"Система работы с молодыми специалистами в ДОУ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Система работы с молодыми специалистами в ДОУ"
Автор: Суетина Людмила Александровна

Система работы с молодыми специалистами в ДОУМетодист МАДОУ «ЦРР – детский сад № 417» герми Л.А.Суетина"Со мной работали десятки молодых педагоговя убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…"А.С. Макаренко Развитие системы дошкольного образования характеризуется повышением его качества в соответствии с планируемыми целями, обозначенными в национальной доктрине российского образования. При этом основная функция современного детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Дошкольное образовательное учреждение предоставляет образовательные услуги – помощь главной ячейке общества – семье в воспитании и развитии ребенка-дошкольника. Для эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении необходима высокая профессиональная компетентность педагогов. Пройдя через разные формы методической работы, воспитатели не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнать что-то новое, научиться делать то, что они еще не умеют. Методическая работа – часть целостной системы непрерывного образования, направленная на углубление, актуализацию знаний, умений и навыков педагогов, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, способствующих повышению профессионального мастерства, на формирование коллектива единомышленников, развитие творческого потенциала, необходимого для качественной образовательной работы в ДОУ. В педагогической науке качество как понятие трактуется неоднозначно. В контексте различных методологических и теоретических подходов сложились неоднозначные представления о качестве образования. В личностно-ориентированном образовании – это уровень развития личности, ее направленности и способностей. В культуросообразной модели качество определяется как творчество личности. В аспекте деятельностного подхода под качеством понимается заданный объем знаний и умений как результат обучения и воспитания. Системный подход обусловливает понимание качества как готовность замены одной образовательной системы на другую. Однако родители соотносят качество дошкольного образования с развитием индивидуальности детей и степенью их подготовленности к поступлению в школу. Качество для педагогов, как правило, означает полное методическое обеспечение пособиями и разработками педагогического процесса. Качество дошкольного образования – это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения. Качество воспитания детей напрямую зависит от высокой квалификации педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития дошкольника. Именно поэтому управленческий акцент мною сделан на профессиональное становление, эффективную работу и создание условий, побуждающих к такой работе педагога. Свою деятельность строю по принципу партнерского сотрудничества, стремлюсь все шире использовать активные формы методической работы: деловые и ролевые игры, круглый дискуссионный стол, метод “педагогического боя” и другое. Проведенный мною анализ качественного состава педагогов показал, что в 2015-2016 учебном году 23% – от общего числа педагогов составляют молодые специалисты, 34% – педагоги, имеющие 2 квалификационную категорию, 30% – имеющие 1 квалификационную категорию и 13% – высшую квалификационную категорию.Анализ качественного состава педагогов в 2015-2016 учебном году:В 2016-2017 учебном году 28% – от общего числа педагогов составляют молодые специалисты, 26% – педагоги, имеющие 2 квалификационную категорию, 30% – имеющие 1 квалификационную категорию и 16% – высшую квалификационную категорию.Анализ качественного состава педагогов в 2016-2017 учебном году: В 2017-2018 учебном году 32% – от общего числа педагогов составляют молодые специалисты, 17% – педагоги, имеющие 2 квалификационную категорию, 36% – имеющие 1 квалификационную категорию и 15% – высшую квалификационную категорию.Анализ качественного состава педагогов в 2017-2018 учебном году: Из проведенного анализа видно, что рост молодых специалистов наблюдается с 2015-2016 учебного года. Это объясняется тем, что происходит смена квалифицированных кадров в связи с выходом на пенсию педагогов. Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий. Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной. Считаем, что если в управленческой деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, то это позволит молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, “почувствовать вкус” профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. В связи с этим я определила цель и основные задачи работы с данной группой воспитателей.Цель: создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.Задачи:1. Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.2. Использовать  эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов с наставником. И в сентябре 2015 года организовала “Педагогическую гостиную молодого воспитателя”. Разработала Положение о “Педагогической гостиной молодого воспитателя”, которое мы рассмотрели и утвердили на педагогическом совете.. С тематикой заседаний “Педагогической гостиной молодого воспитателя” педагогов знакомлю в начале учебного года, это позволяет им принять активное участие в жизни детского сада (Приложение № 1)С целью определения некоторых черт характера, педагогических стремлений, отношения к общественным и педагогическим процессам среди воспитателей провожу анкетирование, где обращаю внимание на следующее:
  • имеют ли они педагогическое образование, если имеют, то какое (в основном, статистика нашего детского сада показывает, что у многих квалификация по диплому “учитель начальных классов”);
  • насколько хорошо теоретически подготовлены, обладают ли навыками работы с психолого-педагогической литературой, участвовали ли в исследовательской деятельности;
  • имеют ли практический опыт работы с детьми;
  • каких результатов в своей профессиональной деятельности хотят добиться.
  • В зависимости от этого молодых специалистов условно разделила на три группы:
  • воспитатели, имеющие слабую теоретическую и практическую подготовку;
  • воспитатели с сильной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической работы;
  • воспитатели со слабо развитой мотивацией труда.
  • Используем в работе с молодыми специалистами и разработку индивидуального плана профессионального становления:
  • назначение наставника, из числа педагогов (причем, необходимым и обязательным условием наставничества считаю согласие и выбор его только самим молодым педагогом);
  • педагогическое самообразование и самовоспитание;
  • участие в мероприятиях “Педагогической гостиной молодого воспитателя”;
  • участие в работе методического объединения;
  • участие в жизни детского сада.
  • Работу с молодыми специалистами строим с учетом основных аспектов:Заместитель заведующей по ВМР – молодой специалист:
  • создание условий для легкой адаптации молодого специалиста на работе;
  • обеспечение необходимыми знаниями, умениями, навыками;
  • обеспечение методической литературой, материалами перспективного планирования, дидактическими материалами, знакомство с методическим кабинетом.
  • Молодой специалист – ребенок и его родитель:
  • формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
  • Молодой специалист – коллега:
  • оказание поддержки со стороны коллег.
  • В практике ДОУ широко используем наставничество, которое заслуживает самого пристального внимания.Процесс наставничества затрагивает интересы трёх субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и работодателя (Приложение № 4) Одна из главных целей моей работы – повышение эффективности занятий. Поэтому с помощью диагностики, анализа, выводов и рекомендаций оказываю методическую помощь воспитателям, а молодым специалистам без опыта работы помогаю совершенствовать методику ведения занятий. В практике ДОУ широко используем такую форму методической работы как открытые просмотры. Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, молодые педагоги учатся проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе. Для помощи молодым специалистам в методическом кабинете детского сада оформлен педагогический материал “Интересный опыт” с результатами деятельности по определенному направлению работы всех специалистов ДОУ. С целью повышения профессионального мастерства педагогов в детском саду традиционно ежегодно проводим конкурс педагогического мастерства “Искорки творческого поиска”, в котором принимают участие все педагоги. С этой целью мы разработали положение о проведении этого конкурса. (Приложение № 2) Такая форма работы требует тщательной подготовки, в частности составления сценария (Приложение № 3) Цель данного конкурса – дать возможность педагогам проявить себя, свой профессионализм. С введением такой формы работы повышается интерес к творчеству, что вызывает высокую активность, совершенствуется умение в разрешении реальных педагогических проблем и позволяет связывать теорию с практическим опытом. Такая форма работы позволяет молодым специалистам непосредственно перенимать опыт у профессионалов. Данный конкурс является подготовительным этапом городского конкурса “Сердце отдаю детям”.Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда. Нередко мы анализируем работу воспитателя, руководствуясь внешними признаками. Спокойно в группе – значит, все в порядке. А что за этим скрывается? Главное ведь не внешняя дисциплина, а то, сумел ли педагог воспитать детей вежливыми, научил ли с уважением относиться к окружающим, умеет ли вовремя оказать помощь всем, кто в ней нуждается. Именно на это в первую очередь мы обращаем внимание, а, заметив его успехи, отмечаем вслух на заседаниях “Педагогической гостиной” и педагогических часах. Ведь похвала поднимает не только настроение, но и стимулирует интерес к работе. Считаем, что в коллективе, где опора на положительные качества воспитателя сочетается с высокой требовательностью к нему, живут хорошие традиции, дух высокой ответственности, товарищеской взаимопомощи, творческой инициативы, тогда начинающий воспитатель быстро и безболезненно входит в педагогический коллектив. Важно руководствоваться принципом Теодора Рузвельта: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки".Литература:
  • Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы.– М.: ТЦ Сфера, 2006.
  • Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами.– М.: ТЦ Сфера, 2003.
  • Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ.– М.: АЙРИС ПРЕСС, 2007.
  • Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: АЙРИС ПРЕСС, 2008.
  • Вершинина Н.Б, Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
  • Приложение № 1 Утверждаю заведующая МАДОУ «ЦРР-детский сад № 417» герми_______________________ «____»__________201__годПлан работы «Педагогической гостиной молодого воспитателя»на 2017 – 2018 учебный годЦель: обеспечение высокого уровня воспитания и образования дошкольников в соответствии с реализуемой ООП в ДОУ.Методист_____________________/Л.А.Суетина/ Приложение № 2Принято педагогическим советом«___»_______________201_ годаУтверждено приказом №______от «____»____________201_ годаПОЛОЖЕНИЕо проведении ежегодного конкурса педагогического мастерства«Искорки творческого поиска» в МАДОУ «ЦРР – детский сад № 417» герми 1.Общие положения.1.1. Настоящее положение определяет порядок организации, проведения и критерии оценки ежегодного конкурса педагогического мастерства «Искорки творческого поиска» (далее - конкурс) в МАДОУ «ЦРР – детский сад № 417» герми (далее ДОУ) 1.2. Цели и задачи конкурса:
  • выявление талантливых, творчески работающих педагогов ДОУ, их поддержка и поощрение;
  • формирование положительного общественного мнения о современном педагоге ДОУ, повышение престижа профессии педагога;
  • стимулирование исследовательской деятельности педагогов ДОУ и их профессионального роста, создание условий для профессионального роста и самореализации;
  • пропаганда лучшего опыта творчески работающих педагогов ДОУ.
  • 1.3. Конкурс призван способствовать:
  • формированию условий для положительной публичной оценки творческой высокопрофессиональной деятельности педагогов ДОУ;
  • общественному признанию профессиональных качеств современного педагога ДОУ, роли его личности в формировании нового поколения граждан России;
  • становлению новых связей, развитию профессионального общения в среде городского педагогического сообщества;
  • внедрению новых педагогических технологий в образовательную работу.
  • 2. Организаторы и участники конкурса.2.1. Организатором конкурса выступает администрация ДОУ.2.1.2.Администрация ДОУ вправе самостоятельно назначить членов жюри, которое включает в себя не менее трех опытных педагогов. 2.1.3.Жюри оценивает итоги выступления конкурсантов, выявляет победителя. 2.2. Участники конкурса.В конкурсе, независимо от стажа работы и возраста, могут принять участие педагоги ДОУ. Основанием для выдвижения в участники городского конкурса «Сердце отдаю детям» педагога является высокий профессиональный уровень, общественное признание и личное согласие.Выдвижение кандидатов для участия в городском этапе осуществляется педагогическим коллективом, Советом педагогов ДОУ, общественным Советом ДОУ. Педагоги ДОУ в процессе выдвижения и подготовки к участию в городском этапе конкурса имеют право на получение консультаций специалистов ДОУ. 3. Критерии отбора участников конкурса. 3.1.При проведении конкурса в ДОУ оцениваются деятельность и профессиональные качества педагогов по следующим критериям:
  • комплексное использование в работе профессионально-педагогических и предметных знаний;
  • методическое мастерство, эффективность сочетания в деятельности передового, традиционного, инновационного опыта;
  • высокий уровень знания основ педагогики, возрастной психологии и физиологии;
  • способность к творчеству, импровизации, индивидуальный творческий поиск, наличие собственных новаторских находок;
  • коммуникативные способности, хорошее владение риторикой;
  • высокая результативность работы конкурсанта, наличие личных достижений в педагогической деятельности;
  • авторитет педагога среди коллег по работе, его воспитанников и их родителей.
  • 4. Порядок проведения конкурса.4.1.Конкурс проводится 1 раз в год в ноябре-декабре.4.2.Каждое задание конкурса жюри оценивает по пятибалльной системе. За более оригинальное выполнение задания жюри присуждает команде дополнительный балл. 5. Финансирование конкурса5.1. Финансирование конкурса осуществляется в пределах средств, выделенных из местного бюджета. 5.2. Для награждения победителей администрацией ДОУ могут быть привлечены внебюджетные средства.Приложение № 3«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создаетсяне путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всехбогатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культурыпроцессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальнойкультуры».Д.С. Лихачев «Что вы знаете о русской народной культуре?»Цель: развитие творческой активности и инициативы педагогов.Задачи:
  • повышать интерес педагогов к расширению своих знаний о русской народной культуре;
  • расширить представление новых форм работы с детьми по активизации знаний у них о русском народном фольклоре.
  • Уважаемые коллеги! Сегодня мы проводим первый этап конкурса педагогического мастерства по теме «Что вы знаете о русской народной культуре?».В конкурсе принимают участие все педагоги нашего детского сада. Предлагаем командам занять свои места в зале. Уважаемые конкурсанты, все задания оцениваются по пяти балльной системе. Общий балл выводится по сумме всех показателей. За более оригинальное выполнение задания жюри присуждает команде дополнительный балл.Задание 1. Приветствие. Визитная карточка команды.Домашняя заготовка. Проводится в произвольной форме. Оцениваются:
  • содержательность;
  • оригинальность;
  • эмоциональность;
  • динамичность выступления.
  • Задание 2. Педагогическая разминка. «Пословица неспроста молвится»Назвать пословицы, в которых есть число 7.
  • Беда семь бед приводит.
  • Лук от семи недуг.
  • Семь пятниц на неделе.
  • Один пашет, семеро кулаками машут.
  • Один с сошкой, а семеро с ложкой.
  • Прожил семь лет – нажил семь бед.
  • Семеро одного не ждут.
  • Семь вёрст киселя хлебать.
  • Задание 3. «Всякое дело человеком славится».На подносе выложены карточки с вопросами, педагоги берут по одной отвечают на свой вопрос.
  • В чем сходство и различие изделий из Хохломы и Городца?
  • (Сходства: изделия выполнены из дерева, используются цветочные узоры. Различия: Городецкая роспись яркая, выполнена свободным мазком с белой и черной графической обводкой, излюбленные сюжеты – жанровые сценки, фигурки коней, петухов. Изделия покрываются лаком.Очень важным изобретением хохломских мастеров было использование металлического порошка оловянного, а сейчас – алюминиевого, которым изделие как бы припудривалось. Затем мастер наносил рисунок, изделие вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействие жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет. Основной рисунок – колосья, ягоды, трава).
  • Чем отличаются дымковские игрушки от богородских?
  • (Дымковские игрушки лепятся из глины, это фигурки животных - белые лошадки, бараны, коровы, свинки, разрисованные красными, желтыми, черными зелеными полосками и кругами. Игрушки изготавливали только женщины. Возможно поэтому мужские фигурки изображались юмористически. Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина. Символом промысла до сих пор считаются “мужик и медведь” в различных сюжетных постановках, первой из которых стала подвижная игрушка “Кузнецы”).
  • Что изготавливают мастера Палеха и Холуя?
  • (Палехская лаковая миниатюра возникла в 1923 году на основе иконописного промысла. Темы ее рисунков очень разнообразны – сюжеты былин, народных сказок и песен, литературные образы, бытовые сценки. Рисунок палехских мастеров отличается плавностью, тонкостью, фигуры изящно удлиненные, гибкие; широко используется золото. Холуй возник на основе иконописного промысла. Особенностью живописной манеры является использование синевато-зеленого и коричнево-оранжевого фонов.)
  • Что вы знаете о Гжели?
  • (Под Москвой, в Раменском р-не сжель еще в 16 веке изготавливались из знаменитой гжельской глины различные гончарные изделия и игрушки. Изделия расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре – небольшие настольные фигурки высотой от 5 до на тему 7народных сказок, сюжетных и бытовых сценок).
  • Что вы знаете о жостковской росписи?
  • (Во второй половине 19 века неподалеку от Федоскина, в деревне Жостово, Было налажено производство подносов. Постепенно это место стало центром промысла – изготовления металлических изделий с использованием лаковой живописи. Несмотря на неповторимость работы каждого мастера, жостовская роспись имеет свои особые традиции. В основном используются растительные композиции – крупные цветы, букеты, гирлянды, края подноса украшают орнаментом. После нанесения рисунка изделия трижды лакируются).
  • Чем знаменито село Семёново?
  • (Село Семёново знаменито изготовлением матрешек. Для изготовления матрешек используется сухая береза или липа. Вначале делается самая маленькая, неразъемная, а потом все остальные. Семеновские матрешки наиболее стройные. Перед росписью их деревянная поверхность покрывается картофельным клейстером, потом раскрашивается и лакируется).
  • Чем славится деревня Филимоново?
  • (Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный и России и за рубежом. Его родина - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминающаяся в письменных исторических источниках середины XVI века в связи с именем князей Воротынских, подаривших деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоанонича к Рождеству Пречистый в Анастасов монастырь деревня Филимоново»).
  • Что можете рассказать о каргопольской игрушке?
  • (Каргополь находится за дремучими лесами и непроходимыми болотами, что способствовало его превращению в заповедное место со своей уникальной культурой и сказочной атмосферой, сложившейся много веков назад. С лихвой каргопольская земля наделила людей талантами, а они в меру своих сил украсили эту землю. Духовная связь с матерью-землей, характерная для крестьянина, здесь, на суровом русском Севере, проявилась во всей своей силе. Современная игрушка лепится тщательнее, поверхность заглажена, краски разнообразнее. Аккуратная роспись с элементами стилизованного под северную вышивку орнамента придала фигуркам красивый внешний вид. Каргопольская игрушка отличается от игрушки любой из областей России и образным строем, и кругом сюжетов, и эмоциональным фоном. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем - одиночные фигурки, иногда два - три персонажа, связанные единым сюжетом, каким-то несложным действием. Обычно изображение строится фронтально, причем, поверхность скульптуры более насыщена орнаментом спереди, в расчете на рассматривание игрушки в фас. Именно в лепке прежде всего лежит секрет выразительности каргопольской игрушки. Ей, несмотря на небольшие размеры, свойственна монументальность. Фигурка лепится из одного куска глины, налепных деталей немного. Для каргопольских игрушек характерна очень условная, обобщенная передача образа. Формы предельно упрощены. Окраска у большинства фигурок строгая).
  • Что вы знаете о кружевоплетении?
  • (Особого расцвета этот вид творчества достиг в 19 веке. Наиболее известны Михайловское (Рязанской обл.) и елецкое (Липецкая обл.), но самое знаменитое – вологодское кружево. Это вид кружева, плетеного на коклюшках. В Вологодской губернии, в имениях помещиков, крепостные кружевницы стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским образцам).Задание 4. «Пословица – цветочек, поговорка – ягодка».Правильно истолковать значение пословиц и поговорок:
  • Хоть тяжелая доля, да все своя воля. (Даже, если жизнь тяжела и трудна, она становится легче от сознания, что ты сам себе хозяин).
  • Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу. (Чужие беды кажутся несерьезными, легко устранимыми, а свои - неразрешимыми).
  • Старого воробья на мякине не проведешь. (Опытного человека трудно обмануть – он всегда отличит настоящую вещь от подделки).
  • Подальше положишь, поближе возьмешь. (Если укрыть ценные вещи в надежном месте, то больше шансов их сохранить, а потому и воспользоваться ими).
  • Курочка по зернышку клюет, да сыта бывает. (Все большое складывается из малого).
  • Тонул – топор сулил, а как вытащили – топорища жаль стало. (О том, что как только минует беда, забывает свои обещания).
  • Задание 5. «Берись дружно, не будет грузно».Объявляется мини- мастер класс. Каждой команде необходимо продумать и представить фрагмент занятия или развлечения на своей возрастной группе по ознакомлению детей с народным промыслом:
  • младший возраст- ознакомление с элементами дымковской росписи;
  • средний возраст – ознакомление с Городецкой росписью;
  • старший возраст – ознакомление с хохломой.
  • Время на подготовку 8 минут.Задание 6. (проводится во время подготовки команд к занятию).Конкурс капитанов. «Пень не околица. Глупая речь не пословица» Капитанам команд предлагается отгадать педагогический кроссворд.По горизонтали:
  • Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Сказка).
  • Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Поговорка).
  • Устное народное творчество, «народная мудрость». (Фольклор).
  • Место изготовления игрушек с преобладанием в рисунке геометрических форм. (Дымково).
  • Короткая, из двух или четырех строчек, припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся приплясом. (Частушка).
  • По вертикали:
  • Инструмент для обработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений при лепке: штрихов, точек, волнистых линий. (Стека).
  • Устное народное творчество, песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Былина).
  • Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которые требуют решения. (Загадка).
  • Система цветовых сочетаний изделия. (Колорит).
  • «Золотая» роспись по дереву из Нижнего Новгорода. (Хохлома).
  • Чередование элементов росписи в определенном порядке. (Узор).
  • Задание 7.«Человек без Родины – что соловей без песни».Назвать как можно больше праздников, отмечаемых на Руси.Праздники осени:
  • 21.09 – Рождество пресвятой Богородицы;
  • 27.09 – Воздвижение Креста Господня;
  • 14.10 – Покров Пресвятой Богородицы (с Покрова началась свадьба на Руси).
  • Праздники зимы:
  • 04.12 – Введение во Храм Пресвятой Богородицы;
  • 19.12 – Николин день;
  • 07.01 – Рождество Христово (12 дней после Рождества Христова – Святки);
  • 19.01 – Крещение Господне – Богоявление;
  • 15.02 – Сретение Господне – встреча;
  • Масленица.
  • Праздники весны:
  • 07.04 – Благовещение Пресвятой Богородицы;
  • Вербное воскресенье (воскресенье перед Пасхой) – вход Господень в Иерусалим (Накануне – Лазарева суббота);
  • Пасха.
  • Праздники лета:
  • 05.06 – Вознесение Господне (четверг в сороковой день после Пасхи);
  • Троица (воскресный 50-й день после Пасхи);
  • 16.06 – День Святой Троицы;
  • 07.07 – Иванов день, рождество Иоанна Предчети;
  • 12.07 – Петров день. Память Первоверховных апостолов Петра и Павла.
  • 18.07 – Сергиев день. Обретение мощей Преподобного Сергия Радонежского;
  • 02.08 – Ильин день;
  • 14.08 – Медовый спас;
  • 19.08 – Преображение Господне;
  • 19.08 – Яблочный спас;
  • 28.08 – Успение Пресвятой Богородицы;
  • 29.08 – Ореховый спас.
  • Задание 8.«Все скороговорки не перескороговорить и не перевыскоговорить».Правильно и быстро проговорить скороговорку.
  • «Купила кукушка кукушонку капюшон, надел кукушонок капюшон – как в капюшоне он смешон»;
  • «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»;
  • «Три сороки-тараторки тараторили на горке»;
  • «Съел Валерик вареник, а Валюшка - ватрушку»;
  • «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха!»
  • «Ткет ткач ткани на платье Тане».
  • Подведение итогов конкурса. Подведение итогов голосования на городской конкурс «Сердце отдаю детям».Награждение победителей. Приглашение на чайОЦЕНКИ ЖЮРИЗадание 1. Приветствие. Визитная карточка команды.Домашняя заготовка. Проводится в произвольной форме. Оцениваются:
  • содержательность;
  • оригинальность;
  • эмоциональность;
  • динамичность выступления.
  • Команда № 1Команда № 2Команда № 3Задание 2. Педагогическая разминка. «Пословица неспроста молвится»Оцениваются:
  • правильность ответов;
  • содержательность ответов;
  • общее время команды, затраченное на ответы.
  • Команда, затратившая меньше времени на ответы, получает дополнительно один балл.Команда № 1Команда № 2Команда № 3Задание 3. «Всякое дело человеком славится».Оцениваются:
  • правильность ответов;
  • содержательность ответов;
  • общее время команды, затраченное на ответы.
  • Команда № 1Команда № 2Команда № 3Задание 4. «Пословица – цветочек, поговорка – ягодка».Правильно истолковать значение пословиц и поговорок:Оцениваются:
  • правильность ответов;
  • содержательность ответов.
  • Команда № 1Команда № 2Команда № 3Задание 5. «Берись дружно, не будет грузно».Мини-мастер класс. Каждой команде необходимо продумать и представить фрагмент занятия или развлечения на своей возрастной группе по ознакомлению детей с народным промыслом.Оцениваются:
  • правильность показа;
  • четкость объяснения;
  • доступность для понимания детям.
  • Команда № 1Команда № 2Команда № 3Задание 6. (проводится во время подготовки команд к занятию).Конкурс капитанов. «Пень не околица. Глупая речь не пословица»Капитанам команд предлагается отгадать педагогический кроссворд.Оцениваются:
  • правильность и быстрота ответа.
  • Команда № 1Команда № 2Команда № 3Задание 7.«Человек без Родины – что соловей без песни».Назвать как можно больше праздников, отмечаемых на Руси.Оцениваются:
  • правильность ответов;
  • содержательность ответов;
  • общее время команды, затраченное на ответы.
  • Команда № 1Команда № 2Команда № 3Задание 8.«Все скороговорки не перескороговорить и не перевыскоговорить».Правильно и быстро проговорить скороговорку.Оцениваются:
  • правильность, быстрота и четкость произношения.
  • Команда № 1Команда № 2Команда № 3Подведение итогов конкурса. Подведение итогов голосования на городской конкурс «Сердце отдаю детям».Награждение победителей. Приглашение на чаепитие.Приложение № 4