Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой
Автор: Мухина Наталья Дмитриевна

Характерной особенностью ребенка является его стремление к познавательной деятельности. Эта деятельность может проникать стихийно или под воздействием взрослых.В дошкольном учреждении имеются все условия для направленного воздействия на формирование положительных качеств личности будущего гражданина, на совершенствование полезных как для самого человека, так и для общества способностей. Одной из таких способностей является логическое мышление, которое формируется в процессе познавательной деятельности ребенка и характеризует его интеллектуальное развитие. Для развития логического мышления перед ребенком нужно ставить такие задачи, которые заставили бы его анализировать и синтезировать известные факты, полученные в ходе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего мира, вызывали необходимость узнавать еще неизвестное, новое.Могучим средством развития мышления детей является окружающая природа. На занятиях по ознакомлению с природой воспитатель может использовать различные приемы , способствующие развитию логического мышления дошкольников.Как показывают исследования психологов, дети дошкольного возраста владеют приемами сравнения. При помощи сравнения можно выделить черты сходства и отличия в предметах и явлениях, их существенные, главные признаки, выявить некоторые общие черты в исследуемых объектах. По словам К.Д. Ушинского, сравнение «…есть лучшее упражнение, развивающее и укрепляющее рассудок».Например, программа предусматривает в средней группе знакомство детей с характерными особенностями овощей и фруктов. Во время занятия воспитатель раскладывает на столе овощи (морковь, свеклу) и предлагает рассмотреть и назвать их. Затем педагог выбирает, например, морковь, и ребята устно описывают ее форму, цвет, поверхность.Дети пятого года жизни должны уметь сравнивать морковь с тем предметом, форма, цвет и поверхность которого им известна. Только в этом случае они могут правильно установить основные признаки исследуемого объекта. Предмет для сравнения предлагает воспитатель. Сравнение может быть проведено непосредственно при наличии знакомого предмета или по воспоминаниям, но в последнем случае педагог должен быть уверен, что дети хорошо представляют себе нужный предмет.Более сложные сравнения проводят дети шестого года жизни. На зимней экскурсии они знакомятся с состоянием деревьев зимой (для наблюдения могут быть взяты дуб и сосна). Чтобы выделить отличительные признаки каждого из этих деревьев, ребенок должен провести последовательные сравнения сначала отдельных их частей, затем растений в целом и, наконец, ответить на вопрос: «Чем дуб не похож на сосну?»Развитию мышления детей способствует такой прием ___________, при помощи которого сопоставляются взаимоисключающие признаки предметов и явлений, выявляется истинная сущность. Например, в средней группе при ознакомлении с признаками некоторых овощей – моркови, свеклы – большинство детей называют морковь красной. Педагог должен сразу исправить ошибку и дать правильное название окраски овоща. При этом педагог показывает детям хорошо знакомый им предмет, определение цвета которого не вызовет затруднений, например, красную ленту, и говорит: «Лента красного цвета. Морковь такого же цвета, как лента?». Дети видят, что морковь отличается по цвету от ленты, значит, ее нельзя назвать красной. «Так какого же цвета морковь?» - продолжает воспитатель. На этом этапе начинаются поиски нужного определения цвета, изучаемого предмета. Дети вспоминают известные им цвета, анализируют их, мысленно сопоставляют с цветом моркови, отбрасывают несоответствующие и наконец, находят нужное определение. Если дошкольники затрудняются назвать цвет моркови, воспитатель делает это сам. Развитию мышления способствует и применение на занятиях приема аналогии. Описав коллективно какой-либо предмет или явление, педагог предлагает детям уже самостоятельно описать другой предмет в таком же порядке. Так, ранней весной ставятся в воду ветки деревьев и кустарников. Предварительно необходимо рассмотреть ветки деревьев и кустарников, чтобы дети хорошо запомнили их отличительные признаки, и на одном из занятий разобрать коллективно признаки какой-либо ветки.Прием аналогии широко применяется в дидактических играх, например, «Опиши, мы отгадаем!». Воспитатель напоминает по какому плану надо проводить наблюдение. Кто-либо из детей описывает выбранное растение, но не показывает его. Остальные должны отгадать, о каком растении идет речь. Аналогично, проводятся игры «Найдем такой же», «Почтальон принес посылку», «Загадывайте, мы отгадаем». Активную мыслительную деятельность детей вызывает установление связей между явлениями и предметами природы. Важным условием формирования знаний о взаимосвязях в природе являются наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущения и восприятия предметов и явлений. Установление взаимосвязей, существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его. Практика показывает, что дети старшей группы достаточно хорошо справляются с такими заданиями.Приведем пример, после наблюдения снегопада в тихую погоду дошкольники дали следующее его описание: «Снежинки падают медленно, потом ложатся на землю и покрывают ее ровным слоем». В ветреный день вновь было проведено наблюдение. Дети увидели, что падающие снежинки долго несутся по воздуху в одну сторону, то, поднимаясь кверху, то опускаясь, снег ложится на землю неровно и образует в отдельных местах сугробы.«Почему же изменился снегопад?» - спрашивает воспитатель. Чтобы ответить на этот вопрос, дети сопоставляют наблюдаемые явления, проводят их анализ и устанавливают, что причиной изменения был ветер.Формированию логического мышления детей способствуют упражнения по классификации и систематизации, известных им фактов, то есть объединении предметов и явлений по сходным признакам в группы, расположении их в группах. Все это требует от ребенка большой аналитико-синтетической работы. Он должен сначала провести анализ признаков предметов и явлений, затем найти общие признаки, на основе которых предметы должны быть объединены в группы и расположены в определенном порядке.Так уже в дошкольном возрасте детям доступно выделить в природе следующие группы: животные, растения, цветы, овощи, фрукты.И наконец, большое влияние на развитие умственных способностей детей оказывают выводы. С их помощью выделяется главное, существенное из множества известных фактов. Часто с помощью этого приема выводятся правила, например, по уходу за комнатными растениями, за животными, обитающими в живом уголке. Выводы зачастую формируются в виде суждения или умозаключения. Для средней группы программа предусматривает ознакомление детей с состоянием лиственных и хвойных растений осенью, с изменением окраски их листьев.Очень важно, чтобы каждый ребенок тщательно рассмотрел окраску листьев, так как от полноты и качества конкретных знаний, полученных на уровне живого созерцания, зависит эффективность процесса мышления. Педагог должен посоветовать детям выбрать для наблюдения один, два листочка и рассмотреть их в деталях. Полезно также предложить внимательно посмотреть на выбранный лист, потом закрыть глаза и представить его форму и окраску. Если окажется, что это трудно сделать, нужно открыть глаза и снова рассмотреть листочек. Повторять этот прием целесообразно до тех пор, пока ребенок не будет иметь отчетливого представления о рассматриваемом листе. В ходе дальнейшей беседы дети рассказывают, как окрашены листья на деревьях и кустарниках, за которыми они вели наблюдение. В заключении педагог обращается с вопросом: «Так что же произошло осенью с листьями?». Вывод должен быть примерно следующим: у некоторых растений – сосны, ели листья остались зелеными, как и летом, у других – груши, дикого винограда и т.д. изменили окраску.Итак, использование на занятиях по ознакомлению с окружающим миром различных приемов способствует развитию логического мышления детей. Как показали наши наблюдения, осмысление с помощью этих приемов доступного детям материала вызывает у них большой интерес к знаниям о природе.Литература:
  • Л.И. Егоренко «Экологическое воспитание дошкольников»
  • Н. Рыжова «Экологическое образование в детском саду»
  • С. Николаева «Юный эколог»