усвоению необходимого знания из информационного поля;— практическому применению знаний, умений и навыков в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;— выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования;— проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).

Учебный проект

Проблема проекта
Почему?(это важно для меня лично)
Актуальность проблемы – мотивация
Цель проекта
Зачем?(мы делаем проект)
Целеполагание
Задачи проекта
Что?(для этого мы делаем)
Постановка задачи
Методы и способы
Как?(мы это можем делать)
Выбор способов и методов планирования
Результаты
Что получится?(как решение проблемы)
Ожидаемый результат
Защита. Презентация полученных результатов.
Что получилось
Результат.
Учебный проект с точки зрения учащегося
– это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;– это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат;– это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы —носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.– Это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта
Обратимся к презентации и вспомним этапы работы методом проектов.
Можно выделить следующие этапы работы над проектом:
1 – погружение в проект;2 – организация деятельности;3 – осуществление деятельности;4 – презентация результатов.
Что делает каждый участник проектной работы на разных этапах, я покажу с помощью следующей таблицы:
Учитель
Учащиеся
1-й этап – погружения в проект
Формулирует:
Осуществляет:
1) проблему проекта
1) личностное присвоение проблемы
2) сюжетную ситуацию
2) вживание в ситуацию
3) цель и задачи
3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
2-й этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает:
Осуществляют:
4) организовать группы;
4) разбивку на группы;
5) распределить амплуа в группах;
5) распределение ролей в группе;
6) спланировать деятельность по решению задач проекта;
6) планирование работы;
7) возможные формы презентации результатов;
7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
3-й этап – осуществление деятельности
Не участвует, но:
Работают активно и самостоятельно:
8) консультирует учащихся по необходимости;
8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;
9) ненавязчиво контролирует;
9) консультируются по необходимости;
10) даёт новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
10) добывают недостающие знания;
11) репетирует с уче6никами предстоящую презентацию результатов;
11) подготавливают презентацию результатов;
4-й этап – презентация
Принимает отчёт:
Демонстрируют:
12) обобщает и резюмирует полученные результаты работы;
12) понимание проблемы, цели и задач;
13) подводит итоги обуче6ния;
13) умение планировать и осуществлять работу;
14) оценивает умения: обобщаться, слушать, обосновывать своё мнение, толерантность и др.;
14) найденный способ решения проблемы;
15) акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
15) рефлексию деятельности и результата;

16) дают взаимооценку деятельности и её результативности.
Заключение
Применение проектной технологии позволяет:
– выходить за рамки общепринятых программ во многих образовательных областях;– учитывать специфику интересов учащихся, соответствовать их стилю усвоения знаний;– интегрировать знания, полученные в разных образовательных областях;– глубоко вникать в сущность изучаемой темы;– осознавать значимость своего труда, повышать собственную самооценку;– сформулировать социальный опыт обучающегося: умение выделять главное, решать социальные и профессиональные проблемы.
Технология учебного проектирования обеспечивает развитие творческих, исследовательских способностей учащихся.Реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
На уроке литературы чаще всего мы используем исследовательский проект. Следует отметить самое существенное, что может внести учебное исследование в процесс преподавания литерату
Таким образом, использование в преподавании литературы проектной деятельности учащихся позволяет реализовать компетентностный подход в обучении, учит самостоятельной деятельности персонально каждого ученика и в работе в группе. Всё больше активизируется самостоятельная деятельность детей, в которой преобладает проектно исследовательский подход, используются новые методы интеграции информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе; повышает интерес к изучению литературы.
Из всего сказанного выше, можно сделать вывод: учитель при организации уроков литературы выходит на метапредметный подход в обучении. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, которое позволяет деятельностно переработать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Цель метапредметного урока – формирование метапредметных и универсальных учебных действий с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.А для этого необходима интеграция предметов.
Литература:
1. Новые педагогические информационные технологии в системе образования. Под редакцией доктора пед. Наук проф. Е. С. Полат. М., ACADEMA, 2002.2.Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М. Аркти, 2008.3.Гузеев В.В.Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. Директор школы, 1995 – № 6.4.Гузеев В.В.Развитие образовательной технологии. М., 1998.5.Горбич О. И. Технологии личностно-ориентированного обучения. Метод проектов. Русский язык. № 21, 2009.