Как делаются слова. Образование слов с помощью присктавок"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как делаются слова. Образование слов с помощью присктавок"
Автор: Мадонова Елена Сергеевна


ОТКРЫТЫЙ УРОК
Тема: Как делаются слова.
Образование слов с помощью приставки.
2 класс
3 четверть
Программа: Перспективная начальная школа
Учитель: Мадонова Елена Сергеевна
ТЕМА:
Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.
ЦЕЛИ:
- актуализировать знания учащихся о структуре слова;
- познакомить детей с новым термином приставка;
- показать детям, что с помощью приставок могут быть образованы новые слова;
- сформировать у учащихся умение различать приставки и предлоги, показать их правописание;
- сформировать у учащихся умение правильного графического обозначения приставок.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- учебник русского языка 1 часть
- учебник русского языка 2 часть (словари)
- тетради на печатной основе
- индивидуальные карточки (графическое изображение состава слов)
- карточки со словами, предлогами (для работы на доске)
- карточки с домашним заданием Ромашка
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
беседа
На доске вывешивается карточка
Собака
Кошка
Птица
Беседа
Работа с обратным словарём
Если дети выделят корень неправильно, то на доске необходимо показать на карточках слова, которые располагаются друг под другом
Бежать
Бежит
Пробежка ,
Чтобы сделать для них очевидным что корень –беж-
На доске даны эти предложения
Работа с учебником
Чтение учителем определения.
Работа с обратным словарём
На доске оформлены эти словосочетания
Звукобуквен-
ная зарядка
Динамическая
минутка
Работа с тетрадью для самостоятельных работ.
Итог урока.
Тема сегодняшнего урока – как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.
Посмотрите на странице содержание, на какой странице нам нужно открыть учебник для изучения данной темы?
Откройте учебники на данной станице. Прочтите еще раз тему сегодняшнего урока, и скажите, какую тему продолжает данная?
- Какой другой способ образования новых слов от основы любого слова вам уже известен?
-Хорошо.
- Посмотрите на картинку на странице 59.
-кто изображен на этой картинке?
- Образуйте начальную форму этих слов названий предметов:
- собаки – начальная форма …
- кошки – начальная форма …
- птицы – начальная форма …
Образуйте от этих слов новые слова с помощью суффиксов, какие новые слова у вас получатся?
- посмотрите внимательно на картинку, животные не просто изображены на ней, а они все что-то делают.
-что делают собаки?
- что делают кошки?
- Что делают птицы?
- Догадываетесь, с какими словами мы будем работать сегодня на уроке:
-со словами-названиями предметов?
-со словами-названиями признаков?
- со словами-названиями действий?
Хорошо. №64.
- С каким словарём мы работаем?
- Откройте обратный словарь на букву –ь Найдите слова на –ть.
Сколько в списке слов, родственных слову бежать?
Вы можете выделить корень у этих слов? Назовите его!
- Правильно. Корень –беж-
- Зачем этим словам частички перед корнем? (в словаре они выделены голубым цветом)?
- Эти частички придают словам разный смысл?
- Слова забежать и добежать означают разное?
- Кто может объяснить, какая же разница в смысле в них содержится?
Сравните два предложения
Сережа добежал до магазина.
Сережа забежал в магазин.
- Эти предложения сообщают о разном?
Сравните другие два предложения:
Мальчик добежал до школы.
Мальчик убежал из школы.
- От какого слова образовались все эти слова с частичкой перед корнем?
Правильно. Все эти слова образованы от слова бежать. И, благодаря этим частичкам перед корнем они обозначают разные действия, и являются разными словами.
И сейчас мы должны прочесть очень важную информацию на плакате летучей мыши, и узнать что же это за частички перед корнями слов. Откройте учебник на странице 60.
- Прочтите еще раз каждый для себя это определение.
- Скажите, что же называется приставкой?
Назовите эти присктавки, которые используются в словах-названиях действий на плакате летучей мыши.
- вернемся к списку слов, родственных слову бежать, который находится в обратном словаре. Выберите из него слова, подходящие по смыслу, и дополните словосочетания.
__ бежать до аптеки
__ бежать за лекарством
__ бежать от собаки
__ бежать мимо дома
-Какое слово подходит к первому словосочетанию?
До аптеки можно…
И у нас получится словосочетание…
Правильно. Запишем это словосочетание.
Остальные выполняем самостоятельно.
Проверка. На доске во время проверки каждый ученик, выходящий к доске приставляет приставки, напечатанные на листочках к словам. Одновременно объясняя свой выбор.
Выделите в словах-названиях действий приставки, которые помогли нам в выборе нужных родственных слов. Приставку будем выделять так (показ на доске).
- Итак, звукобуквенная зарядка. Скажите, кто автор двустишия, с которым мы будем сейчас работать?
-Прочтите каждый для себя.
- А теперь все вместе.
- Хорошо. Прочтем все вместе это двустишие с новым словом.
- Знакомо ли вам слово софа. Кто сможет объяснить, что оно означает?
- Правильно, но если говорить точнее – софа – это широкий низкий диван.
Произнесите еще раз оба слова, которыми различались наши два четверостишия – сове – софе.
- Охарактеризуйте звуки, которыми различаются прежнее слово и новое.
Произнесите оба слова и прислушайтесь к себе. К звуков одинаковые характеристики?
- Правильно.
- Кто мне скажет, какая работа на уроке осталась еще не выполненной?
- откройте эти тетради. Написание какого словарного слова нам необходимо сегодня запомнить.
- Написание каких букв в слове мы должны запомнить?
- что поможет вам запомнить эти гласные?
-Прочтите задание. Как вы выполните задание?
Самостоятельное выполнение
Итак, о чем вы сегодня узнали на уроке?
-С помощью приставок можно…
Какие приставки вы запомнили?
-Все запомнили как обозначаются приставки?
Объяснение домашнего задания.
творческое задание.
С помощью лепестков ромашки, на которых напечатаны приставки, дома составить все возможные варианты родственных слов слову –учить.
Задание в тетради на печатной основе №43.
Чтение задания, объяснение поэтапного выполнения.
- Ребята, вы хорошо поработали на уроке. И вы легко справитесь с домашним заданием.
- На странице 59.
-Как делаются слова.
- Образование других слов с помощью присоединения суффикса к основе слова.
- Животные: птицы, собаки, кошки.
- собака
- кошка
- птица
- собачка, кошечка, птичка.
- собаки бегают за кошками.
-кошки убегают от собак.
-птицы летают, а одна птица сидит на ветке
Со словами-названиями действий.
- с обратным словарем.
5 слов: забежать, добежать, пробежать, убежать, выбежать
- беж
- да
Да.
Да. В первом предложении Сережа дошел, а во втором вошел вовнутрь.
- в этих предложениях также передан разный смысл
-Все эти слова образованы от слова бежать.
Чтение определения.
- частичка перед корнем называется приставкой.
- в,- при,- до, - пере
- Добежать.
Добежать до аптеки.
Самостоятельная работа
Запись словосочетаний самостоятельно в тетрадях.
Самостоятельное выделение приставок в словах.
- Марина Дружинина.
- На месте слова сова должно стоять другое слово.
Чтение вслух.
-Это слово означает диван.
Произносят вслух и прислушиваются к звучанию этих слов.
-[ в' ] – согл., звонк., мягк.;
-[ ф' ] – согл., глух., мягк.
- Да. Они оба мягкие, но один звонкий, а второй – глухой.
Упражнение 42 в тетради для самостоятельных работ.
- алфавит.
-написание двух гласных –а-.
-На эти буквы даны рисунки животных – акула и аист. Они оба начинаются на гласную –а.
Мы узнали что с помощью приставок образуются новые слова.