«Правописание безударной гласной в корне слова»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Правописание безударной гласной в корне слова»
Автор: Заведеева Лина Зуфаровна

Урок русского языка по системе Л.В.Занкова по теме: «Правописание безударной гласной в корне слова»Цели: Закрепить знания о написании слов с безударными гласными в корне; учить распознавать в словах безударные гласные, обосновывать их написание; Развитие умения устанавливать связь в предложении, выделять главные и второстепенные члены предложения, оформлять предложение на письме; развивать речь учащихся; Воспитывать внимательное отношение к русской речи, богатству русского языка; интерес к урокам русского языка. 1. Орг. момент.- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание Мы рады приветствовать вас в классе нашем,Возможно, есть классы и лучше и краше.Но пусть в нашем классе вам будет светло,Пусть будет уютно и очень легко!Поручено нам вас сегодня встречать,Но, начнем же урок, не будем зря время терять.Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются за ваши успехи. 2. Минутка чистописания.На доске записаны слова: Цветы, вода, трава, рябина, лиса.- Спишите слова.- Поставьте ударения- Выпишите на следующей строчке безударные гласные через соединительную петлю. (показать на доске )Что вы можете сказать об этих буквах? /Они обозначают гласные звуки. В корне слова, когда на них не падает ударение их нужно проверять/3. Актуализация знаний.Видеофрагменты сказки “Двенадцать месяцев”.Посмотрите, как королева записала это предложение:Травка зиленеет, Солнышко блистит,Ласточка с висною В гости к нам литит.Что заметили?А сейчас давайте, поможем ее величеству и сформулируем тему нашего урока. (исправление ошибок)Какое правило не знала королева? (правописание безударной гласной в корне слова)В какой части слова находится безударный гласный звук? (он находится в корне слова)Так какая же сегодня тема урока?Как проверить безударный гласный звук в корне слова4. Сообщение темы и цели урока.О каком времени года говорится в этом четверостишии?(весна)И сегодня мы с вами будем говорить о весне.А какие признаки весны вы сейчас можете наблюдать? (тает снег, текут ручьи, прилетают птицы, появляются первые проталины, на деревьях набухают почки, температура воздуха стала выше нуля)Весна – это самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы. Солнышко весело светит, птицы щебечут, ручьи журчат. Сколько звуков, ярких красок.Звуко – буквенный анализ слова веснаВесна [ в’ и с н а ] – 5 букв,5 звуков, 2 слога5. Работа над новым материаломНа доске слова: СНЕГ, ДОЖДЛИВЫЙ, РУЧЕЙ, КАПЕЛЬ.Выберете слово, которое как произносится так и пишется, т.е. согласные и гласные находятся в сильной позиции. (РУЧЕЙ)Выберете слово где гласный звук находится в слабой позиции. (ДОЖДЛИВЫЙ, КАПЕЛЬ)Измените слово СНЕГ так, чтобы гласный звук был в слабой позиции (СНЕГ – СНЕГАЭто какой способ проверки? (изменение формы слова):· изменение формы слова, например: СНЕГА - СНЕГ;Вывод: Безударную гласную в корне слова можно проверить, если изменить форму слова.ДОЖДЛИВЫЙ - ДОЖДИК· подбор однокоренных слов, например: ДОЖДЛИВЫЙ - ДОЖДИК. Вывод: Безударную гласную в корне слова можно проверить, если к этому слову подобрать однокоренное слово так, чтобы этот гласный был в сильной позиции (под ударением)Детям предлагается правило - рифмовка.Если буква гласнаяВызвала сомнение,Ты её немедленноСтавь под ударение.6. Закрепление навыка проверки слов с разными способамиСреди слов, которые записаны на верхней строчке, найдите те, которые будут являться проверочными, и запишите слова с сомнительными гласными – рядом проверочные. На доске:Графический диктант. Мячи, гроза, дожди, трава, грибы, лесник, птенцы, земля, стволы.Соедините точки по порядку.На что похожа фигура? (цифра “5”)7. Физкультминутка.Я предлагаю вам встать и немного подвигаться. Пройдем немного вперед, увидели цветок, присядем, рассмотрим его. Двигаемся дальше. Увидели цветок, нагнулись, рассмотрим его. Вдохнем свежего воздуха. И сядем на свои места.Ребята, мы с вами сейчас увидели столько много цветов, а в руках у нас нет ни одного. Почему?Мы не будем рвать цветы-Это капли красоты!Пусть они растут, цветут,Радость нам они несут!8. Работа с предложением.Посмотрите на картинки и, с помощью схемы, составьте предложение.Под, молодая, травка, сосной, зазеленела.Под сосной зазеленела молодая травка.А теперь запишем это предложение, разберем по членам предложения и по частям речи.Назовите ошибкоопасные места.9. Игра «Отгадай загадки» Весной вырастаютА осенью опадают.Отгадка листочкиКакое получилось слово? Какая орфограмма спряталась в слове? /Безударная гласная/.Какое подберём проверочное слово? /Лист, листик, листики/Запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму.Что мы можем сказать о листочках? /Они нежные, маленькие, липкие. Первая листва похожа на зелёную дымку/.Есть у весеннего цветкаПриметы, чтоб не ошибиться:Листик — как у чеснока,А корона — как у принца!-= Подснежник =-Каждый, думаю, узнает,Если в поле побывает,Этот синенький цветок,Всем известный-= Василёк =-Эх, звоночки, синий цвет,С язычком, а звона нет.-= Колокольчик =-На зеленой хрупкой ножкеВырос шарик у дорожки.Ветерочек прошуршалИ развеял этот шар. -= Одуванчик =-Отгадка ЦветыКакое получилось слово? Какая орфограмма спряталась в слове? /Безударная гласная/.Какое подберём проверочное слово? /Цвет, цветик/Запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму.Почему, говоря о весне, мы обязательно говорим о цветах. /Они появляются весной./ Как мы называем такие цветы? /Первоцветы, потому что первые. Подснежники, потому что из-под снега/ Какие вы знаете первые цветы? /Мать-и-мачеха, фиалка/.Что вы испытываете, когда видите первые цветы? /Радость, нежность, хочется их потрогать/.Эти цветы очень нежные, в букетах они быстро вянут. Поэтому не нужно их срывать. Он прилетает каждый годТуда, где домик ждёт.Чужие песни петь умеет,А всё же голос свой имееОтгадка СкворецКакое получилось слово? Кто такой скворец? /Это птица/. Какая орфограмма спряталась в слове? /Безударная гласная/.Какое подберём проверочное слово? /Скворушка/Запишите слово в тетрадь. Выделите орфограмму.Как мы готовимся к прилёту скворцов?/Строим скворечники/ Скворцов часто называют гонцы весны, предвестниками весны. Как вы думаете почему? /Потому что они прилетают одними из первых/.В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. Ответ: РучеекОтгадка Какое получилось слово? Какая орфограмма спряталась в слове? /Безударная гласная/.Как ещё можно назвать ручеёк? /Ручей/ А будет ли слово РУЧЕЙ проверочным к слову РУЧЕЁК? Почему? /Е под ударением/.Запишите слово.Что мы можем сказать о ручейке? /Весенний ручеёк, звонкий, весёлый, говорливый, быстрый, резвый/Мне кажется, что мы отлично справились с ребусами и сейчас вы можете отдохнуть и посмотреть на результат. Расслабьтесь, сядьте поудобнее. Почувствуйте, как весна наполняет ваши сердца радостью, теплом и светом.11. Составление картин и получение пословиц . Работа в группах.12. Релаксация. 13. Проверка знаний.Теперь снова за работу. Компьютер приготовил для вас задания. Вам нужно в тетрадях писать только букву, соответствующую вашему ответу. Если вы всё сделаете правильно, у вас получится слово.Найдите лишнюю букву Прочитайте слова, вспомните орфограммы и найдите лишнее словоКакое слово является проверочным слову ДОМИШКИ?Где допущена ошибка?Найди слово с безударной гласной в корнеНайди лишнее словоКакая буква пропущена в предложении?Если вы всё сделали правильно, у вас получилось слово МОЛОДЦЫ .14. Подведение итогов урока. Рефлексия. Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём со своими учителями, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.О чём говорили на уроке?(о безударных гласных)Чему научились?(составили новое правило, учились использовать это правило для проверки безударных гласных)Выберите нужную фишку : КРАСНУЮ - Я умею проверять безударные гласные. ЖЁЛТУЮ – Я умею, но пока с трудом подбираю проверочные слова.ГОЛУБУЮ – Я сегодня не смог ,но завтра выучу новое правило и научусь.ВЕСНА1. Время года. О характере погоды (температуре, влажности и т. п.); о листве, ее окраске, нарядности. Вёдреная, влажная, дождливая, засушливая, зеленая, златая (устар.), златокудрая (устар. поэт.), золотая, кислая (разг.), красная (нар.-поэт.), лучезарная (устар. поэт.), нарядная, ненастная, непостоянная, погожая (разг.), прихотливая, прохладная, пышная, роскошная, румяная, светозарная (устар. поэт.), слякотная (разг.), солнечная, студеная, сухая, теплая, травянистая, туманная, холодная, цветоносная, цветущая, ядреная (простореч.), яркая. О времени, характере наступления, продолжительности весны; о сопровождающих весну звуках, запахах и т.п. Благовонная, буйная, бурная, долгая, дружная, запоздалая, затяжная, звонкая, короткая, мимолетная, младая (устар.), многоголосая, молодая, напористая, поздняя, поющая, ранняя, стремительная, тихая, торопливая, хмельная (хмельная, устар.), юная. О впечатлении, психологическом восприятии. Беспокойная, благодатная, благодетельная (устар.), веселая, волнующая, волшебная, всеобновляющая (устар. поэт.), всеоживляющая (устар. поэт.), живительная, животворная (устар. поэт.), ликующая, праздничная, прекрасная, святая (устар.), тревожная, чарующая, чудесная, чудная. Голубая, жестокая, зеленокрылая, истерическая, крылатая, пугливая, сине-синяя, синяя, соловьиная, чахлая, черная. 2. О молодости, цветущем возрасте человека. Веселая, зеленая, златая (устар.), золотая, невозвратная, неповторимая.ласковое голубое последний звенит бегут юный лес любиттёплое лазурное серый поёт гонцы зелень золотистая поётсолнышко светлое рыхлый весёлая будят прозрачный лес радостногреет облака тёмный шумная вестники тёмный лес улыбнуласьсинеет грязный журчат зелёный дымблещет тает торопливые набухли почкипроталиныОсобые весенние звуки напоминают человеку о том, что долгая зима сменяется весной, что скоро будет зелено, тепло, и эти звуки рождают особое настроение. Послушайте отрывок из произведения Л. Н. Толстого “Пришла весна”.- Пришла весна. По мокрым улицам города журчали торопливые ручьи; цвета одежд, и звуки говора движущегося народа были ярки. В садиках за заборами пухнули почки деревьев, и ветви их чуть слышно покачивались от свежего ветра. Везде лились и капали прозрачные капли…, воробьи нескладно попискивали и подпархивали на деревьях, всё двигалось и блестело. Радостно, молодо было на земле и в сердце человека.формировать умение составлять художественное описание, иллюстрировать своё настроение, вызванное картинами природы;- формировать коммуникативно-речевые умения по сопоставлению выразительных средств, используемых в различных видах искусства (литература, музыка, живопись);- способствовать развитию творческого воображения детей;- обогатить словарь учащихся лексикой, помогающей передавать основную мысль произведения и своё настроение с помощью художественных текстов;- учить воспринимать красоту природы и эмоционально на неё откликаться;Весенние пословицы и поговоркиВесенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок.Весна - бабья работа (белка холстов).Весна все покажет (при таянии льда и снега).Весна днем красна (т. е. не сплошь).Весна и осень на пегой кобыле ездят. (с белыми пятнами, как снег)Весна красна, на все пошла.Весна красная, а лето страдное.Весна пришла - на все пошла.Весна слетает с земли (быстро уходит).Весна цветами красна, осень снопами.Весной безпольище, летом страдные работушки, осенью-то бездорожица, зимой зимушка студеная.Весной ведро воды - ложка грязи; осенью ложка воды - ведро грязи.Весной ветер из темени, осенью из ясени (арханг.).Весной дождь парит, осенью мочит.Весной и заяц на слуху сидит.Весной, что рекой прольет - капли не видать; осенью ситцем просеет - хоть ведром черпай.Весною сутки мочит, а час сушит.Вешний день на-семеро переездить (о распутице).Вешний ледок, что чужой избы порог (ненадежен).Вешний пир щами берет (взял).Вешний пир щами давят.Вешняя пора - поел да и со двора.Сухой март, а май мокрый делают хлеб добрый.Детские загадки о весне.Рыхлый снег на солнце тает, Ветерок в ветвях играет,Звонче птичьи голосаЗначит, к нам пришла ...(весна) Ручейки бегут быстрее,Светит солнышко теплее.Воробей погоде рад -Заглянул к нам месяц ...(март)Мишка вылез из берлоги,Грязь и лужи на дороге,В небе жаворонка трель -В гости к нам пришел ...(апрель)Сад примерил белый цвет,Соловей поет сонет,В зелень наш оделся край -Нас теплом встречает...(май)Новоселье у скворца Он ликует без конца.Чтоб у нас жил пересмешник,Смастерили мы ...(скворечник)Здесь на ветке чей-то домНи дверей в нем, ни окон,Но птенцам там жить тепло.Дом такой зовут ...(гнездо)Много снега - много хлеба, много воды - много травы. русская пословица Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта. русская пословица Красна весна цветами, осень - снопами. русская пословица Весна да осень - на дню погод восемь.русская пословица Весенний дождь растит, осенний гноит. русская пословица Весной день год кормит. русская пословицаПрозаВесной А.П. ЧеховС земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь природа. Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо! Воздух таки ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края и до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики ил долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворечни. Да, все хорошо в это счастливое время года, в особенности если вы молоды, любите природу…Картина весны Н.В. ГогольВесна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Уже голубели пролески, и по свежему изумруду первой зелени желтел одуванчик, лилово-розовый анемон наклонял нежную головку. Рои мошек и кучи насекомых показались на болотах; за ними вдогон бегал уже водяной паук; а за ним и всякая птица в сухие тростники собралась отовсюду. И все собиралось поближе смотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса , луга. В деревне пошли хороводы. Гулянью был простор. Что яркости в зелени! Что свежести в воздухе! Что птичьего крику в садах! Рай, радость и ликованье всего! Деревня звучала и пела, как бы на свадьбе.Весна в России КарамзинНигде весна не имеет столько прелести, как в России. Белая одежда зимы, наконец, утомляет зрение. Душа желает перемены. И звонкий голос жаворонка раздается на высоте воздушной. Сердце трепещет от удовольствия. Солнце быстрым действием лучей своих растопляет снежные холмы: вода шумит с гор, и поселянин, как мореплаватель, радостно восклицает : "Земля!" Реки рвут на себе ледяные оковы, пышно выливаются из берегов, и самый маленький ручеек кажется величественным сыном моря. Бледные луга, упитанные благотворной влагой, пушатся свежею травой и красятся лазоревыми цветами. Березовые рощи зеленеют. За ними и дремучие леса, при громком гимне веселых птичек, одеваются листьями, а ветерки повсюду разносят благоухание ароматной черемухи.Весенние голоса Родная речь. Нью-Йорк. 1970г.Березы стаяли еще голые, и на скворечнях лежал снег. Голые ветки качались от ветра. Почки на ветках были маленькие. Но им хотелось расти.- Можно? – спросила одна почку другую.- Нельзя, - ответила почка. – На земле еще снег, и в воздухе холодно.- Когда же будет можно?Почка качнулась вместе с веткой.- Ветер скажет.На земле еще лежал снег, и воздухе было холодно. В земле под снегом лежали рядом два зернышка. Они были холодные, но им тоже хотелось расти.- Можно? – спросило одно зернышко другое.- Нельзя, - ответило зернышко. – Земля еще мерзлая, и над нами темно.- Когда же будет можно?Зернышко прислушалось и ответило:- Вода скажет.Земля была еще мерзлая, и на реке лежал лед – толстый, синий. Рыбы дремали на дне, зарывшись в ил. Но им хотелось всплыть на поверхность реки, порезвиться половить мошек.- Можно? – спросила одна рыбка другую.- Нельзя, - ответила рыбка. – Вода еще очень холодная, и наверху тишина.- Когда же будет можно?Рыбка прислушалась и ответила:- Лед скажет.И все ждали: почки, зернышки, рыбки – ждали того дня, когда, наконец, будет можно.И вот этот день пришел: выглянуло ясное, теплое солнце и улыбнулось всем. Из далеких стран вернулись на родину скворцы и весело захлопотали в скворечнях.- Чувствуешь? – сказала березовая почка. – Какой теплый ветер! Можно расти.- Слышишь? – сказало зернышко. Можно расти.И огромные синие льдины понеслись по реке. Они толкали друг друга и громко шуршали: Мож-ж-жно! Мож-ж-жно!ВеснаУходи, Зима седая!Уж красавицы ВесныКолесница золотаяМчится с горной вышины! …У неё не лук, не стрелы,Улыбнулась лишь, - и ты,Подобрав свой саван белый,Поползла в овраг в кусты! Да найдут и по оврагам!Вон уж пчёл рои шумят,И летит победным флагомПёстрых бабочек отряд! А. Н. МайковХолодная веснаУже весна в календаре,Но всюду лужи во дворе,И сад пустой и голый.Везде вода течет рекой,Давно пора сажать левкойНа клумбах перед школой.Давно купили семена,И вдруг — холодная весна.Агния БартоВ марте мороз скрипуч, да не жгуч.На Сороки (22 марта) день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Апрель с водою — май с травою.Солнышко с апрельской горки в лето катится.Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.Апрельские ручьи землю будят.Пришел май — под кустом рай.Май леса наряжает — лето в гости ожидает.Майская травка и голодного кормит.Топ-топ, топает туристТоп-топ, топает туристС рюкзаком тяжёлым вверх и вниз.Ну, ещё, дружок, разок толкни,Только, милый, шею не сверни.Припев:Топ-топ, топ-топ, очень не легки,Топ-топ, топ-топ, наши рюкзаки.Топ-топ, чёртова гора,Мы шагаем с самого утра,Мы шагали высунув язык,Мы уже похожи на шашлык.Припев.Топ-топ, косточки хрустят,Но кричит инструктор: "Не пищать!"-Мы шагаем все, как ишаки,Скажут люди: ну и чудаки!Припев.Топ-топ, пусть меня простят,Но ведь это, братцы, сущий ад,Дайте, я на этом вот бугруЛягу и тихонечко помру.