из цикла "Детская филармония"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: из цикла "Детская филармония"
Автор: Швецова Светлана Владимировна

Казенное муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств с. Боровое
Беседа
Животные в музыке
на примере сюиты К. Сен – Санса
Карнавал животных
для детей
младшего школьного возраста
Составитель: преподаватель Швецова С. В.
Боровое
2014
Беседа на тему Животные в музыке
на примере зоологической фантазии К. Сен – Санса
Карнавал животных
Цель: Познакомить детей с сюитой К. Сен – Санса Карнавал животных
Задачи:
Формировать музыкальный вкус детей, обогащать музыкальные впечатления, развивать интерес к классической музыке;
Учить подбирать подходящие определения, предложенные преподавателем, для музыкальных пьес;
Развивать образно-ассоциативное восприятие музыки;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь и интерес к музыке.
Ход беседы
В начале урока звучит финал сюиты К. Сен-Санса Карнавал животных
Как много звуков окружает нас, правда, ребята? Целый океан – пение птиц и шелест деревьев, шум ветра и шорох листьев, раскаты грома и журчание ручейка. И все это может передать музыка, а мы, слушатели, можем представить.
А как вы, ребята думаете, можно ли в музыке передать движения и характер животных и птиц? Конечно, можно! Только это очень не просто и удается не каждому композитору.
Давным-давно родился во Франции, в Париже, в семье музыкантов мальчик – Камиль Сен-Санс, будущий композитор. (слайд №1)
В 3 года Камиль начал обучаться игре на фортепиано, в 5 лет стал выступать в концертах, в 6 лет сочинять и самостоятельно записывать свои композиции. Он с самого раннего детства любил вслушиваться в шумы, звуки природы.К. Сен-Санс увлекался естественными науками: собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, но с особой любовью относился к животным. Это и послужило впоследствии основанием для создания музыкального произведения о животных.
Сегодня я приглашаю вас отправиться на карнавал. Но карнавал не простой, а карнавал для животных. А устроил для них карнавал французский композитор Камиль Сен-Санс.
Карнавал животных был написан для камерного ансамбля, т. е. для небольшого ансамбля: для двух роялей, флейты, флейты – пикколо, челесты, гармоники и струнного квинтета.
(слайд №2-4)
И вот однажды композитор сел к роялю и развернул исписанную тетрадь.
За стареньким роялем маэстро колдовал,
По всей земле скликая зверей на карнавал.
- Кого же он пригласил на карнавал? Давайте посмотрим на эти картинки, кто здесь нарисован? (слайд №5)
А теперь по музыке попробуйте определить участников карнавала. Как
вы думаете, кто должен его открывать? (Ответы детей)
Совершенно верно: это лев. Лев – царь зверей. Он величественен и прекрасен. Поэтому композитор подарил ему королевский марш.
Запели по лугам фанфары:
Встречайте скорей
На праздник царя зверей!
Рычит?
Да он по привычке рычит.
Встречайте, не бойтесь,
Сегодня он сыт.
(Звучит Королевский марш львов) (слайд №6, 7)
Кто кричит?
Кто там крыльями машет?
Тише! Музыка нам и подскажет!
(Звучит пьеса Куры и петухи) (слайд №8)
- Ребята, вы уже догадались, кто это? (Ответы детей)
- Правильно, это курицы и петухи.
А теперь - следующий участник карнавала:
Очень много силы в нём, Ростом он почти, что с дом. У него огромный нос, Будто нос Лет тыщу рос.
_ Кто это, ребята? Да, это слон. В этой пьесе слон танцует вальс.
(Звучит пьеса Слон) (слайд №9)
- Послушайте загадку про следующих гостей карнавала.
Сегодня впервые коснувшись земли
Из царства подводного гости пришли.
В нарядных чешуйках, как в радужных звездах.
Пронизан хрустальными звуками воздух.
И куры умолкли, забравшись в цветы,
Как будто бы в клювы набрали воды. (Ответы детей)
Верно, это рыбки, их целый аквариум. Именно так называется пьеса, которую мы сейчас послушаем Аквариум. Пьеса очень красочная. Здесь музыкальные инструменты (челеста, флейта, гармоника) передают переливы света в аквариуме и движение ярких рыбок.
(Звучит пьеса Аквариум) (слайд №10)
Слушаем внимательно еще одну загадку.
Послушайте как ласков ветер, что он напевает:
Кувшинки крупные, словно из фаянса,
И белая царевна выплывает из чистых звуков
музыки Сен-Санса.
Она плывет в сиянии заката,
Расплескивая радужные краски,
А ведь царевна белая когда-то
Была утенком гадким в старой сказке. (Ответы детей)
- Это лебедь. Музыка плавная, поэтическая и очень выразительная, кажется, что лебедь плывет. Написана пьеса для виолончели и фортепиано.
(Звучит пьеса Лебедь) (слайд №11)
Теперь, когда гости все в сборе, начинается настоящее веселье. Звучат
песни, кружатся карусели.
А теперь парад-алле
Небывалый на Земле.
Все, кто был на карнавале
Полетели, побежали,
И во все края Земли
Поскакали, поползли.
(Звучит финал сюиты) (слайд №12)
Вот и закончился веселый карнавал, который устроил для нас
французский композитор К. Сен-Санс. Давайте вспомним, кто участвовал в карнавале. (Ответы детей)
- А теперь мы попробуем отгадать музыкальные загадки.
(Звучат отрывки из прослушанных пьес, дети отгадывают. Все участники награждаются сладким призом).