"Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему «Весна»
Автор: Князькина Марина Павловна

Тема: «Чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Весна». (2 младшая группа)Дидактическое упражнение «Когда это бывает» Цели:1. Познакомить детей со стихотворением А.Н.Плещеева «Весна»2. Учить называть признаки времен года3. Формировать представления о весне и ее характерных признакахЗадачи:1. Расширять словарный запас2. Воспитывать бережное отношение к природеТема: Обучение рассказыванию: работа с картиной матрицей на тему (средняя группаВесна»Цель: Формировать умение детей создавать картину и рассказывать о её содержании.Задачи:Образовательные:
  • формировать умение отбирать содержание рассказа, определять последовательность изложения, используя картину – матрицу;
  • упражнять детей в образовании названий детенышей животных в именительном падеже множественного числа;
  • учить детей образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением.
  • Развивающие:
  • развивать умение подбирать глаголы и прилагательные для характеристики предметов и явлений;
  • развивать диалогическую речь, умение вступать в речевое взаимодействие с взрослым, реагировать на сообщения сверстников.
  • Воспитательные:
  • воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающей природе;
  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
  • Матрица – непрерывная или основная фаза, в которой размещены составляющие части.Предварительная работа: рассказ воспитателя о приметах весны, беседы, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением весенних пейзажей, чтение художественной литературы о весне, заучивание готовых литературных форм диалогов.Материал: картинки на магнитной основе для составления картины, магнитная доска.Ход НОД.1. Настрой на работу.- Вы сегодня умывались?- Умывались, причесались.- Вы покушали с утра?- Каша вкусная была.- Вы спасибо говорили?- Это точно не забыли!-А к работе вы готовы?-Мы готовы каждый день И трудиться нам не лень!- Ребята, какое сейчас время года? Давайте сегодня поговорим о весне, о весенних приметах. Что бывает весной? Посмотрите на картину и скажите, какие приметы весны изображены.• Снег тает, бегут ручьиГолубое небо, яркое солнышко• Трава зеленеет• Птицы прилетели.- Молодцы ребята, вы очень внимательные.- замечательный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев о приметах весны написал так: послушайте стихотворение «Весна»Уж тает снег, бегут ручьи,В окно повеяло весною,Засвищут скоро соловьи,И лес оденется листвою!Чиста небесная лазурь,Теплей и ярче солнце стало,Пора метелей злых и бурьОпять надолго миновала...-Понравилось вам стихотворение?-Какие приметы весны названо в стихотворении?Теперь прочитаю стихотворение еще раз, а вы послушайте.- Давайте поиграем. Я вам буду называть приметы, а вы попробуете догадаться, когда это бывает: осенью, зимой, весной или летом?
  • Стало холоднее, высохли цветы… Когда это бывает?
  • Снег на полях,
  • Лед на реках Вьюга гуляет. Когда это бывает?
  • Сошли снега, шумит вода, Растет травка молодая, Птицы с юга прилетают. Когда это бывает?
  • Солнце печет, липа цветет. Вишня поспевает. Когда это бывает?
  • - Молодцы, ребята.Физкульминутка. Под весенние напевыПовернёмся вправо, влево.Руки вверх, руки вниз!Вверх! И снова наклонись!Вправо, влево головою!Руки вверх! Перед собою!Топни правою ногой!Вправо шаг. На месте стой!Топни левою ногой!Повернись направо к другу.Протяни ему ты руку!Подведение итогов.-Ребята, а о чем мы сегодня с вами говорили? (о приметах весны )Правильно. Мы сегодня вспоминали приметы весны . А еще слушали стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Весна».2часть. Работа с детьми средней группы.будем составлять рассказ по картине «Весна», которую написал художник. Но пока я ее несла, она рассыпалась на части, как пазлы. Остались на картине только деревья. Давайте попробуем восстановить всю картину.4. Составление картины – матрицы.-Создавать картину будем с помощью загадок.Воспитатель загадывает загадки и выставляет на магнитную доску картинки – отгадки.Встаёт рано, ложится поздно,Светит ярко, греет жарко.(солнце)-Как весной светит солнце?-Как оно греет?Выгляну в оконце,Лежит белое суконце.Всю зиму лежит,А весной убежит.(снег)-Что происходит весной со снегом? Во что он превращается?В голубой рубашечке,Бежит по дну овражка.(ручей)-Что делают ручейки весной?-Какие ручейки?-Что можно пускать весной в ручейках?-Кто любит пускать кораблики?Кто отправился в полёт,В клюве веточку несёт?(птица)-Почему птицы улетали на зиму в теплые края?-Как называют птиц, которые осенью улетают в теплые страны, а весной возвращаются обратно?Здесь на ветке чей — то дом,Ни дверей в нем, не окон,Но птенцам там жить тепло,Дом такой зовут...(гнездо)-Что делают птицы весной?-Вот у нас и получилась картина.- Какое настроение у вас вызывает эта картина?- Как называется наша картина?5. Примерный рассказ воспитателя.-Послушайте, какой рассказ по этой картинесоставила я.Наступила весна. Ярко светит солнце. Бегут звонкие ручейки. Прилетели с юга птицы. Они вьют гнезда и высиживают птенцов. Дети пускают кораблики. Хорошо весной!6. Рассказы детей.- Кто желает составить свой рассказ по картине?Воспитатель спрашивает 3- 4 детей.- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?Рефлексия:- О чем мы сегодня говорили? Что делали?- Каким было ваше настроение?- Почему?- Весна продлится еще два месяца, закончится апрель, наступит май – тоже весенний месяц. И вы увидите новые приметы весны. О них мы с вами поговорим следующий раз.11. Игровое упражнение «Рисунок на спине».Дети встают в круг друг за другом.- Сейчас мы нарисуем нашу картину на спине того, кто стоит впереди вас.Воспитатель описывает сюжет картины, дети пальчиком «рисуют» на спине впередистоящего ребенка.12. Игровое упражнение «Всем – всем, до свидания!»Дети образуют круг, а затем ставят свои кулачки в единый «столбик» и громко произносят: «Всем- всем, до свидания!». Убирают кулачки.