Консультация для родителей. Тема: Развиваем коммуникативную культуру у детей, играя.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для родителей. Тема: Развиваем коммуникативную культуру у детей, играя.
Автор: Жолнина Анна Петровна

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста.Тема: Развиваем коммуникативную культуру.Проблема развития общения детей связана с дефицитом воспитанности, культуры, доброты в современном обществе. Поэтому в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений необходимо уделять особое внимание именно становлению общения детей и начинать эту работу нужно как можно раньше, с младшего дошкольного возраста. Контакты со сверстниками приносят детям ни с чем несравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Часто дети стремятся, но не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнёра.Многим детям бывает трудно завести друзей или сохранить дружбу, потому что им не хватает необходимых для этого навыков общения. Их развитие у детей имеет огромное значение в формировании человеческой психики. Если бы с рождения человек был лишён этой возможности общаться, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином. Приобретение навыков дружеского общения может оказаться весьма трудным делом для дошкольника, особенно если он или она не имели в прошлом достаточного опыта взаимоотношений с ровесниками без непосредственного наблюдения со стороны взрослых.У младших дошкольников наблюдается довольно высокий процент детей тяготеющих к общению со сверстниками, однако не менее высок уровень конфликтности, вместе с тем навык позитивного общения не выражен у небольшого количества детей. Именно неумение позитивно общаться, устанавливать позитивные коммуникативные связи, применять технически знакомые навыки общения, договариваться со сверстниками в разных видах деятельности приводит к конфликтам между ними.Дети приобретают навыки общения не столько от взрослых, сколько от контактов друг с другом. Путем проб и ошибок они с большей вероятностью обнаруживают, какая линия поведения срабатывает, а какая нет. Процессу общения дети учатся на примерах своих сверстников. Именно поэтому перед педагогами дошкольных учреждений ставится задача своевременного формирования коммуникативных умений и навыков через доступные формы организации деятельности дошкольников. Для развития общения наиболее часто применяются игровые методы, так как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста – игра. Самым ценным и педагогически оправданным практическим методом в работе по развитию навыков позитивного общения многие авторы называют сюжетно-ролевую игру .Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра - есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. Именно в сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли, выстраивают ролевые диалоги в соответствие с выбранной ролью и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.).Чтобы полноценно овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только уметь осуществлять специфические для роли условные предметные действия, но и уметь развертывать специфическое ролевое взаимодействие — ролевой диалог.   В младшем дошкольном возрасте – это элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предлагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами – заместителями. Продолжительность игры небольшая. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.       Игра - самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы делать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры. Путь развития игры - это совместная игра воспитателя с детьми, создание обогащенной игровой среды, побуждающей к самостоятельному игровому творчеству в свободном взаимодействию детей в процессе игры.Научите ребенка общаться. Поиграйте с ним!О том, как организовать игры в домашних условиях читайте здесь…1. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка было как можно больше разнообразных игр и игрушек, которые надо осознанно выбирать, а не беспорядочно накапливать. 2. Заранее согласовывайте с ребенком требования к хранению и уборке игрушек. Продумайте, как можно временно сохранять детские постройки и конструкции. За неимением места для длительной демонстрации «празднуйте результат» (награждайте автора аплодисментами, зарисовывайте его постройку и т.п.) - и только после этого убирайте игрушки для хранения. 3. Вспоминайте свое детство и рассказывайте ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. По желанию ребенка показывайте известные вам детские игры. 4. Наблюдайте за играми ребенка дома и по желанию рассказывайте о них воспитателям; интересуйтесь, во что ребенок предпочитает играть в детском саду. 5. Проявляйте уважение к личности ребенка, считайтесь с поэтапностью становления игровой деятельности и не пытайтесь искусственно ее ускорять. 6. Тактично, ненавязчиво предлагайте ребенку помощь в создании игровой среды («Может быть, тебе для приготовления обеда понадобится моя кастрюля? А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины?» и т.п.). Отказ ребенка воспринимайте как должное («Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь»). Все последующие обращения ребенка расценивайте как проявление к вам доверия и уважения за ваши деликатность и такт. 7. Проявляйте инициативу и выражайте искреннее желание участвовать в игре. 8. Получив согласие ребенка на ваше участие в игре, поинтересуйтесь своей ролью («А кем я буду?») и безоговорочно, с благодарностью примите ее. 9. В случае если вы не понимаете ситуацию и желания ребенка, уточните у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т.п. («А какой я буду лисой - доброй или злой?»).      Действуя в роли, проявляйте инициативу и самостоятельность, старайтесь мотивировать поступки того героя, чью роль вы выполняете. Если возникнут трудности - не теряйтесь, не прекращайте игру, а спрашивайте у ребенка, как вам следует поступить («Что мне дальше делать?»).       10. Всегда соглашайтесь со своим малышом! Это вселяет в него уверенность в своих силах и порождает инициативу и творчество.       11. По окончании игры выразите ребенку  удовлетворение и выскажите надежду на то, что и в следующий раз он пригласит вас участвовать в ней.        Оказывайте постоянное внимание и проявляйте уважение к детским играм.         Выражайте одобрение и восхищение по поводу того, что дети самостоятельны и инициативны в своих играх («Какой ты молодец (умница)! Как  тебе удается все это самому (самой) придумать?»). 12. Сопереживайте чувствам детей в играх - умейте увидеть смешное в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им грустным, и т.д. 13. Привлекайте внимание ребенка к педагогически ценным и эстетичным играм и игрушкам.